Правописание непроизносимых согласных звуков. Буква -т- на месте сочетания звуков [cн]

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами сочетаний звуков [СН]; помочь осознать эту проблему как признак ещё одной орфограммы корня: “буквы на месте “опасного” сочетания звуков [СН];
  • научить решать новую орфографическую задачу с помощью известных способов проверки написания корней слов.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ручки, книжки и тетрадки
Ждут уже моих ребят.
Дети мне в глаза глядят,
С нетерпением услышать
Мой вопрос уже хотят.

2. Актуализация знаний. Блицтурнир.

  1. Что в слове главное? (Его значение)
  2. В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)
  3. Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных)
  4. Какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное)

3. Тема урока.

Этапы Деятельность учителя. Деятельность учеников.
1. Этап постановки проблемы. -Для определения темы урока я предлагаю вам выполнить задание №439 в печатной тетради на стр. 38.

- Прочитайте задание.

В слова с “окошками вставь значки тех звуков, которые слышишь.

Задание выполняется в парах.

  - Запишите теперь слова вкусный и грустный ниже в схеме. Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный.
  - Что же получилось, задание было одно, а как вы его выполнили? - По-разному.
  - Почему? Чего мы ещё не знаем?

- Уточните, на месте какого сочетания?

- Какую букву надо писать на месте звука, которого нет.

- [CH]

  - Так как называется тема нашего урока? - Буква Т на месте звука, которого нет в сочетании [CH].
Физпауза. -В Трямляндии живут разные жители. Они любят разговаривать без слов. С помощью мимики, жестов, позы. Я вам прочитаю стихотворение про трямляндцев, а вы вместе со мной покажите, что и как делают забавные трямляндцы.

Трям! Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой,
Вымыли свою посуду,
Чисто вытерли повсюду,
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее всё узнать.

С помощью мимики, жестов и позы ученики показывают, что и как делают забавные трямляндцы.
2. Этап решения проблемы. - А что интересного вы рассказали бы трямляндцам про эти слова?

Дети сидят в 3 группах, получают листы с записанными на них следующими словами:

1 группа. 2 группа.
Местный – место, Чудесный – чудеса,
радостный – радость, интересный – интерес,
грустный – грустит. вкусный – вкусить.

3 группа.

Известие, весть, вестник.

- В своих ответах опирайтесь на следующий план:

1. Наблюдаем.

2. Замечаем.

3. Делаем вывод.

План вывешивается на доску.

Учитель, подходя к каждой группе, проводит побуждающий диалог, наблюдает за выдвижением гипотез, их проверкой и построением вывода по своим наблюдениям.

Дети выполняют задания в группах, а потом, выйдя к доске, рассказывают о своих наблюдениях и выводах.

1 группа.

  • Слова записаны родственными парами.
  • В словах первого столбика выделены СН и Т, а во втором – только Т.
  • Произносим слова. В словах первого столбика звук [Т] не произносится, а в их родственных парах – произносится, находится в сильной позиции.

Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук [Т] или нет, надо слово произнести. Чтобы проверить, надо ли его обозначать буквой Т, подбираем к этому слову родственное. Если звук [Т] появился, в сочетании СН пишем букву Т.

2 группа.

  • Слова записаны родственными парами.
  • В словах первого столбика выделено сочетание СН. Буквы Т нет.
  • Произносим слова. Звук [Т] не произносится.

Вывод: если при произношении звук [Т] не появляется в родственных слова, буквы в этом месте не должно быть.

3 группа.

  • Слова родственные.
  • В слове вестник есть сочетание СН. В нём написана буква Т.
  • Произносим все слова. Звука [Т] в слове вестник нет, а в родственных словах есть.

Вывод: чтобы узнать, есть в слове звук [Т] или нет, надо слово произнести. Затем подобрать однокоренные слова. Если в них звук [Т] появился, значит, буква на месте СН должна быть.

Физпауза Детям предлагается минутка отдыха. Дети читают стихотворение и выполняют движения.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём,
Сядем и писать начнём.

3. Этап воспроизведения новых знаний. 1. Работа в печатной тетради: стр. 39, задание № 442.Работа выполняется фронтально.

2. - Для чего выполняли это задание?

В данных словах дети вставляют значки звуков. Пользуясь способом подбора однокоренных слов, записывают проверочные слова во второй столбик, в третий – слова с решёнными орфографическими задачами.

- Закрепляли способ проверки написания буквы Т на месте непроизносимого звука.

- Учились проверять, когда в сочетании [CH] надо писать букву Т, а когда не надо.

4. Обобщение.

а) - С какой орфограммой сегодня познакомились?

- Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный или нет? И как от этого зависит написание слова?

б) На доску вывешиваются 3 маски, выражающие грустное, радостное и спокойное настроение.

- Задумайте любое слово на изученное сегодня правило и подойдите к той маске (№1 или №2), к которой, как вы считаете, подходит ваше слово. Если в вашем слове нет непроизносимого согласного звука, подойдите к маске №3.

Дети, собравшись у масок, называют задуманное слово и свой выбор (почему вышли к данной маске).

5. Итог урока. Домашнее задание: стр. 40, задание № 444. Для тех, кто не боится трудностей: придумать занимательную историю про букву Т в словах с сочетаниями [СН], [CH].