Урок внеклассного чтения в 3-м классе "По следам летнего чтения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование культуры чтения, совершенствование читательских умений;
  2. Расширение литературного кругозора, развитие интереса к книге;
  3. Обогащение внутреннего мира, создание условий для самовыражения учащихся.

Оборудование: выставка книг, 4 листа с кроссвордами, 4 листа с тестами, разноцветные билеты с вопросами, загадочные предметы: перо, блюдечко с яблочком, галоши, мешок, змея, золотой пояс, лук и стрелы, заяц.

Предварительная подготовка:

  • формирование 4 команд;
  • выбор капитанов;
  • придумывание названия, девиза, эмблемы команды.

Научить воспринимать книгу всей душой, находить в ней ответы на волнующие вопросы – это ли не главное в работе каждого из нас? Убеждена, что только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает у них интерес к чтению.

В нашем классе стали традиционными уроки внеклассного чтения по итогам летней работы детей. В ходе урока – отчета используются вопросы детей, взятые из их читательских дневников, которые они ведут летом.

По окончании 2 класса детям был предложен следующий список для летнего чтения:

  1. Былины "Добрыня Никитич и Змей", "Илья Муромец".
  2. Мифы Древней Греции "Подвиги Геракла".
  3. П.П.Ершов "Конек-горбунок"
  4. Гарин-Михайловский "Детство Тёмы".
  5. К.Г.Паустовский "Кот-ворюга", "Последний черт", "Резиновая лодка", "Заячьи лапы".
  6. М.Пришвин "Рассказы о природе".
  7. И.А.Крылов "Басни".
  8. Л.Н.Толстой "Золотой ключик"
  9. Э.Н.Успенский "Вниз по волшебной реке".
  10. В.П.Крапивин "В ночь большого прилива" (фантастические повести).
  11. Ю.И.Коваль "Приключения Васи Куролесова".
  12. М.Зощенко "Рассказы о Лёле и Миньке".

В сентябре мы провели урок - отчет “По следам летнего чтения”.

Ход урока

Пусть будет радостною встреча,
В таком знакомстве дружбы суть.
Мы начинаем конкурс наш,
Как говорится, в добрый путь!

Учитель: Сегодня мы подведем итоги летнего чтения. 4 команды будут бороться за право получить звание “Знатоки летнего чтения”. Его обладателем станет та команда, которая пройдет все испытания. Жюри будет оценивать правильные, полные ответы, а также снимать баллы за плохую дисциплину. Желаю вам удачи! И мы начинаем!

1 конкурс. “Визитная карточка команды”.

Команды показывают свою эмблему, говорят название и объясняют, почему именно его они выбрали (оценка 5 баллов).

2 конкурс. “Герой – невидимка”.

Я сообщу вам что-то о героях какого-нибудь произведения, а вы должны назвать автора и название этого произведения.

1) Это славный казак, дородный добрый молодец, крестьянский сын, славный богатырь да святорусский, удалый, храбрый, сильный, но таким он был не всегда. Целых 30 лет лежал он без движения, пока не произошло чудо (Илья Муромец).

2) Этого героя автор называет “тертый калач” - он сыщик, умный, сообразительный, но еще не опытный, храбрый; худой, широкоплечий, нос несколько великоват, глаза прищуренные, а щеки загорелые и крепкие, как грецкий орех (Вася Куролесов).

3) Это умный, преданный своему хозяину герой, всегда помогал ему и выручал из беды. На вид он как игрушка: ростом в три вершка, на спине с двумя горбами и аршинными ушами (Конек-Горбунок, П.Ершов)

4) Это мальчик-гимназист. Сначала он непослушен, шалун, драчун, ябеда, плохой ученик, но потом исправился и даже проявил мужество: спас своего четвероногого друга. (Тема, Гарин-Михайловский)

Оценка 3 балла.

3 конкурс. “Литературный кроссворд”.

  1. Кем при царе служил Чумичка? (Писарь)
  2. Кем был отец Ильи Муромца? ( Крестьянин)
  3. Место работы главного героя повести В. Крапивина “ В ночь большого прилива” (театр)
  4. Кто был отец у богини Артемиды-охотницы (Зевс)
  5. В каком городе жил Добрыня Никитич (Киев)
  6. Имя Мифического Греческого героя, совершившего 12 подвигов (Геракл)
  7. Как звали брата Лели (Минька)
  8. Кем был отец Темы (Генерал)
  9. Куда упала Жучка, которую спасал Тема? (колодец)

4 конкурс. “Загадочные предметы”.

Участники команд отгадывают, из какого произведения предмет и какую роль он сыграл в этом произведении.

В это время капитаны отвечают на вопросы теста.

  • Перо жар-птицы (“Конек-Горбунок”).
  • Блюдечко с яблочком (“Вниз по волшебной реке”).
  • Галоши (“Рассказы о Леле и Миньке”).
  • Мешок (“Приключения Васи Куролесова”).
  • Змея (“Добрыня Никитич и Змей”).
  • Золотой пояс (“Девятый подвиг Геракла “Пояс царицы амазонок”).
  • Лук и стрелы (“Илья Муромец”).
  • Заяц (“Заячьи лапы”).

Тест

1. Как звали собаку Васи Куролесова?

  • Юнга;
  • Капитан;
  • Матрос;
  • Боцман.

2. Имя царя, у которого служил Геракл?

  • Эврилей;
  • Эвридей;
  • Эримей;
  • Эврисфей.

3. Откуда Тема спасал Жучку?

  • Из сарая;
  • Из колодца;
  • Из подвала;
  • Из капкана.

4. Какого цвета был Кот-ворюга?

  • Рыжий;
  • Серый;
  • Черный;
  • Белый.

5. Какое угощение всегда приносила бабушка Леле и Миньке?

  • Мороженое;
  • Конфеты;
  • Торт;
  • Пирожные.

6. Сколько кораблей проглотил Чудо-Юдо рыба-кит из “Конька-Горбунка”?

  • 100;
  • 30;
  • 80;
  • 50.

7. Как звали правнука Бабы Яги?

  • Костя;
  • Витя;
  • Митя;
  • Петя.

8. Кто победил Соловья-Разбойника?

  • Добрыня Никитич;
  • Илья Муромец;
  • Алеша Попович;
  • Иван Дубрович.

Оценка 1 балл за верный ответ.

5 конкурс. Волшебный горшочек.

В горшочке разноцветные билеты с вопросами, капитаны команд выбирают билет и отвечают на поставленный вопрос.

Синие:

– Почему у Соловья-Разбойника было такое имя?

- Зачем Минька прятал дневник от папы? (В нем стоял кол и он боялся, что ему не подарят фотоаппарат)

- Почему куры боялись Кота-Ворюгу? (Он их напугал, когда они клевали гречку)

- Какой масти были кони, подаренные Ивану кобылицей? (Вороные)

- Почему Геракл выполнял приказы Эврисфея? (Он хотел обрести бессмертие)

- За что царь невзлюбил Ивана-дурака в сказке “Конек-Горбунок”? (Он скрыл перо жар-птицы)

Красные:

- Сколько экзаменов пришлось пересдавать Теме, чтобы перейти в 3 класс? И какие это экзамены? (русский, латинский, география)

- Что оказалось в мешке, который привез с базара Вася Куролесов? (Рыжий пес)

- Сколько ведер воды выпил Кощей, чтобы восстановить силы? (12)

- Какими звуками кричал Соловей-разбойник? (по-соловьему, по-звериному, по-змеиному)

- Куда и зачем посылал Царь Ивана-дурака? (за жар-птицей, царь-девицей, за перстнем)

- Какой величины был Немейский лев, и чем он занимался? (чудовищной величины, с длинной косматой гривой; он опустошал окрестности города Немеи)

Зеленые:

- В какой деревне жил Вася Куролесов? (Сычи)

- Куда отправились Леля, Минька и Степан? (В кругосветное путешествие)

- Почему царь Макар хотел уйти в деревню? (Ему надоела царская жизнь)

- О чем договорились Добрыня и Змей? (Змей не будет красть людей, а Добрыня не будет топтать змеёнышей)

- Для чего Володя привязал веревочку к якорю и железному шиповнику? ( Чтобы планеты не расходились и друзья могли встречаться снова)

-Почему Геракл носил шкуру Льва? (Когда ему было 18 лет, он убил Киферонского льва, который уничтожал быков его отца. С той поры Геракл носил шкуру на спине, а львиная пасть служила ему шлемом)

Желтые:

- Что хотел подарить Теме его отец, в день, когда Тема пошел в гимназию? (Кинжал)

- Зачем Митя с Бабой Ягой поехали к Василисе Премудрой? (Чтобы предупредить её о том, что творится во дворце)

- Какое прозвище было у Тараканова, героя повести “Приключения Васи Куролесова? (Тараканий Ус, Тараканиус)

- Почему Иван-дурак не сварился в котле с кипятком?

- Как называлась гора, в норе которой прятался Змей? (Сорочинская)

- Сколько лет Илья Муромец был недвижим, и кто ему помог обрести силу и веру в себя? (30 лет, помогли странствующие люди)

Оценка 1 балл за верный ответ.

Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, команды совещаются и выбирают лучший, на их взгляд, вопрос из тех, которые были заданы в викторине.

Вручение грамот команде – победительнице и четырем авторам лучших вопросов.

На этом, друзья, наш конкурс кончается.
Время летит, его не вернуть,
А в финале всем скажем
(Хором) Мы не прощаемся,
До свиданья! До встречи!
В счастливый путь!

Учитель: В мир книги, в мир литературы,
В мир прекрасного и вечного!