Интегрированный урок биологии и химии в 7-м классе. Тема: "Вещество, которое создало нашу планету"

Разделы: Химия, Биология


ЦЕЛИ:

  1. Создать условия для активизации знаний учащихся о воде.
  2. Развивать умения применять знания и собственный опыт об одном и том же веществе на разных предметах.
  3. Способствовать развитию мышления, обобщения и систематизации.
  4. Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сотрудничества и взаимовыручки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • высказывания на доске “Вода – чудо природы”, “Вода – самое большое богатство на свете” А. Сент-Экзюпери
  • глобус,
  • карточки для групповой работы.

ХОД УРОКА

1. Урок начинает учитель биологии: сегодня мы проводим урок в кабинете химии, а не в биологии, а почему? Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку:

Темным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человека, постояла у крылечка покатилась кувырком и запела ручейком! (вода)

Так о чем же сегодня на уроке пойдет речь, так почему мы здесь?

УЧАЩИЕСЯ: Речь пойдет о воде, а здесь, потому что воду изучаем и на биологии и на химии.

2. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Прекрасно, не воспроизводимо многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере. Это великий художник – вода….

3. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: А поэтому я сегодня пригласила к нам некоторых специалистов, они смогут более подробно познакомить вас с особенностями воды.

ГЕОЛОГ: Высокая теплоемкость воды определяет климат земного шара. Летом вода в приморских местностях, медленно нагреваясь, поглощает огромное количество солнечного тепла и тем самым уменьшает летний зной. Зимой она возвращает это тепло, смягчая зимнюю стужу. Поэтому в приморских странах годовые температурные контрасты несравненно меньше – лето прохладнее, а зима теплее, чем внутри континента, вдали от больших водных вместилищ.

ФИЗИК: Вода может находиться в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном. Агрегатное состояние определяет различные расстояния между молекулами и наличием межмолекулярных связей. При определенных условиях одно агрегатное состояние может перейти в другое. На поверхности нашей планеты вода закипает при температуре 100 градусов. Вода обладает свойством сжиматься при охлаждении. При приближении температуры к + 4 гр. Сжатие воды замедляется, приостанавливается, а при дальнейшем охлаждении вплоть до точки замерзания вода вновь расширяется.

БИОЛОГ: Жидкие растворы доминируют и во всех живых организмах. Так, внутри растений бесконечно течет по сосудам – ниточкам раствор солей и питательных веществ, забираемых из почвы корнями, а в клетках пульсирует другой раствор – клеточный сок.

Тело человека почти на 2/3 состоит из воды. практически все биохимические

Реакции в каждой клетке – это реакции в водных растворах. В растворах же протекает большинство технологических процессов, связанных с производством лекарственных препаратов и пищевых продуктов.

Историк: 24 июня 1783 г. Выдающемуся французскому химику Лавуазье и его коллеге Пьеру Лапласу в присутствии группы ученых удалось синтезировать воду из кислорода и водорода и дать полное толкование этого эксперимента. Советский ученый В.И. Вернадский писал: “ода состоит особняком в истории нашей планеты… Все земное вещество… ею проникнуто и охвачено”.

4. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Вы услышали много познавательного о воде и попробуем теперь провести небольшую обобщающую разминку: (ответы записывайте в тетрадь)

Под землею ходит, на небо смотрит (родник)

Что видно, когда не видно? (туман)

Вечером наземь слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает (роса)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)

Приходил – стучал по крыше, уходи – никто не слышал (дождь)

Прочитайте отгадки – ученики читают: родник, туман, роса, облака, река, дождь.,но ведь мы ведем речь о воде, о чем же нам говорят эти ответы?

УЧЕНИК: это ведь тоже вода – они несут влагу всему живому.

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ:

Из атомов мир создавала Природа
Два атома легких взяла Водорода,
Прибавила атом один Кислорода,
И получилась частица Воды,
Море Воды, Океаны и Льдины….

А сейчас вам такое задание: дайте общую характеристику воды по формуле

СХЕМА (Приложение №1)

5. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Давайте же посмотрим на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится? часть территории, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода! При нормальных условиях вода – жидкость. Не имеет запаха, цвета, вкуса, прозрачная, не ядовита. Земля давно бы остыла и стала безжизненной, если бы не вода.

6. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Следующий этап нашего урока – это блиц-турнир:

  • Самое распространенное вещество на Земле?
  • Главная причина возникновения пещер?
  • Как звучит “вода” на других языках?
  • На земле много воды?
  • Как очистить воду в домашних условиях?
  • Можно пить воду из лужи?
  • Кто такая гидра?
  • Что такое гидропоника?
  • Что такое туман?
  • Чем дышат рыбы в воде?

Подведение итогов: вы хорошо справились с данной задачей и легко ориентируетесь в вопросах о воде.

7. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь – и это все о воде. Во всех живых клетках содержится вода и в организмах обеспечивает важные жизненные процессы:

УЧЕНИК: Вода передвигается по стеблю растения. Также стебель запасает влагу, без которой невозможна жизнь растения. Вода необходима для прорастания семян, а например у папоротника без нее не происходит оплодотворение.

УЧИТЕЛЬ: А какое значение имеет вода в жизни животных?

УЧЕНИК: Все основные процессы жизнедеятельности у животных тесно связаны с водой. Вода составляет 60% и более от массы тела животных. Вода является средой обитания не только для растений, но и для животных. В воде живут рыбы, моллюск, раки, и многие другие животные.

УЧИТЕЛЬ: Жизнь человека также зависит от воды. Вода составляет более половины массы тела человека (65%). Она входит в состав крови, пищеварительных соков, слез и других жидкостей.

Подвести итог – открыть запись на доске:

  1. Вода входит в состав всех живых организмов.
  2. Вода является хорошим растворителем.
  3. В водном растворе проходят жизненно важные процессы.
  4. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности организмов: дыхание, обмен веществ и др.
  5. Вода является средой обитания для многих организмов.
  6. Присутствие воды в живых организмах подтверждает единство живой и неживой природы.

8. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Я предлагаю вам поработать по группам. Задания даны каждой группе на карточках, которые лежат на столах.

1 группа: “Оживи схему” (Приложение 2) и ответьте на вопросы:

  1. Где больше всего расходуется вода?
  2. Какая вода используется?
  3. Какие способы очистки воды вам известны?

2 группа: Работа с учебником – прочитать и ответить на вопросы:

  1. Назовите основные запасы воды на Земле.
  2. Где находится пресная вода на Земле?
  3. В каких агрегатных состояниях существует вода?
  4. Приведите примеры разных агрегатных состояний воды в природе.

Проверяют групповую работу взаимопроверкой.

9. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИИ: Больше всего пресной воды используется в промышленности и сельском хозяйстве. В результате запасы чистой пресной воды уменьшаются.

УЧЕНИК: Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают разные ядовитые вещества. Все живое погибает в такой воде. Она отравляет воздух, становится источником тяжелых заболеваний. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Для экономии чистой воды, использованную воду очищают для повторного использования.

10. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ: Так давайте же подведем итоги нашей работы. Я предлагаю вам рефлексию в виде индивидуальной работы. Запишите на листочках

Я знаю Я узнал Я хочу узнать
     

Карточки вы должны положить на стол, когда будете выходить из класса.

Домашнее задание: Творческие работы о воде (загадки, кроссворды, ребусы, рисунки, стихи)