Интегрированный урок (русский язык + информатика) в 4-м классе. Обобщение знаний по теме "Имя существительное и текстовый редактор Microsoft Word"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели: Создать условия для:

  • обобщения знаний об имени существительном как части речи (значение, род, склонение в единственном и множественном числе, несклоняемые имена существительные);
  • закрепления умения определять падеж имен существительных, сопоставлять и распознавать существительные 1, 2, 3 склонений;
  • совершенствования умения правильно употреблять в речи имена существительные множественного числа;
  • закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме: “Текстовый процессор Microsoft Word”;
  • развития умения и навыка работы с клавиатурой;
  • воспитания интереса к предмету, ответственности за результат своего труда и труда своих товарищей.

Урок проходит в кабинете информатики.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • мультимедийный проектор,
  • локальная сеть.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент

- Сегодня у нас очень важный урок, т.к. мы подведем итоги, проверим ваши знания, которые вы получили при изучении тем: “Имя существительное” и “Текстовый процессор Microsoft Word”. А чтобы вам было интересно проведем урок-КВН. Возьмите друг друга за руки – почувствуйте тепло рук ваших товарищей. Вам понадобится их поддержка и помощь. Улыбнитесь друг другу… и мы начинаем КВН.

(Учащиеся заранее делятся на команды, придумывают названия и эмблемы, готовят “музыкальную паузу” и приветствия.)

II. Приветствие команд (участвуют 3 команды)

Все ученики:

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.

1 команда:

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

2 команда:

И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

3 команда:

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.

Все поют песню о КВН (на мелодию песни “Улыбка” В. Шаинского).

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что не говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик родной язык,
Ты богат родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Приветствие жюри: (хором капитаны)

Всем и слава, и почет!
Все мы любим точный счет.

Представление команд.

-Угадай название каждой команды.

1-я команда:

Название команды – это слово, которое отвечает на вопрос что? Это есть у каждого, она украшает лицо.

(Улыбка)

2-я команда:

О ней Н.Носов писал в своем рассказе. Дети ее очень испугались.

(Живая шляпа)

3-я команда:

У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, но живой.

(Подснежник)

III. Работа в программе Microsoft Word.

Учащиеся рассаживаются за компьютеры по командам. Для каждой команды два компьютера: на первом компьютере предлагаются задания в виде слайд - презентации, на втором – учащиеся выполняют задания.

Ребята, сегодня мы будем работать с вами в программе Microsoft Word. Посмотрите на экран, давайте повторим правила работы за компьютером. (Приложение 3, слайд 1,2)

На рабочем столе на втором компьютере открываем документ Microsoft Word, который называется КВН.

На первом компьютере, так же на рабочем столе находиться слайд – презентация КВН, откройте ее и начните показ слайдов.

(Звучит песня В. Шаинского “Мы начинаем КВН”, приложение 1, слайд 1)

- Давайте посмотрим второй слайд. Это наш путеводитель по конкурсам. Каждая команда работает со своими заданиями: “Улыбка” - задания под номером 1, “Живая шляпа” - задания под номером 2, “Подснежник” - под номером 3. Для того, чтобы вернуться в наш путеводитель, нужно нажать на “домик” в правом нижнем углу слайда с вашим заданием.

На каждый конкурс отводиться 3 минуты, учитель координирует и направляет работу учащихся.

Конкурс “Разминка”

10 очков - правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

1 команда 2 команда 3 команда
На какой вопрос отвечает имя существительное?

Запиши слова в два столбика: девочка, мир, мальчик, тишина, рыба, пляска, Маша, сон.

Что обозначает имя существительное? Выпишите имена существительные: облака, говорит, учитель, пишут, золотой, пар, добрый, утро, сад, осень, дети, парта. Как изменяется имя существительное? Запишите слова в два столбика: щипцы, мука, железо, сани, ножницы, очки, сахар, молоко.

Конкурс “Слово-змейка”

Что мы не сказали об имени существительном?

- имеет род.

1 очко – 1 слово. Напишите за 3 минуты. Каждое следующее слово должно начинаться на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово.

1 команда 2 команда 3 команда
Имена существительные мужского рода Имена существительные женского рода Имена существительные среднего рода

Конкурс “Найди слово”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

- Отгадайте, что это за слово?

1 команда 2 команда 3 команда
Корень в слове снежинка

Приставка в слове подъезжал

Суффикс в слове лесник

Окончание в слове стол

Корень в слове вязать

Приставка в слове замолчать

Суффикс в слове сказка

Окончание в слове рыба

Корень в слове сказка

Приставка в слове расход

Суффикс в слове извозчик

Окончание в слове дом

Конкурс “Капитанов”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

- Образуйте единственное число у данных слов:

1 команда 2 команда 3 команда
Мыши

Лучи

Врачи

печи

Ключи

Мячи

Ночи

броши

Скрипачи

Ерши

Дочери

камыши

- Какое правило использовали, выполняя это задание?

Конкурс “Мешки”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

- Какие три склонения есть у имен существительных?

Данные слова разбейте на три группы, по склонениям, разложите по “мешкам”:

1 команда 2 команда 3 команда
Олень

Соль

Лопата

Лошадка

Лошадь

Болото

Изгородь

Корень

Петя

Журавль

Игрушка

Кровать

Трактор

Крыло

Дедушка

Поляна

Поле

Ель

Агроном

Молодежь

Морковь

Дорога

Молоко

Сестра

Дядя

Сердце

Ночь

IV. Гимнастика для глаз

- А сейчас все внимание на экран, ваши глаза устали, давайте сделаем гимнастику для глаз. (Приложение 3, слайд 3)

Конкурс “Слово в слове”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

Найдите слова, спрятанные в данных словах:

1 команда 2 команда 3 команда
Укол

Удочка

Точки

Крот

Гроза

клен

Хлев

Коса

Щель

Столб

Бусы

лужи

Парк

Шутка

Зубр

Склад

Спорт

муха

Конкурс “Яблочко”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

Поставь данные существительные в родительный падеж.

1 команда 2 команда 3 команда
Апельсины

Яблоки

Места

Дела

Помидоры

Сапоги

Ботинки

Носки

Килограммы

Чулки

Валенки

Окна

Конкурс “Путаница”

10 очков – правильный ответ.

1 очко неправильный ответ.

- Расставьте знаки препинания, определите падеж имен существительных.

1 команда 2 команда 3 команда
Я люблю уроки русского языка на этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка Теплотой веет от близких с детства слов мир родина труд мама дружба красив и богат русский язык Торжественно произносим слова свобода равенство братство русский язык помогает нам дружить

Конкурс “Одно слово”

10 очков – правильный ответ.

1 очко неправильный ответ.

- Запишите одним словом.

1 команда 2 команда 3 команда
Храбрый человек

Умный человек

Добрый человек

Болтливый человек

Ленивый человек

Веселый человек

Мудрый человек

Богатый человек

Грубый человек

Конкурс “Разбор”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

- Разобрать имя существительное, как часть речи.

1 команда 2 команда 3 команда
По стене У окна На небе

Конкурс “Наборщик”

1 очко за каждое слово.

- Составьте новые слова из букв слова:

1 команда 2 команда 3 команда
электростанция землетрясение автокатастрофа

Конкурс “Падежи”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

- Укажи в словосочетаниях падеж имен существительных:

1 команда 2 команда 3 команда
Вижу Москву

Сижу на крыше

Пишу ручкой

Сижу около двери

Иду по улице

Вышел из школы

Думаю о друге

Живу у дедушки

Собирай по ягодке

Рассказал про учителя

Склонился над книгой

Успех в работе

Конкурс “Множественное число”

10 очков – правильный ответ.

1 очко - неправильный ответ.

- Поставьте существительные в множественное число:

1 команда 2 команда 3 команда
Директор

Инженер

Карман

Доктор

Трактор

Сторож

Медведь

Шофер

Столяр

V. Работа с учебником А.В.Горячевой “Информатика в играх и задачах 4 класс, часть 2”

Конкурс “Определи предмет”

- Откройте учебник и выполните задания:

1 команда 2 команда 3 команда
Страница 28,

задание №2

Страница 48,

задание №21

Страница 49,

задание №23

VI. Подведение итогов

А сейчас пришло время подвести итог нашей игры. В своем документе 1 команда выравнивает текст по середине, выставляет шрифт курсивом и размер шрифта 22, 2 команда выравнивает текст по левому краю, выставляет шрифт подчеркнутым и размер шрифта 20, 3 команда выравнивает текст по правому краю, выставляет шрифт полужирным и размер шрифта 24. Сохраните ваши ответы и дайте документу имя вашей команды. Отправьте работы по локальной сети на компьютер жюри, на рабочий стол в папку “КВН”. Пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза.

VII. Музыкальная пауза

С.Маршак “Знаки препинания”

Чтец:

У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит, оглушительно кричит.

Восклицательный знак:

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Чтец:

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак:

Кто? Кого? Откуда? Как?

Чтец:

Явились запятые
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Запятые:

Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ. (входит точка с запятой)
Если нет над вами точки
Запятая – знак пустой.

Чтец:

Прискакало многоточие,
Прискакало двоеточие.

Двоеточие:

Нет, постой!
Я важней, чем запятая,
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

Чтец:

Но сказала многоточие,
Еле глазками ворочая.

Многоточие:

Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать
Ставят многоточие…

Чтец:

Вопросительный знак удивился:
- То есть как?

Чтец:

Восклицательный знак возмутился:
То есть как!

Чтец:

И сказала точка,
Точка-одиночка:

Точка:

Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.

VIII. Рефлексия.

Ребята, какое настроение у вас?

Что вам понравилось на уроке?

Где вам пригодятся эти знания?

Что вам удалось?

Слово жюри. Награждение победителей…

Приложение 2 (Мелодия 1, Мелодия 2)