Использование интерактивной доски. Обработка информации в электронных таблицах. Работа с формулами. Абсолютные и относительные ссылки

Разделы: Информатика


Цель занятия:

1) обучение:

  • повторить, обобщить и систематизировать знания при работе с формулами,
  • отработать навыки использования относительных и фиксированных ссылок
    при копировании формул;

2) развитие коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при решении задач;

3) воспитание самостоятельности, ответственности, информационной культуры;

Тип  урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, интегрированный.

Вид урока: урок-практикум.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий.

Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков,
закрепление приобретенных навыков.

Оборудование:

  • ПК; интерактивная доска SMART (Средства SMART Board);
  • Программа Notebook (приложение 2);
  • пакет MS Office – приложение Excel;
  • раздаточный материал (шаблон чистого листа Excel, карточки (4) с заданиями, задания по теме из Демо-версий ЕГЭ 2007) (приложение 3-1, 3);
  • зачетная карточка по элективному курсу “Подготовка к ЕГЭ” (приложение 4).

План занятия

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Актуализация знаний. (10 мин)
  3. Практическая работа “Копирование формул”:
    - повторение (5 мин)
    - закрепление (5 мин)
    - самостоятельная работа (5 мин)
  4. Решение заданий из ДЕМО-версий ЕГЭ:
    - 2.13 – 2.16 (10 мин)
    - 2.17 – 2.18
  5. Подведение итогов (2 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин) Занятие 13-14, № 2.19-2.22

Ход урока

1. Оргмомент.

  • приветствие
  • объявление темы (Работа с формулами, абсолютные и относительные ссылки) и задач урока (сформировать умения и навыки работы в ЭТ, ближайшая задача – подготовиться к ЕГЭ по информатике, повторить базовые знания по ЭТ).

2. Актуализация знаний

1)Фронтальный опрос (с места). Вопросы – презентация.

Учитель: В 10 классе был изучен раздел “Технология обработки числовых данных”. Сегодня на очередном занятии элективного курса “Подготовка к ЕГЭ” мы должны отработать навыки работы с формулами для этого необходимо повторить ряд вопросов данного раздела .

Учитель, используя презентацию, проводит фронтальный опрос (приложение 1)

На рабочих столах учащихся лежит конверт с карточками (приложение 3) или карточки раздаются по ходу урока.

2) Вопросы – теоретический диктант

Учащимся раздается карточка 1 с заданиями.

На интерактивной доске высвечивается аналогичный текст заданий по вариантам (приложение 2).

Кто первый ответит на вопросы выходит к доске и вписывает свои варианты ответов. Учащиеся обмениваются карточками (работа в парах), обсуждаются ответы и <+> помечают верные.

Примечание: при проверке можно использовать заготовки ответов (скрыты за “шторкой”).

Карточка 1

После проверки: 5 заданий – “+”, 4-3 задания “+/-”, менее 3-х заданий “-”
(учащиеся вписывают в карточку ___).

3. Практическая работа

1) Разобрать примеры “Копирование формул” на интерактивной доске.

Учащимся раздается карточка 2 с заданиями.

На интерактивной доске высвечивается аналогичный текст заданий (приложение 2).

Повторение:

учитель объясняет решение задания 3, используя интерактивную доску:

  • красными линиями ( ->) указано от куда и куда копируется формула,
  • зелеными линиями (-> ) - изменение адреса ячейки при копировании соответственно.

Закрепление: учащиеся выполняют задания 1, 2, 4 на карточках. Кто первый выполнит задание, выходит к интерактивной доске и из предложенных ответов вставляет формулу в нужную ячейку.

После чего проверить ответы со всем классом. Результаты скрыты за “шторкой”.

Карточка 2

После проверки: 4 задания – “+”, 2-3 задания – “+/-”, 1 задание – “-
(учащиеся вписывают в карточку ___).

2) Самостоятельная работа: (с самопроверкой на ПК)

Учащимся раздается карточка 3 с заданиями.

На интерактивной доске высвечивается аналогичный текст заданий (приложение 2).

Задание: Формулу из ячейки С2 скопировали в D4 и формулу из ячейки В3 скопировали в С5. Какой вид примут формулы в ячейках D4 и С5?

Карточка 3

Указание учащимся:

  • выполнить задание на рабочих местах (за столами),
  • подойти к ПК и проверить свои ответы, загрузив Excel,
  • кто первый выполнит задание, выйти к интерактивной доске и вписать ответ.

После проверки: 2 задания – “+”, 1 задание – “+/-”, 0 заданий – “-”.

Учитель: Попросить учащихся - встать у кого на всех 3-х карточках стоят “+” или “+/-”.

4. Решение заданий из ЕГЭ-2007 (2.13 – 2.16; 2.17-2.18)

У учащихся имеется раздаточный материал с заданиямиЗанятие 13-14 (приложение 3-1).

1)

2)

Проверка производится на интеркактивной доске путем перетаскивания ответа в соответствующее место (задания 2.13-2.16) и открытием (перетаскиванием) прямоугольника вниз (приложение 2). Учащимся, кто быстро справился с заданиями, предлагаются дополнительные задания.

Учитель: Проверяем ответы дополнительных заданий на интерактивной доске.

Задание 1: перетаскиваем предложенные ответы в соответствующие ячейки,
(учащиеся на своих карточках помечают стрелками и должны обосновать
свой ответ).

Задание 2: правильный ответ обводим красным маркером в кружок,
(учащиеся должны обосновать свой ответ).

(приложение 2).

5. Подведение итогов

Учащиеся, у которых совпали все задания из демо-версий ЕГЭ 2007 и на всех карточках стоит (+) ставят в зачетную карточку (приложение 4) “+” и подают на подпись.

Учитель: При подготовке к ЕГЭ, решая задачи по теме “Работа с формулами. Абсолютные и относительные ссылки”, вы должны использовать шаблон листа Excel (чтобы избежать ошибок), а также выполняя задания на копирование формул (готовясь к ЕГЭ или к контрольной работе по данной теме), вы всегда можете выполнить самопроверку на ПК, используя MS Excel.

Желаю вам успехов!

От автора:

Данный материал может быть использован при прохождении соответствующей темы в одном из разделов преподавания информатики и ИКТ “Технология обработки числовых данных”.

Используемая литература:

  1. С.С. Крылов, В.Р. Лещинер, П.А. Якушкин
  2. Единый государственный экзамен 2007. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006

Приложение 1а

Приложение 2а