Внедрение спортированной технологии физического воспитания школьников на базе интегрированного комплекса "Общеобразовательная школа – ДЮСШ"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


I. Введение.

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Педагогический коллектив школы четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.

В последние годы наметилась тенденция увеличения количества больных детей среди школьников. За годы обучения в школе в 4-5 раз увеличивается число больных детей, в первую очередь, с нарушением зрения, осанки, с заболеваниями органов пищеварения. Конечно, это результат влияния многих факторов. Однако определенную негативную роль здесь сыграла и неоправданная интенсификация обучения в школах. Особая перегрузка учащихся отмечается в гимназиях и лицеях. В них к концу учебного года в 2 раза возрастает у учащихся частота гипертонических реакций.

Что еще можно ожидать? Если по статистике ежедневно занимаются физической культурой только 18 % учащихся. 50 % занимаются не регулярно и 32 % вообще не занимаются.

Наша школа, к сожалению, не является исключением.

II. Внедрение спортизированной технологии физического воспитания школьников на базе интегрированного комплекса “Общеобразовательная школа – ДЮСШ”.

1. Интегрированный комплекс “Общеобразовательная школа – ДЮСШ”.

Пытаясь исправить создавшееся положение, педагогический коллектив совместно с коллективом ДЮСШ-1 разработал интегрированный комплекс “Общеобразовательная школа № 15 – ДЮСШ № 1”. Эксперимент проводится второй год. В основу этого эксперимента положены принципы спортивного физического воспитания и концепция учебно-тренировочной специализации.

Сущность концепции заключается в более эффективном решении цели и задач традиционного физкультурного образования школьников путем использования принципов, средств и методов спортивной тренировки. Учебно-тренировочная специализация общего физкультурного образования - это смешанная форма основного и дополнительного физкультурного образования учащихся.

Всего охвачено занятиями 170 человек ( учащиеся 1-4 классов ) – 8 спортивно-оздоровительных групп под руководством квалифицированных тренеров-преподавателей. ДЮСШ № 1 разработала вариативную программу на базе спортивной акробатики и борьбы самбо. Занятия проводятся на базе ДЮСШ № 1 два раза в неделю по 60 минут за счет уроков физкультуры и времени отведенного на продленный день учащихся. Третье занятие вынесено нами за рамки школьного расписания. Базовая часть учебно-тренировочной специализации составляет основу государственного стандарта по физической культуре в основном представлена по видам:

- легкая атлетика;
- гимнастика и основы акробатики;
- спортивные и подвижные игры;
- лыжная подготовка;
- плавание.

Вариативная часть представлена борьбой самбо и акробатикой и содержит в себе:

1) специфические задачи специализации;

2) специальные принципы спорта (частично используемые);

- непрерывность тренировочного процесса;
- единство общей и специальной физической подготовки;
- углубленная специализация и индивидуализация;
- тренирующие режимы нагрузки.

3) учебный материал по развитию специальных кондиционных и координационных способностей, технической подготовки.

Таким образом, отличительной особенностью содержания планирования учебно-тренировочной специализации является:

- наличие учебного материала для общего развития кондиционных, координационных способностей учащихся, а так же общего двигательного обучения;
- удовлетворение потребностей обучающихся в занятиях избранным видом спорта;
- углубленное обучение и совершенствование в избранном виде спорта;
- частичное использование в занятиях принципов спортивной тренировки;
- частичное вынесение занятий по физической культуре за рамки учебного расписания.

В процессе физического воспитания особое внимание уделяется работе с детьми, часто болеющими и имеющими низкие показатели физического и двигательного развития, а также работе с одаренными детьми. Для них индивидуально регулируется нагрузка за счет варьирования сложности упражнений, количества повторений, темпа, интервалов отдыха.

Присутствие на физкультурных занятиях одновременно двух педагогов ( тренера и учителя начального звена ) позволяет организовать подгрупповую или индивидуальную работу.

Принципиальным является то, что за основу оценки по физической культуре взято улучшение результата от исходного до начало учебного года, четверти к результату на конец четверти, года. Оценочные тесты взяты из системы “Президентских состязаний”. На основании результатов тестирования строится “индивидуальный профиль физической кондиции ученика”.

Оценка “5” и “4” ставится, если выполняется условие улучшения результатов тестирования.

Оценка “3” ставится, если улучшения не наблюдается.

Оценка “2” ставится, если результаты тестирования ухудшаются.

Эта оценка является основной. Кроме этого можно ставить оценки за технические задания и поощрительные оценки.

Эта система позволяет анализировать слабые и сильные стороны физической подготовленности ученика как ему самому, так и его родителям и учителям и выражает результаты тестирования в виде цифрового индекса и точки на графике. Любая разумная деятельность имеет свой продукт, который можно выразить в простых цифрах. Представьте, что перед учителем и учеником результаты представлены в виде графика. Всем все видно. И все встает на свои места. Тут не скроешь и не исправишь. Наглядность показателей творит чудеса. Тут сразу кончается уравниловка, несправедливость, натяжки, симпатии. Не нужны убеждения, увещевания, запугивания и искусственные стимулы. Именно теперь вы видите: а) себя на деле, б) себя в сравнении и главное - в) видите, каким образом влияете на свой график. Не увидев свои показатели, мы никогда их не улучшим.

2. Мониторинг динамики здоровья и психофизического состояния учащихся.

Результаты прошлогоднего медицинского осмотра позволили выявить особенности нарушений здоровья учащихся начального звена. Первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания, второе место – нарушения опорно-двигательного аппарата, третье - нарушения органов зрения, на четвертом – находятся функциональные эндокринно-обменные отклонения на пятом – заболевания желудочно-кишечного тракта. Медосмотр этого года показал, что сердечно-сосудистые заболевания (нарушения) – увеличились на 25,5%; нарушения опорно-двигательного аппарата – уменьшились на 23% (табл. 1).

Кроме того, только за сентябрь – апрель 2005-2006 учебного года и этот же период 2006-2007 учебного года уровень общей заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) снизился на 28,4% , количество часто болеющих снизилось на 63 %. Количество здоровых детей в начальном звене - увеличилось на 5%. По группам здоровья: количество детей в основной группе здоровья увеличилось на 8%, а в подготовительной группе уменьшилось на 20%.

Тренеры-преподаватели совместно с учителями начального звена проводят исследовательскую работу: формируют банк данных о каждом ученике, ведут индивидуальные дневники учащихся, в которых прослеживаются результаты тестирования: уровень физического развития и его оценка; уровень физической подготовленности. Проведенная в январе диагностика показала, что по уровню физической подготовленности улучшили показатели 38 % учащихся начального звена.

Анализ и экспериментальная проверка показали, что в результате двухлетней работы увеличился объем двигательной активности учащихся до 136 часов в год (с учетом уроков физической культуры), а в экспериментальных классах – до 170 часов, что способствовало снижению утомляемости детей и повышению общей работоспособности организма.

Итогом подобной деятельности являются прекрасные результаты: учащиеся успешнее усваивают программный материал (это подтвердили проведенные в мае 2006 г. и декабре 2006 г. контрольные работы); у детей улучшается осанка и зрение; ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью; у учащихся воспитывается положительное отношение к своему здоровью как ценности, которую нужно беречь. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт для общения со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности. Кроме того, учащиеся начального звена принимают участие в первенствах ДЮСШ по борьбе и акробатике и занимают призовые места. Так из 40 участниц первенства ДЮСШ по борьбе дзюдо 7 призовых мест заняли наши ученицы. Ученица 2 класса Власова Юля на первенстве по акробатике заняла первое место и выполнила норматив I взрослого разряда.

III. Заключение.

Из-за того, что эксперимент нами проводится второй год мы пока не использовали такие главные принципы спортизированного физического воспитания:

- вынос занятий за рамки школьного расписания;
- организация занятий по учебно-тренировочным группам.

Занятия пока организуются по учебным классам. Это, конечно, снижает качество обучения т.к. не достигается реализация индивидуального подхода и дифференцирование обучения и тренирующих воздействий. Но я думаю, что мы на следующий учебный год сможем внедрить в практику и эти недостающие факторы.

Кроме этого мы работаем над расширением предлагаемых учащимся видов спорта. Остается пока открытым вопрос о переносе спортизированной системе физического воспитания на более старшие классы.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: “Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. “Здоровье и физическая культура школьников: региональные проблемы физического воспитания” г.Уфа 2002г. БГПУ Валиахметов Р.М.
  2. Научно-методический журнал “Физическая культура” № 4 2000г.
  3. № 2 2001г.
    № 3 2001г.
    № 3 2002г.
    № 4 2004г.

  4. Н.Смирнов “Как обучать школьников без ущерба для здоровья”. Москва 2005г.

Приложение 1

Приложение 2