Роль причастий в речи

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Форма урока: ролевая игра (Урок проводится в форме заседания учёного совета, на который приглашены гости. Класс оформлен соответствующим образом: п-образное расположение парт, вместо тетрадей – листы, на груди у всех членов учёного совета эмблемы. Учителю отводится роль председателя учёного совета, координирующего действия “учёных”. )

Цели урока: систематизировать и углубить знания учащихся о причастии и причастном обороте, формировать умение аргументировать свою точку зрения, отстаивать её.

Задачи урока:

1. Образовательная: закрепление и обобщение понятий “причастие”, “причастный оборот”, “стили речи”, “типы речи”; определение роли причастий и причастных оборотов в рахных стилях русского литературного языка.

2. Развивающая: развитие оперативной и долговременной памяти, абстрактного мышления.

3. Воспитательная: формирование навыков делового общения.

Наглядность:

1. Таблицы “Причастие как часть речи”, “Образование причастий”, “Стили русского литературного языка”.

2. Высказывания известных писателей и учёных по теме урока, оформленные в виде небольших плакатов (“Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного” (В.И.Даль), “Всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли” (В.Жуковский), “Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя” (А.С.Пушкин) ).

3.Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями.

4. Оформление доски:

Эпиграф к уроку (“Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” (М.В.Ломоносов) ).

Таблица “Наш рейтинг” (“Рейтингом” вслед за А.А.Гином мы называем отметки, выставленные дробью. Например, 4/5,где 4 – отметка ученика, а 5 – отметка преподавателя. В нашем случае знаменатель дроби появился лишь на этапе анализа урока. Под таблицей в качестве примечания напоминаются критерии оценивания ответов.).

План урока в виде повестки дня.

Грамматический материал для анализа.

Ход урока

1.Председатель” знакомит “учёный совет” с повесткой дня.

Обсуждение письма абитуриента, составление ответного послания .

Дискуссия о необходимости причастий в речи (Проведение лингвистического эксперимента).

Наблюдение за речевыми ошибками в употреблении причастий и причастных оборотов и составление памятки “Как избежать ошибок в употреблении причастий и причастных оборотов”.

Наблюдение за ролью кратких причастий в речи.

Проведение лингвистического исследования и выявление стилевой принадлежности причастия.

Составление отчёта о проделанной работе, оформление наглядных пособий.

2. Учитель предлагает одной группе “учёных” сравнить урезанный “абитуриентом” и полный отрывок из текста Соколова-Микитова с тем, чтобы определить, насколько необходимы второстепенные члены предложения.

Кончилась (летняя тёплая) ночь. Занимается (над лесом утренняя) заря. (Скоро) взойдёт, обсушит росу (тёплое) солнышко. Будет радоваться (вся) природа.
(Соколов-Микитов)

Другая группа анализирует содержание высказываний известных писателей, приведённых автором письма, и выбирают из предложенного “секретариатом” перечня аргументы, обосновывающие поспешность выводов “абитуриента”, утверждающего, что для общения и сообщения, основных функций языка, достаточно пользоваться существительными и глаголами, что в свою очередь позволит сделать речь более лаконичной и выразительной и обойтись без огромного количества орфографических и пунктуационных правил.

Цитаты из письма “абитуриента”:

  1. “Где мало слов, там все они имеют силу” (В.Шекспир)
  2. “Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как вовремя поставленная точка” (И.Бабель)
  3. “Краткость – сестра таланта” (А.П.Чехов)

Цитаты, предложенные “секретариатом”:

  1. “Всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли” (В.Жуковский)
  2. “В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надо учиться своему природному” (Вольтер)
  3. “Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности” (А.С.Пушкин)
  4. “Человек губит свой талант, если пишет хуже, чем он может писать” (Хемингуэй)
  5. “Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя” (А.С.Пушкин)

Ещё одна группа “учёных” работает в парах, готовясь доказать молодому человеку невозможность полноценной замены причастия прилагательным, более простым с точки зрения правописания.

Один в паре получает задание: распределить данные словосочетания по группам, в первую записать прилагательные с существительными, в другую – однокоренные им причастия с определяемыми словами.

Карточка 1.

Редкий лес, редеющий лес; спелая дыня, спеющие ягоды; колющий предмет, колючий ёж.

Другой из пары получает задание: подобрать к данным прилагательным и причастиям подходящие по смыслу имена существительные.

Карточка 2.

Ползущий, ползучий; горящий, горячий; дремлющий, дремучий.

Общее групповое задание звучит так: обменяйтесь результатами исследований и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличается признак, называемый прилагательным, от признака, называемого причастием?
  2. Как различить однокоренные прилагательные и причастия?

После обсуждения делается вывод:

  • признак, называемый прилагательным, постоянный, а признак, называемый причастием, временной;
  • прилагательное и причастие не могут заменить друг друга;
  • их легко различить по суффиксам: у прилагательных – уч (юч), ач (яч); у причастий – ущ (ющ), ащ (ящ)

В это время класс по группам и два ученика у доски выполняют синтаксический разбор предложений и отвечают на вопрос: “Для чего служат причастия в речи?”

1 группа:

  1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
  2. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

2 группа:

  1. Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.
  2. Книга, лежащая на столе, уже прочитана.

После обсуждения делается вывод о том, что причастия позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной.

3. Продолжение работы по выяснению необходимости употребления причастий в речи.

Задание 1 группы: Замените один из однородных глаголов-сказуемых причастием и обоснуйте справедливость высказывания М.В.Ломоносова (эпиграф к уроку).

1.Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку. 2.Воздух ещё не стал знойным и приятно освежает лицо.

Задание 2 группы: Поставьте причастный оборот сначала до, затем после определяемого слова и выскажите своё мнение по поводу того, как меняется интонационный и смысловой рисунок предложения. В каком случае усиливается смысловое значение причастного оборота?

Девочка увидела небольшого лопоухого лосёнка (собиравшая землянику).

После обсуждения “учёные” отмечают большую выразительную силу причастного оборота, указывают, что эта сила проявляется в большей степени, когда причастный оборот стоит после определяемого слова, так как в этом случае причастный оборот выделяется повышением тона и паузами, что усиливает его смысловое значение.

4. Выявление речевых ошибок в употреблении причастий и причастных оборотов.

“Учёным” предлагается следующий лингвистический эксперимент: найти , исправить ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов, объяснить причины их появления.

Материал для анализа:

1 группа:

1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме.

2 группа:

1. Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их. 2.Витя подписал письмо своей учительнице: “Любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров”.

После обсуждения “учёные” формулируют выводы:

Зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием.

Определяемое слово – строго до или после причастного оборота.

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже.

От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, так как они обозначают завершённое действие.

От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия, так как они обозначают действие, которое не может перейти на предмет.

Выводы оформляются в виде памятки “Как избежать ошибок в употреблении причастий и причастных оборотов”. Каждая группа вписывает в неё пункты, касающиеся ошибок, над которыми работали они. Один из сильных учеников, консультант учителя, выполняющий на данном уроке функции секретаря заседания, следит за тем, чтобы памятка оформлялась грамотно.

5. Выявление роли кратких причастий в речи.

“Учёным” предлагаются следующие условия для наблюдений.

1 группа: Замените полное причастие кратким, с одной из пар составьте предложения. Понаблюдайте, какое из предложений более динамично, где признак назван более категорично.

Выполненное поручение, прочитанная книга, решённая задача.

2 группа: Найдите краткие причастия. Как они способствуют красочному описанию вечера?

Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается:
Лес стоит под шапкой тёмною,
В золотом огне купается.

На бугре трава зелёная
Спит, вся искрами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.
(И.С.Никитин)

3 группа: Придумайте четверостишие с использованием кратких причастий (описание поз, действий).

После обсуждения делается вывод: краткие причастия придают речи краткость, категоричность, большую определённость, а в стихотворной речи – динамизм, строгость и чеканность.

6. Выявление частотности употребления причастий и причастных оборотов в разных стилях.

“Председатель” заседания напоминает, что, несмотря на свои достоинства (совмещение “сил имени и глагола”), причастия в устной речи очень редки. Зачитываются слова Пушкина: “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, … ,мы говорим, которая скачет – заменяя краткость причастия вялым оборотом”. Затем предлагаются отрывки, одинаковые по количеству слов, из текстов разных стилей: художественного, публицистического, научного и научно-популярного. Задание: определить стиль отрывка, сосчитать количество причастий и выявить роль причастий.

Отрывок 1.

Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой. Грей лёг у костра и смотрел на отражавшую огонь воду. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костёр, двигался вдоль реки. Розовые тени скользили по белизне матч, всё было белым, кроме раскинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза.

Отрывок 2.

На прошлой неделе в результате образования плывуна была парализована работа метро на перегоне между станциями “Царицыно” и “Кантемировская”. К счастью, транспортники быстро соориентировались и из отрезанных то центра районов были пущены автобусы, которые доставляли спешащих на работу москвичей до работающей станции “Каширская”.

Отрывок 3.

Наличие семян создаёт этим растениям огромное преимущество перед споровыми. В отличие от спор семена имеют запас питательных, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищён от неблагоприятных условий.
Своё название голосеменные получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.

После обсуждения делается вывод: причастия особенно часты в художественном и публицистическом стилях; они незаменимы там, где нужны пафос, торжественность, краткость; причастия являются средством художественной выразительности: они придают повествованию динамику (свойство глагола), а описанию – образность и яркость (свойства прилагательного).

7. Итоги “заседания учёного совета” (творческие задания).

Задание: Напишите отчёт о заседании, используя краткие страдательные причастия ( На доску проецируется “шапочка” отчёта и глаголы для справок: составить, выяснить, выявить, определить, нарисовать, оформить).

8. Подведение итогов.

Выступление “председателя” заседания учёного совета с итогами.

Выставление учениками оценок в лист рейтинга, обсуждение нескольких из них. Объявление учителем итоговых оценок с комментарием.

9. Домашнее задание.

Написать ответ на письмо “абитуриента”.

10. Размышления после урока

Я убедилась, что такие уроки следует проводить. Активность и увлечённость, с которой работали ученики, сполна компенсируют усилия, затраченные на их подготовку.

Дети с удовольствием принимают условия деловой игры, в течение всего урока стараются быть корректными в замечаниях, обращаются друг к другу подчёркнуто вежливо, только по имени и отчеству. Стремясь оправдать доверенное им высокое звание “учёного”, они формулируют мысли свои чётко, грамотно.

Благодаря удачно выбранной форме урока, удалось не просто закрепить полученные ранее знания, но и углубить их на основе самостоятельных наблюдений и выводов учащихся. Уровень выполненных творческих работ показал, что можно больше доверять детям и в сильном классе не предлагать слов для справок, образцов и “шапочек”.

Оправдала себя и специально организованная работа в парах: каждый чувствовал ответственность за конечный результат и особенно тщательно выполнял свою часть задания, и выступления получались эмоциональными и доказательными.

Продолжая работу в классе, где проводился урок, я убедилась, что ребята уверенно используют свои знания о выразительной силе причастия, анализируя художественные тексты на уроках литературы; не забывают о них в своих сочинениях.