Урок-повторение по теме "Синтанксис. Пунктуация" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

1) продолжить развивать познавательную деятельность учащихся по данной теме;
2) развивать мышление, внимание, навыки конструирования предложений, навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью и обращениями, в предложениях с однородными членами; вырабатывать умения строить схемы предложений, производить их разбор, делать выводы;
3) воспитывать интерес к русскому языку на основе сказок, используя различные формы и методы работы; воспитывать самостоятельность мышления.

Знать:

1) простое предложение и сложное;
2) однородные члены;
3) обобщающее слово;
4) обращение;
5) прямая речь.

Уметь: расставлять знаки препинания:

1) в сложных предложениях;
2) при однородных членах и обобщающих словах;
3) при обращении;
4) в предложении с прямой речью.

План урока:

2 мин. 1. Организационный момент (цели урока, домашнее задание).

7-8мин. 2. Проверка знаний учащимися теории (кроссворд).

20 мин. 3. Закрепление изученного по разделу.

4-5 мин. 4. Тестовое задание.

3 мин. 5. Вывод по уроку.

2 мин. 6. Выставление оценок.

Ход урока:

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Мы начинаем урок, который называется “Повторение изученного по теме “Синтаксис.

Пунктуация”. На этом уроке мы должны повторить все, что изучали в этом разделе.

Итак, к концу урока мы должны

Знать:

1) что собой представляют простое и сложное предложение;
2) что такое однородные члены предложения;
3) обобщающее слово при однородных членах;
4) что такое обращение;
5) что такое прямая речь,

уметь: расставлять знаки препинания:

1) в сложных предложениях;
2) при однородных членах и обобщающих словах;
3) при обращении;
4) в предложении с прямой речью,
5) чертить схемы предложений.

2. Проверка знаний учащимися теории (кроссворд).

Учитель: запишите в тетрадях число и тему урока.

Ребята, чтобы вы смогли сегодня хорошо поработать, вы должны знать термины и грамотно использовать их в течение урока. Давайте же их повторим.

Кроссворд. У доски работает ученик. Остальные в тетрадях записали заголовок “Терминологический диктант”.

По горизонтали:

1. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? (Сказуемое)

2. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ  действия и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? (обстоятельство)

3. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что? (Подлежащее)

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)

5. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между  частями сложного предложения. (Запятая)

По вертикали:

6. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

7. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (Дополнение)

8. раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания. (Пунктуация)

Оценка.

3. Закрепление изученного материала.

-Хорошо! Молодцы, ребята! Повторили основные термины. Знания их вам сегодня пригодятся в работе.

А сейчас мы должны закрепить полученные знания. Помогать вам в работе будут консультанты, назначенные мною на этот урок (3 консультанта).

1. Ну, что ж, приступаем к работе.

1 консультант: а) что собой представляет сложное предложение;

б) дать определение сложному предложению;
в) что такое однородные члены предложения?

Оценка.

Закрепление:

1) Войско в горы царь приводит - У доски 1 ученик.

И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.

2)

Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы.

Дополнительный вопрос: почему во втором предложении перед и стоит “,” , а в первом нет?

Оценка.

Остальные: ребята, у вас у каждого есть карточки с предложениями. Вы производите разбор предложений в этих карточках. Задание:1) расставить где нужно знаки препинания;2) объяснить их постановку;3) начертить схемы предложений. Приложение 1.

Вывод: мы повторили сложное предложение и предложение с однородными членами(их отличие)

2. Рассмотрим предложения с однородными членами и обобщающим словом при однородных членах.

2 консультант: а) какое слово мы называем обобщающим?

У доски работает ученик. Все записывают предложения в тетрадь.

3) Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно.

Дополнительный вопрос: почему между первым и вторым однородными членами стоит “,” , а между вторым и третьим – нет?

5)

Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.

Оценка.

Вывод: повторили знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающем слове.

3. –А сейчас немного отдохнем от письменной работы и поработаем устно.

Посмотрим, как хорошо на слух вы можете определить количество однородных членов в предложении. Приготовьте сигнальные карточки.

1)

Коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.

2)

Живет Балда в поповом доме,
Спит на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.

3)

Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.

4)

Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит.

5)

Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Молодцы!

4. К сегодняшнему уроку несколько ребят получили индивидуальное задание: написать сказку “Об однородных членах и их добрососедских отношениях”. Работу всех ребят я оценю позже, а одну сказку мы все-таки послушаем.

Оценка.

5. Дифференцированная работа.

1 группа - по схемам составить и записать сказочные предложения. Приложение 2.

2 группа - у доски работает 1 ученик, остальные в тетрадях:

Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела, а мачеха худела и дурнела от злости.

Дополнительно всем:

Царь дал ему припасов, напитков и палатку с золой маковкой.

Оценка.

Слушаем предложения, составленные первой группой.

Оценка.

6. Следующий этап – повторяем обращение.

3 консультант:

а) что такое обращение?
б) знаки препинания при обращениях.

Оценка.

Задание: схематический диктант. На обратной стороне доски работает один ученик.

  1. Свет мой, зеркальце, скажи…
  2. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
  3. Здравствуй, сестрица Аленушка!

Оценка.

4. Тестовое задание.

Работа в парах - взаимопроверка.

Задание: начертить на слух схемы предложений.

А) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.

Б) Видит девица, что тут люди добрые живут.

Учитель:

-Скажите, ребята, вам нравятся сказки А.С.Пушкина? А народные?

- А чему нас учат эти сказки?

(Вернулись к эпиграфу урока: Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.)

5. Вывод по уроку.

Итак, ребята, урок наш подходит к концу, давайте подведем итог.

Возвращаемся к тому, с чего начали. Глядя на доску, скажем, все ли мы повторили, что было запланировано.

Вывод делает ученик.

Оценка.

6. Выставление оценок.

-Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились. Но еще не все ученики знают свои оценки (за карту королевства, за сказки).