Открытый урок по теме "Откуда берется шоколад?" Мир вокруг нас, 1-й класс, А.А. Плешаков

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи урока:

  1. Познакомить детей с производством хорошо известного шоколада, показать его природное происхождение.
  2. Постараться вместе с детьми ответить на вопрос: Полезен или вреден шоколад?
  3. Через проектную деятельность формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности.
  4. Приобретать навыки работы в разновозрастной группе, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.
  5. Учить работать с дополнительными источниками информации.
  6. Знакомит с возможностями Интернета, как источника дополнительной информации и источника передачи информации.

Ожидаемый результат: размещение готовых проектных продуктов в сетевом проекте: “Полезен или вреден шоколад?”.

Оборудование.

  • компьютер,
  • мультимедийная установка,
  • экран,
  • готовые продукты проекта – презентации к уроку.
  • материалы для практической работы.

Предварительная работа. Учащиеся принимают участие в проекте “Полезен или вреден шоколад”. Готовый продукт проекта – презентации учащихся. Кураторами каждой группы являются учащиеся 8 класса.

Приложение № 1 для учителя Презентация проекта.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Этап. Сообщение цели.

- Отгадайте загадку

Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь -
За море умчится. (Письмо)

- Ребята, на прошлом уроке мы узнали, как путешествует письмо.

Мудрая Черепаха просит нас написать письмо своему другу Зелебобе, на улицу Сезам. Ее друг просит ответить на вопрос: какие продукты дети будут любить через сто лет? Я приглашаю всех вас, ребята, помочь мне и Черепахе. Скажите, что чаще всего мы берем в гости для угощения? (Ответы детей.) Конечно, коробочку шоколадных конфет или плиточку вкусного шоколада!”

Ученик читает отрывок из стихотворения.

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ль прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть.
Больше ему не съесть.
Он у меня еще маленький.

Вспомнили эти строки? Теперь вы согласны со мной, что шоколад любят все?

3. Сообщение проблемных вопросов.

Проблемные вопросы:

  • Откуда же взялся всеми любимый шоколад?
  • Полезен ли он для нас?
  • Какие блюда можно приготовить из шоколада?

Давайте вот это и напишем Зелебобе, и убедим его, что и через 100 лет шоколад будут любить дети и взрослые.

Учащиеся заранее готовятся по заданной теме. Кураторами выступают учащиеся 8 класса. Все выступления детей сопровождаются Презентацией.

4. Итоговая конференция. Сообщения учащихся. Результаты проектной деятельности.

На экране задания творческих групп.

1 “творческая мастерская” – “Исследователи”.

Задание группы №1.

1. Используя различные источники, выяснить, как влияет шоколад на здоровье человека?

2. Сделать вывод: полезен ли шоколад.

3. Провести анкету.

4. Оформите отчёт в форме презентации.

Задачи:

  • Выяснить исторические происхождения шоколада.
  • Найти информацию о влиянии шоколада на здоровье человека.

2 “творческая мастерская” – “Аналитики”

Задание группы №2.

1. Используя различные источники выяснить, как относятся к шоколаду медики. Привести примеры.

3. Сделать выводы.

2. Оформите отчёт в форме презентации.

Задачи:

  • Выяснить из разных источников мнение медиков сторонников и противников шоколада.
  • Как влияет на обмен веществ шоколад.
  • Может ли шоколад повысить настроение?
  • Мнение стоматологов о шоколаде.
  • Из истории медицинских фактов.
  • Какие болезни можно заесть шоколадом?
  • Выяснить мнение зарубежных специалистов.

3 “творческая мастерская” – “Историки”.

Задание группы №3.

1. Используя различные источники, выяснить, какие существуют требования к изготовлению шоколада.

Найти требования к стандарту хранения шоколада.

2. Как готовят и из чего шоколад?

3. Сделать выводы.

4. Оформите отчёт в форме презентации.

Цель: собрать информацию о том, как готовят шоколад, о требованиях к производству и хранению шоколада.

4 “творческая мастерская” – “Веселый кондитер”.

Задание группы №4.

1. Используя различные источники, выяснить, какие существуют рецепты десертов с шоколадом.

2. Найти сайты с приведенными рецептами.

3. Сделать выводы.

4. Оформите отчёт в форме презентации.

Цель: Выяснить рецепты десерта с шоколадом.

- Я рада, что творческие группы потрудились и могут помочь Черепахе.

Отчет каждой мастерской.

Приглашаем первую мастерскую для отчета.

“Исследователи” подготовили материал: Как влияет шоколад на здоровье человека?

Мастерская выступает с презентацией. Приложение №2.

- За прошедшие столетия шоколадных дел мастера придумали шоколад горький, сладкий, белый, молочный, пористый, фигурный.

- Я предлагаю вам рекламу шоколада.

Фигурный шоколад помогает изучить животный мир!

Киндер – шоколад – это развитие логического мышления!

Шоколад с небольшими стихотворениями и загадками помогает детям в отработке навыка беглого чтения.

Употребление шоколада разных фабрик помогает изучить географию.

Коллекционеры фантиков – люди с прекрасным художественным вкусом!

Приглашаем вторую мастерскую для отчета.

Используя различные источники, они выяснили, как относятся к шоколаду медики.

- А какие у вас любимые конфеты? Вы знаете, что каждый продукт может приносить и пользу и вред.

Мастерская выступает с презентацией. Приложение №3.

Ученик читает стихотворение.

Любят все и стар, и млад
Наш Российский шоколад!
Говорят все “Ну и ну
Это чудо наяву!”
Чудо это, скажем так,
Вовсе даже не пустяк.
Витамины в нем, белки,
Микроэлементы,
Шоколадки всем нужны:
Стареньким и детям!

Физминутка.

Появляется грустный Муравей и сообщает, что ходил по лесу и искал шоколадное дерево, чтобы принести Черепахе шоколадку, но не нашел. Наверное, Черепаха пошутила: шоколадных деревьев не бывает!

- Учитель: “Кто же прав? Бывают на свете шоколадные деревья или нет?”

Приглашаем третью мастерскую для отчета.

Используя различные источники, ребята отвечают на вопрос: Как готовят и из чего шоколад?

Презентация третьей мастерской. Приложение №4.

Выслушав ответы детей, учитель предлагает рассмотреть на рисунках в учебнике (с. 60), как представляет себе шоколадное дерево Муравей и как оно выглядит на самом деле.

Дети внимательно рассматривают шоколадное дерево (дерево какао) на рисунке в средней части страницы, передвигая фишку от одной картинки к другой. Учитель: “Какие части шоколадного дерева мы видим на первой картинке? (Дети называют ствол, листья, плоды.) Это дерево удивительное! Посмотрите, где распустились его цветки. (Прямо на стволе.) Что образуется на месте цветков? (Плоды.) Что находится внутри плода? (Семена.) Какого они цвета? (Белые.) Эти семена называют какао-бобы. Их высушивают (при этом они темнеют), измельчают в порошок. (Учитель показывает порошок какао.) Этот порошок поступает на фабрики, где делают шоколадки. А что еще делают из шоколада? (Дети отвечают, опираясь на рисунок в учебнике.)”

Физминутка.

Практическая работа.

Цель – установить, что необходимо для изготовления плитки шоколада.

У учащихся на столах какао-порошок и вода в стаканчиках, чайная ложка, принесенные из дома обертки от шоколадок.

1. Вызванные учителем дети показывают классу обертку своей любимой шоколадки, называют ее, говорят, почему этот шоколад им нравится.

2. Дети разводят порошок какао небольшим количеством воды, пробуют на вкус. (Горько.) Учитель: “Почему не получился сладкий шоколад?”

3. Чтение на этикетке состава шоколада. Вывод: “Для изготовления плитки шоколада необходимы сахар, молоко и другие компоненты.

Если есть возможность, очень интересно провести распознавание по вкусу различных сортов шоколада (с изюмом, с орехами, пористый и т. д.).

Вызванные к доске ученики пробуют предложенные кусочки шоколада и находят на столе учителя соответствующую обертку.     

Приглашаем четвертую мастерскую для отчета.

Члены группы знакомят с рецептами десертов с шоколадом.

Презентация четвертой мастерской Приложение № 5.

5. Выводы. Оценка работы групп.

-Ребята, предлагаю все материалы разместить в сетевом проекте и пригласить других желающих обсудить тему: “Полезен или вреден шоколад”. А Зелебобе, мы отправим ссылку нашего сетевого проекта. Пусть он прочитает все материалы. Как вы думаете, будут ли через сто лет люди любить шоколад?

Ученики отвечают и делают выводы.

Домашнее задание:

  • придумать и представить материал: Каким будет шоколад через 100 лет?
  • пригласить всех желающих принять участие в сетевом проекте: “Полезен или вреден шоколад?”

Ссылка на сетевой проект “Полезен или вреден шоколад?”

Приложение