Английский язык как средство формирования гражданского самосознания у учащихся общей средней школы

Разделы: Иностранные языки


Russia, for ever you’re strong sacred country!
Russia, for ever the land that we love!
The fame that is great and the will that is mighty –
So be they thy treasure in ages to come.
Praised be the Fatherland, cherishing home of ours –
Centuries-old union of peoples in free,
Popular wisdom given us by ancestors.
Praised be our country! And we’re proud of thee!
From seas in the South and up to polar border
Our woods and our meadows have stretched far away.
Alone in the whole world, you stand one and only!
By God saved as ever our dear native land.
Praised be the Fatherland, cherishing home of ours –
Centuries-old union of peoples in free,
Popular wisdom given us by ancestors.
Praised be our country! And we’re proud of thee!
For generous dreaming, for life and for longing
The years approaching give us ample scope.
With faith in our Homeland we are getting stronger.
It was so, it is so and it will be so!
Praised be the Fatherland, cherishing home of ours –
Centuries-old union of peoples in free,
Popular wisdom given us by ancestors.
Praised be our country! And we’re proud of thee!

Текст гимна России на английском языке:http://www.rusflag.ru/anth/ane2001.htm

В современном обществе приоритетным направлением образования становится гражданское образование. Его необходимость закреплена в международно-правовых актах российского законодательства. В соответствии со статьёй 14 Закона РФ «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения личности, её самореализации; на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Образование должно обеспечивать формирование человека-гражданина.

Гражданское образование не должно ограничиваться только лишь специальными дисциплинами, такими как граждановедение, история, обществознание. Оно возможно и даже необходимо и на других школьных предметах. Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач правого воспитания и образования.

Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства. Учителю английского языка необходимо изучить специфику преподавания предметов гражданско-правоведческого направления в собственной школе. Он может обратиться к преподавателям других предметов с целью создания совместных творческих проектов по изучению материалов, полученных от зарубежных коллег. Удачное использование межпредметных связей позволяет подключить к этому детей, изучающих другой иностранный язык.

Учитель должен находить соответствующие воспитательные примеры в содержании любого учебного материала.

Учителя английского языка МОУ СОШ с УИОП № 21 г. Кирова работают по УМК Кузовлева В. П. Уже во 2 классе (первый год обучения), буквально на самых первых уроках вводится спряжение глагола «to be». Малыши строят фразы типа: I am Russian. We are from Kirov. Our capital is Moscow. и другие. И в тот же день, когда ребёнок учится писать и произносить своё имя по-английски, мы запоминаем, как пишется имя нашего города «Kirov» и нашей страны «Russia». Материал для проверочных работ так же основывается на принципе гражданственности. Вот пример небольшой проверочной работы:

Раскройте скобки правильно:

I (am, is, are) a pupil. I (live, lives) in Russia. Misha is (my, his, her) friend. He (live, lives) in Kirov. We (am, is, are) Russians.

Плодотворными для формирования гражданского самосознания у школьников являются не только тексты учебника, но и дополнительные материалы, посвященные опыту других стран. Учителя иностранного языка имеют широкие возможности установления прямых контактов со школьниками и учителями страны изучаемого языка. Это помогает им найти оригинальный аутентичный материал, близкий и интересный для учащихся.

Развивая интерес к предмету, учитель использует различные формы организации образовательного процесса. Это позволяет школьникам в большей степени проявлять активность и самостоятельность в применении знаний. Специфика формирования гражданского самосознания у учащихся на уроках английского языка - это выход на актуальные проблемы, использование форм делового, неформального общения на занятиях, применение диалоговых форм общения.

В 6 классе (тот же УМК Кузовлев В. П.), в ходе изучения темы «Характер», были проведены выборы старосты класса «Who is the best class president?». Дети выпустили буклеты, стенгазеты, листовки, агитационные материалы на английском языке. Учащиеся активно и с удовольствием выступали с сообщениями о своей предвыборной программе, поддерживали кандидатов.

В 7 классе (третий год обучения), когда уже накоплен достаточных лексический материал, учащимся предлагаются творческие виды работ.

Например: Выполните художественный перевод стихотворения.

Я узнал, что у меня (из кинофильма «Брат 2»).

Я узнал что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое –
Это всё моё родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я!

I have learned that I have a huge family
A footpath and a small forest
Every spike in a flield
The Small river, the blue sky
They are my entire native,
It is the native land
I love everything in this world!

(Вшивцев Данил, 7 класс).

Марина Струкова.

Деревня стоит под горою.
Холодное утро. Восход.
Засыпанной снегом тропою
Старуха к колодцу бредет...
Сугробами белыми – крыши,
Столбами колышется дым.
Узором серебряным вышит
Ивняк над обрывом крутым.
Растаял ледок на оконце,
Девчушка глядит за стеклом
На алое, алое солнце
Над самым высоким холмом.
Глядит без малейшей тревоги
Привычен несказочный мир.
На грязной замерзшей дороге
Берут грузовик на буксир.
Россия... Ей горе не ново,
И тем удивительней ей,
Что только последнее слово
Опять остается за ней.

The village is under the mountain.
Cold morning. Sunrising.
Fallen asleep by a snow footpath
The old woman goes to a well...
Snowdrifts white - roofs, columns the smoke waves.
By a pattern silver it is embroidered
Willow-herb above breakage abrupt.
Has thawn the ice on the window,
The little girl looks through the glass
On the scarlet, scarlet sun above the highest hill.
Looks without the slightest alarm
This unfairly world is habitual for her.
On the dirty and frozen road
They take the lorry on a tow.
Russia... The sorrow is not new for her,
And it’s more surprisingly that
The last word is her again.

(Лобанова Юля, 7 класс).

Дети пишут сочинения на тему «The sights of Kirov», «Why I love my town?», «My native land» и т. п.

В старших классах, на основе текстов из книги «Английский язык.600 устных тем для школьников и поступающих в вузы» /И.Ю.Баканова, Н. В. Береговая, Н. Г. Брюсова и др. – М.: Дрофа, 1999. Мы предлагаем соответствующие учебному материалу темы: «Russian Federation», «Some words about Russia», «From the history of Russia», «Our country today» и другие. Учащиеся составляют как устные и письменные высказывания по предложенным темам, так и диалоги. Проводится аудирование.

На данном возрастном этапе предлагается сделать перевод с английского языка на русский:

http://www.pushkins-poems.com/Yev501.htm

Winter! The peasant breathes a sigh,
Renews his sledge, and makes his way.
His horse, snorting in the fresh snow
With a finicky trot gets along somehow.
And now the dashing kibitka flies,
In the powdery snow cutting feathery furrows.
The coachman sits huddled upon his box,
In a sheepskin coat and a scarlet sash.
A yard boy runs out, and on his sledge
His favourite 'Dasher' is the driver,
While he himself is the willing puller;
The rascal struggles with frozen hands;
What fun it is, but so painful too,
While his mother scolds him above at the window.

Tatyana, (to her heart's core a Russian,
Herself not knowing the reason why),
With all their cold and frigid beauty,
Loved Russian winters with great passion:
The sun-lit hoar-frost on frozen days,
Sledge rides, and from the sunset's glow
The rosy radiance on the snow;
The foggy nights of Epiphany,
Evenings which, by ancient rule,
They celebrated in the old time ways:
The servants from the house and yard
All told the fortunes of their mistresses,
Each year they gave them the blissful word:
An army husband and a trip abroad.

И, конечно, с самых первых слов, дети узнают стихи великого Русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. А сколько восторга: «Я могу Пушкина перевести с английского!»

Процесс формирования гражданского самосознания у учащихся будет эффективным, если учитель обеспечит комфортные условия для школьников, выявит возрастные интересы учащихся.

Учителя, главная забота которого здоровье ученика, воспитание его чувств, развитие ума, ждет успех в деле воспитания гражданственности. Необходимо верить в себя и в своих учеников. Талант и терпение, эрудиция и справедливость, честность и доброта учителя не могут не вызвать уважения и доверия у ребят. Чуткость, искренность и заинтересованность педагога при проведении уроков не останутся незамеченными.