Урок истории по теме "Берлинский конгресс"

Разделы: История и обществознание


Тема урока: «Берлинский конгресс».

Цели урока:

  • Проследить переход России от поражения в Крымской войне к блистательной победе в русско-турецкой войне.
  • Познакомиться с деятельностью русской дипломатии на Берлинском конгрессе.

Оборудование:

  • Схема №1 «Внешняя политика России во второй половине XIX века».
  • Таблица №1 «Сан-Стефанский мирный договор».
  • Таблица №2 «Берлинский трактат».
  • Выставка используемой литературы.
  • Карта «Территориально-политический раздел мира в 1871-1914 гг.».

Подготовка к уроку:

Учащимся:

1. Повторить параграфы 15, 25 (учебник Захарова).

2. Опережающая группа – ученики готовятся к ролевой игре Берлинский конгресс:

2.1. Представители России:

- излагают условия Сан-Стефанского мирного договора;
- приводят доводы в защиту своей позиции;
- обращаются к представителям Германии и Австро-Венгрии с просьбой о поддержке, напоминая о «Союзе трех императоров»;

2.2. Представители Германии:

- Германия выражает недовольство позицией России во франко – германском конфликте 1875 года.

2.3. Представители Австро-Венгрии:

- Австро-Венгрия предъявляет требования передачи ей турецких провинций Боснии и Герцеговины.

2.4. Все страны недовольны усилением России на Балканах и требуют уменьшения территорий Сербии и Черногории и ликвидации единого независимого Болгарского государства. Излагают статьи Берлинского трактата.

3. Представители России:

- соглашаются подписать Берлинский трактат;
- объясняют, чем он был невыгоден для России.

Учителю:

  • Помочь учащимся поработать с дополнительной литературой при подготовке сообщений.
  • Продумать оформление урока.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей

Вступительное слово учителя. В 1856 году Россия потерпела поражение в Крымской войне, её международное положение ухудшилось. После войны Александр II начал проводить коренные реформы в стране. Их успех в немалой степени зависел от внешней политики. Новым министром иностранных дел был назначен князь Горчаков, талантливый дипломат. Он вел, осторожную политику, избегал вступать в военные союзы и конфликты. В его дипломатической карьере был и Берлинский конгресс.
Цель нашего урока – проследить переход России от поражения в Крымской войне к блистательной победе в русско-турецкой войне и рассмотреть роль русской дипломатии на Берлинском конгрессе.
Для подготовки этого урока была создана опережающая группа, работу которой вы увидите по ходу урока, были сделаны таблицы, подготовлена выставка используемой литературы и все это делалось с одной целью – понять, как сложно иногда завоеванную победу не потерять.

II. Актуализация знаний

– Повторение домашнего задания мы начнем сегодня со схемы «Внешняя политика России во второй половине XIX века» (Приложение 1). Черным отмечено то, что вы уже знаете, а красным, что вам предстоит узнать.
– На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что такое внешняя политика и война.
– Что такое политика?
– Каких видов бывает внешняя политика?
– Что такое внешняя политика?
– Вроде бы два мирных слова внешняя и политика, а неправильное ее ведение может привести к войне.
– Давайте вспомним, что такое война.
– Какие виды войн вы знаете?
– А ведь первое внешнеполитическое событие, которое произошло во II половине XIX века, была война.

  • Какое название получила эта война? (Крымская война)
  • Какая она была освободительная или завоевательная?
  • Назовите даты войны.
  • Каковы причины войны? (Борьба за турецкие владения – решение восточного вопроса)
  • Какие страны участвовали в Крымской войне? (Россия, Франция, Англия, Австро-Венгрия, Турция). Покажите их на карте.
  • Чем закончилась война для России? (Поражением)
  • Каковы причины поражения России? (1. Экономическая отсталость страны. 2. Военно-техническая отсталость. 3. Отсутствие железно-дорожного транспорта. 4. Парусный флот вместо парового. 5. Рекрутская система набора в армию. 6. Крепостное право)
  • В каком документе зафиксирован итог войны? (Парижский мирный договор)
  • Что стало с Россией после подписания Парижского договора? (Политическая изоляция)

– Итоги Крымской войны ярко отразились в словах Ленина: «Крымская война показала, всю гнилость и отсталость России!»
И все же, внешняя политика России во второй половине XIX века была вполне успешной. Не смотря на тяжелые итоги Крымской войны, внешняя политика России стала развиваться динамично. Россия нашла в себе силы, чтобы поднять свой престиж на международной арене. Империя значительно расширилась за счет Средней Азии. Правда, была продана Аляска. В дипломатическом плане Россия добилась не только выхода из международной изоляции, последовавшей после Крымской войны, но и усилила свое влияние в Европе.
Опережая ваши знания, я вам расскажу о событиях, которые нам необходимы для изучения данной темы, речь о которых пойдет в IV четверти на уроках по истории Нового времени.
В 1870 годах в Европе разворачиваются события, в результате которых образовалась Германская империя. Когда началась франко-прусская война у России был шанс отказаться от унизительных статей Парижского мирного договора, т.к. Франция была в стадии войны и не имела возможности заниматься другими внешнеполитическими вопросами. В борьбу вступает русская дипломатия.
Как только образовалась Германская империя, она стала искать себе союзников и нашла их в лице России и Австро-Венгрия. Германия, Россия и Австро-Венгрия в 1873 году составили «Союз трех императоров».

  • Какова цель «Союза трех императоров»? (Целью «Союза» было устранение возможных разногласий между этими странами. При угрозе нападения на одну из них участницы «Союза» должны были договариваться о совместных действиях)
  • Какую цель преследовала Россия при вступлении в «союз трех императоров»? (Целью России при вступлении в «Союз трех императоров» было не допустить антирусского союза Германии и Австро-Венгрия)
  • Какую цель преследовала Германия при вступлении в Союз? (Цель Германии при вступлении в «Союз трех императоров» - развязать себе руки для действий против Франции, однако в 1875 году Россия не допустила новой войны Германии с Францией)

– Скажите, ребята, для вас важно в жизни иметь друзей? А каких? Вот и Россия искала себе таких друзей. Однако хоть Россия и восстановила к середине 70-х гг. статус европейской державы все же ей не удалось найти верных союзников: «Союз трех императоров» был непрочен и не содержал обязательств сторон.
И, как уже было сказано, к середине 70-х гг. Россия восстановила свой статус европейской державы, что повлекло за собой укрепление России на Балканах. Европейские страны не желали допустить усиления России на Балканах, и поэтому в 70-е годы обострился восточный вопрос.

  • С чем еще был связан восточный вопрос 70-х гг. XIX века и к чему он привел? (Он был связан с усилением борьбы балканских народов против турецкого владычества. Россия, считавшаяся защитницей народов Балканского полуострова, вступила в войну против Турции)
  • Какая это была война освободительная или завоевательная?
  • Назовите даты русско-турецкой войны?
  • Каков итог русско-турецкой войны?
  • В каком документе зафиксировано?
  • Перечислите основные статьи Сан-Стефанского договора?

Таблица №1

«Сан-Стефанский договор»

  • Турция выплачивала большую контрибуцию
  • Создавалось большое государство Болгария
  • Сербия, Черногория и Румыния обрели полную независимость, их территории значительно увеличились
  • Россия получала Бессарабию и Карс.

Историческая справка:

Война, в которой погибли около 200 тыс. русских воинов, завершилась. Главный её итог – возвращение к государственной жизни болгарского народа, 5 веков не существовавшего на политической карте мира. Забытый Европой, обескровленный Турцией, этот народ благодаря удивительной силе духа сохранил свой национальный язык, религию, традиции, достоинство.
В память о героических событиях тех лет, во славу русских и болгарских воинов на Шипке сооружен величественный памятник. А 28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день десятилетия освобождения Плевны был открыт памятник – часовня гренадерам, героям Плевны. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1878 года. В память войны с Турцией 1877 – 1878 гг.».
После подписания Сан-Стефанского мирного договора, восточный вопрос вступил в свою последнюю, завершающую стадию. Западноевропейские правительства выразили протест против условий Сан-Стефано. Англия и Австро-Венгрия отказались признать условия Сан-Стефанского мира. По их настоянию летом 1878 года состоялся Берлинский конгресс, с участием 6 держав, подписавших Парижский мирный договор.

  • Какие страны участвовали при подписании Парижского договора?

– 13 июня 1878 года в Берлине под председательством канцлера Германии Отто фон Бисмарк. Целью конгресса для правительства Запада сводилась к тому, чтобы приуменьшить значение победы России в русско-турецкой войне и утвердить собственное влияние на Балканах. Одновременно с этим они добивались ослабления вновь созданных славянских государств на Балканах.

  • Какие государства были созданы на Балканах? Покажите их на карте.

– На конгрессе все страны преследовали свои интересы. Но у всех европейских стран была одна общая цель – ослабить Россию на Балканах путем пересмотра Сан-Стефанского договора.
Решать военные вопросы мирным путем всегда очень сложно. Ведь на поле боя воюют шпагой, а здесь словом. Я думаю, никто из нас не был на международных конгрессах. И мы сейчас постараемся воссоздать ту картину Берлинского конгресса, приоткрыть завесу той политической и дипломатической борьбы. Проследить позиции стран участниц конгресса. Проследить, как поведет себя российская делегация во главе с Горчаковым.
На конгрессе наибольшая борьба развернулась между Россией, Германией и Австро-Венгрией. Вот у нас представители Германии во главе с Отто фон Бисмарком, представители России во главе с Горчаковым, представители Австро-Венгрии во главе с Андраше.

III. Изучение нового материала

1. Ролевая игра «Берлинский конгресс»

– Заседание конгресса открывается.

Выступления опережающей группы:

  1. Открывает конгресс Отто фон Бисмарк. (Приложение 2)

Учитель: На вступительной речи Бисмарк заявил себя нейтральным посредником по отношению ко всем странам участницам Берлинского конгресса. Какие предложения и требования представит Россия. Давайте послушаем.

  1. Выступление представителей России. (Приложение 3)

Учитель: Россия изложила свои позиции относительно Сан-Стефанского договора и попросила поддержки у Германии и Австро-Венгрии. Как поведет себя Германия? Окажет ли она поддержку России?

  1. Выступление представителя Германии. (Приложение 4)

Учитель: Германия явно дала понять России, что на её поддержку Россия может не рассчитывать. Как поведет себя Австро-Венгрия?

  1. Выступление представителей Австро-Венгрии. (Приложение 5)

Учитель: Россия потеряла двух союзников, на поддержку которых она рассчитывала. В результате острых дебатов и споров, стороны составили статьи Берлинского трактата. После составления Берлинский трактат был еще раз роздан странам участницам Берлинского конгресса для ознакомления перед подписанием.
Давайте выслушаем, какие статьи еще были приняты:

  1. Отто фон Бисмарк (объявляет условия трактата). (Приложение 6)

Учитель: Надежды России не оправдались. Как сейчас поведет себя Россия?

  1. Заключительное слово представителей России. (Приложение 7)
  2. Завершает конгресс Отто фон Бисмарк (подписываются условия Берлинского трактата). (Приложение 8)

– Мы понимаем недовольство российской делегации. Но, оказавшись в изоляции, опасаясь возможной войны с объединенной Европой и Турцией в условиях революционного брожения в стране, русская делегация на конгрессе была бессильна отстаивать условия Сан-Стефанского договора. Хоть сторонам было очень сложно договориться, Берлинский трактат был подписан.

2. Сравнительный анализ результатов Берлинского трактата и Сан-Стефанского мирного договоров.

  • Скажите, почему Россия осталась в изоляции на Берлинском конгрессе?
  • Давайте вспомним статьи Берлинского трактата?

Таблица №2

«Берлинский трактат»

  • Размер контрибуции снижался.
  • Независимость получила только северная Болгария, а южная осталась под властью Турции.
  • Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились.
  • Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, Англия – Кипр.

– А сейчас проведем сравнительную характеристику Сан-Стефанского договора и Берлинского трактата. Что же Россия отстояла, а что потеряла? (Работа со схемами, записи в тетради).

IV. Заключительное слово учителя и подведение итогов

– После окончания Берлинского конгресса глава русской делегации канцлер Горчаков отсылает царю доклад, в котором написал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере!». Царь пометил: «И в моей тоже».
Да, мы, бесспорно, можем считать Берлинский конгресс черным пятном в российской дипломатии, да, России пришлось поступиться своими принципами, да, Россией были недовольны народы Балканского полуострова, но и Россия тоже что-то поимела – это тоже исторический факт.
Да мы можем очернять, мы можем ругать российскую делегацию, но есть один бесспорный факт. Который почувствовал Горчаков и русская делегация – воевать против всей Европы, значит потерять все.
Скажите, как изменился политический вес России на международной арене после Берлинского конгрессе?
Но ведь будучи в изоляции Россия сумела отстоять некоторые свои позиции, сумела не остаться в политической изоляции после Берлинского конгресса, Россия отстояла и не потеряла влияние на Балканах и в последующие годы внешняя политика России развивалась динамично.
Плодами побед российского оружия в русско-турецкой войне воспользовались европейские страны. Балканский кризис был разрешен лишь на время.
Мы не использовали еще одну часть схемы – это Кризис и распад «Союза трех императоров» и образование «Тройственного союза». А составлена она для того, чтобы вы имели представление о том, к чему привел Берлинский конгресс. Это темы наших последующих уроков, запланированных на IV четверть по курсу новой истории. И с этой таблицей мы еще будем работать.
Ну, что ж мне хотелось бы подвести итоги нашего урока. А кого заинтересовала тема сегодняшнего урока, кто желает познакомиться с ней поближе, вы можете обратиться к выставленной здесь литературе, которая использовалась для подготовки урока.
За работу на уроке оценку 5 получают …, оценку 4 – … После звонка с дневникам подойдите ко мне.

V. Дифференцированное домашнее задание

– Домашнее задание каждый для себя выберет сам:

  • На тройку: выполнить задание в контурной карте.
  • На четверку: параграф №53, прочитать ответить на вопросы 1, 2, 5, 7.
  • На пятерку: сочинение «Россия в европейской политике II половине XX века: достижения и просчеты»