Игры на уроке иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


1. Игра как средство влияния на мотивацию учащихся

Успех в обучении иностранному языку может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Можно предположить, что дети, приступающие к изучению иностранного языка, так называемые “beginners”, в основном положительно мотивированны. Большую роль в этом играет привлекательность нового предмета, обусловленная природной любознательностью. Но нельзя забывать о том, что обучение иностранному языку – длительный процесс, и значительные результаты обучения появляются не сразу. Мотивы, которыми руководствуются учащиеся, постепенно угасают, интерес к учебному предмету падает, стимулы, побуждающие умственную активность, исчезают. Таким образом, успешность обучения все более начинает зависеть от того, как сможет учитель заинтересовать детей, повысить мотивацию учебной деятельности школьников. Приемы, с помощью которых педагог поддерживает интерес детей к предмету, могут и должны быть разнообразными. Их следует варьировать, учитывая возраст учащихся, круг их интересов, учебный материал. Естественным будет вывод о необходимости формирования комплексной мотивации, предусматривающей использование разнообразных стимулов, способных поддерживать интерес к изучению иностранного языка. Под мотивацией в данном случае имеется в виду опыт положительного эмоционального отношения к процессу овладения иноязычной культурой, к учителю и одноклассникам как речевым партнерам, к иностранному языку как учебному предмету.

В методике обучения иностранным языкам описано достаточно способов и приемов, предназначенных для достижения этой цели - формирования у учащихся мотивации к изучению предмета. В настоящее время у преподавателей есть огромный выбор разнообразных упражнений, эффективных в первую очередь потому, что они интересны детям.

Залогом усвоения материала является многократная его тренировка во время учебного процесса. И я считаю, что одним из успешных методов вовлечения максимального числа детей в активную учебную деятельность является игра, так как она помогает детям преодолеть психологический барьер в общении на иностранном языке, и даже некоммуникабельный ученик в игре может принять активное участие и стать первым. Сформулированные в игровой форме задачи исключают монотонность тренировки и обеспечивают активность каждого ребенка. К примеру, задание, составить вопросительные предложения в прошедшем времени, скорее всего будет менее интересным детям, чем просьба выяснить у как можно большего числа одноклассников, что они делали вчера вечером. И что не менее важно, такое задание задействует всех учащихся. Кроме того, необходимо отметить, что игровые задания вовлекают в учебный процесс даже слабых учеников, не обладающих достаточным уровнем знаний. Такие дети при выполнении обычных тренировочных упражнений предпочитают отмалчиваться. В то время как в игре на иностранном языке они принимают активное участие и даже могут оказаться в числе лидеров, так как находчивость и сообразительность играют здесь важную роль.

Исходя из вышесказанного, в своей практике я стараюсь в каждый урок включать игровые упражнения с целью добиться максимальной активности учащихся. И ниже я хотела бы предложить разработку урока, в котором использованы разнообразные игровые задания. Эти задания можно модифицировать в зависимости от возраста учащихся, уровня их знаний. С моей точки зрения, они эффективны как в комплексе данной разработки, так и взятые по отдельности как элемент любого занятия.

2. План-конспект урока английского языка по теме “The Body”

Данный урок целесообразно провести в качестве заключительного занятия при изучении темы “The Body”. Урок проводится в форме соревнования, для которого детей необходимо поделить на две или три команды в зависимости от количества учеников.

Необходимые материалы: магнитофон, 2(3) плаката с изображением желательно разных животных, 2(3) больших листа для рисования, цветные карандаши или фломастеры, доска, мел.

В качестве разминки можно предложить всем детям исполнить песню с движениями “Head and Shoulders” или же провести игру “Action Game”, когда учащиеся должны правильно выполнить команды учителя.

Head and Shoulders

Head and shoulders, knees and toes,
    Knees and toes.
Head and shoulders, knees and toes,
    Knees and toes.
And eyes and ears and mouth
    And nose.

Head and shoulders, knees and toes,
    Knees and toes

Action game

Touch your ears.
Close your eyes.
Touch your hair.
Clap your hands.
Touch your leg with your nose.
Jump on one leg.
Open your mouth.
Touch your body with your left hand and your head with your right hand.

Все остальные задания выполняются командами.

Задание №1 “Funny questions”

1) Have you got five arms?

2) Have you got long hair?

3) Have you got red eyes?

4) Have you got two hands?

5) Have you got a tail?

6) Have you got blue eyes?

7) Have you got a head?

8) Have you got three ears?

Вопросы задаются поочередно командам. Учащимся пояснить, что ответ необходимо дать немедленно. За каждый правильный ответ дается один балл.

Задание №2 “What’s this?”

Для выполнения этого задания понадобятся два плаката с изображением животного, например, жирафа или обезьяны. С моей точки зрения, соревнование будет интереснее, если предложить разным командам разные изображения. Детям раздаются яркие маркеры или фломастеры. Задача участников – как можно быстрее и правильнее подписать все возможные части тела. Одновременно может работать несколько игроков, они подсказывают и проверяют друг друга. За каждое правильно написанное слово дается один балл, а также три балла той команде, которая выполнит задание с наименьшим количеством ошибок. Если же обе команды справились с заданием безошибочно, три балла добавляем за быстроту.

Задание №3 “How many true sentences can you make?”

Участникам предлагается следующая таблица и дается 1-2 минуты на то, чтобы ее прочитать. Затем игроки каждой команды начинают по очереди составлять предложения, правильные по смыслу и грамматически. К примеру, предложение “I haven’t got three ears.” будет правильным и принесет команде 2 балла, а предложение “The lion hasn’t got a tail.” ошибочно по содержанию и поэтому, несмотря на то, что грамматически оно оформлено правильно, оно не будет засчитано. Необходимо следить за тем, чтобы предложения не повторялись.

I has got long hair
Joan have got three ears
The lion haven’t got brown eyes
My friends hasn’t got a tail

Задание №4 “Draw a monster!”

Будет лучше, если в этом задании вы предложите командам большие листы для рисования, тогда результат будет более наглядным. Детям дается начало рассказа “Our monster has got…”. Задача участников составить как можно более подробное описание монстра. Затем команды меняются рассказами и в полном соответствии с тем, что написано другой командой, изображают монстра. Данное задание можно оценивать, к примеру, по десятибалльной шкале по трем параметрам: во-первых, написание своего рассказа, во-вторых, соответствие рисунка рассказу команды-соперника, в-третьих, с художественной точки зрения.

В конце урока подсчитываем баллы, определяем команду, выигравшую состязание, награждаем ее дипломом или призом и благодарим всех участников. Преподаватель может выставить всем учащимся положительные оценки.