Урок математики в 3-м классе по теме "Нахождение доли числа" ("Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Основные цели и задачи:

  1. Закреплять представление о понятии “доля”.
  2. Продолжать учиться читать и записывать доли.
  3. Формировать представления об алгоритме поиска доли числа.
  4. Начать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли числа.
  5. Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. Учебник Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких “Моя математика”, 3 класс
  2. Карточки устного счета.
  3. Математическое лото.
  4. Картинки с фрагментами из мультфильма “Тайна третьей планеты”.

Ход урока

1. Организационный момент.

На нашем уроке присутствует много гостей. Поприветствуйте их.

Настройтесь на отличную работу: сегодня мы будем совершать открытия, решать задачи, примеры, уравнения.

2. Актуализация знаний.

Ребята, нам пришло письмо! Чтобы его открыть, надо выполнить задание:

- Запишите трехзначное число, сумма цифр которого равна 8, число единиц – 5, сотен – на 4 меньше (125)

- Запишите число, сумма цифр которого равна 9, сотен – 3, десятков – в 2 раза больше (360)

- Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых

(125 = 100 + 20 + 5
360 = 300 + 60)

- Найдите сумму и разность этих чисел. (Ответы читаем хором)

(365 + 125 = 485
360 – 125 = 235)

Ответы совпадают с кодом на конверте! Кто сможет просчитать это число?

(Открываем конверт, читаем: “Приглашаю вас на День Рождения! Алиса”)

Ребята, а обратного адреса нет. Как вы думаете, какая Алиса пригласила нас в гости?

(Алиса Селезнева/ Лиса Алиса/ Алиса из Зазеркалья)

Чтобы не ошибиться, давайте посчитаем и отгадаем автора, который придумал эту Алису. (Устный счет)

(64 + 75) – 44 = 95 И

38 + 47 + 22 + 33 = 140 Б

(16 + 34) · 5 = 250 У

5 · 37 · 2 = 370 Ч

24 · 11 = 264 Л

(37 + 48) – 18 = 67 К

24 + 31 + 26 + 19 = 100 Р

(22 + 38) · 6 = 360 Ы

2 · 38 · 5 = 380 Ё

42 · 11 = 462 В

67

95

100

140

250

264

360

370

380

462

К

И

Р

Б

У

Л

Ы

Ч

Ё

В

Расположите ответы в порядке возрастания и вы прочтете фамилию автора.

КИР БУЛЫЧЁВ

Теперь очевидно, что нас пригласила к себе в гости Алиса Селезнева. Ребята, а где она сейчас находится?

(На неизвестной планете)

Как же мы туда попадем? Необходимо сконструировать ракеты (по группам), а командиры экипажей у доски сконструируют ракету для гостей.

(Каждой группе раздается конверт с математическим лото)

Объявляется минутная готовность.

(За минуту члены экипажа должны решить по одному примеру, найти ответ на поле и положить туда свою карточку, перевернув ее, если все примеры будут решены правильно, получится изображение ракеты).

Мы летим! Закройте глаза, представьте, что вы видите (под музыку).

3. “Открытие нового знания”

Мы приземлились на “поляне открытий”. Чтобы двигаться в нужном направлении, нам надо выполнить задание, у каждой группы оно свое. Вы найдете его в конверте.

(Каждой группе дается полоска в 16 см длиной и 1 см шириной)

1 группа – согните полоску пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?

Запишите.

(16 : 2 = 8 см)

2 группа – согните полоску пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?

(16 : 4 = 4 см)

3 группа – согните полоску пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?

(16 : 8 = 2см)

4 группа – согните полоску пополам, затем еще раз пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?

(16 : 16 = 1см)

5 группа – согните полоску пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. На сколько частей вы разделили полоску (целое)? Чему равна длина этой полоски?

Полоску (целое) разделили на 8 равных частей.

Длина полоски равна 2 см, так как 16 : 8 = 2 (см)

Сделайте вывод! Что надо сделать, чтобы найти (энную) долю числа а?

а : n

(Каждая группа после обдумывания еще раз предъявляет работы).

Мы сегодня совершили главное открытие сегодняшнего путешествия – как найти долю числа. Это и есть тема нашего урока.

(открываем на доске – Нахождение доли числа)

4. Первичное закрепление.

№ 3 стр. 78

Перед вами город геометрических фигур. Назовите фигуры.

(ломаная кривая, луч, отрезок)

Отрезок АВ имеет длину 12 см. (работа в парах)

1 вариант. Начерти этого отрезка.

12 : 3 = 4 см

2 вариант. Начерти этого отрезка.

12 : 6 = 2 см

Сложите длины своих отрезков. Если у вас получилось 6 см, вы выполнили задание правильно!

В этом городе существуют свои правила движения – тише едешь, дальше будешь.

№ 4 стр.78

дм = см

дм = см

дм = см

м = см

дм2 = см2

м2 = дм2

(К доске выходят по очереди по одному человеку от каждой команды).

Физкультминутка.

Проводит человек, у которого в руках круги разного цвета, соответствующие трем цветам светофора.

Красный – стоим

Желтый – присели

Красный – идем

5. Повторение и закрепление изученного.

На День Рождения принято приходить с подарками. Поэтому мы попадаем в магазин подарков!

Решение задач.

№ 5 (а)

36 : 3 = 12 (п.) - книги

Ответ: 12 книг.

№ 5 (б)

  1. 45 : 15 = 3 (дм) – запуталось
  2. 45 – 3 = 42 (дм) – осталось

2 человека у доски - № 5 (в). На местах учащиеся работают в парах по вариантам.

1 вариант.

42 дм – 7 к.

? дм – 9 к.

  1. 42 : 7 = 6 (дм) – на одну коробку
  2. 6 9 = 54 (дм) – нужно для 9 коробок
2 вариант.

42 дм – 7 к.

? дм – 12 к.

  1. 42 : 7 = 6 (дм) – на одну коробку
  2. 6 12 = 72 (дм) – нужно для 9 коробок

Сложите полученные ответы.

(54 + 72 = 126)

Если у вас получилось 126, значит, вы верно решили задачу.

Именно в доме под этим номером и ждем нас Алиса Селезнева.

6.

Вот мы и попали к Алисе в гости! Алиса тоже приготовила для вас подарок, ребята.

(В конверте – домашнее задание в форме математической игры раскраски на знание таблицы умножения)

7. Итог урока.

- Все ли получилось у вас на уроке?

- Какие задания показались наиболее трудными?

- Какие задания были наиболее интересными?