Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе работы кружка "Мы исследователи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

В настоящее время подготовка дошкольников к обучению в школе не может проходить без специальных занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей.

Так как уровень интеллектуально-творческих способностей и темп их развития существенно различается у разных детей, то требуется индивидуальный подход.

Природа является важным фактором в формировании личности, она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. У детей появляется стремление к активному познанию природы. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления об окружающем, позволяющие ему сравнивать предметы и явления, различать их свойства и качества, активно размышлять, сомневаться и искать решения.

Кружковая работа имеет целью развитие системного видения мира, экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
  • вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы
  • развитие способностей воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления
  • развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии, воображения
  • обучать решению прогнозных исследовательских задач, развивать навыки диалектического мышления.

Содержанием работы кружка “Мы исследователи” является опытническая работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами окружающего мира. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны объекта природы.

Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Программа кружка рассчитана на один год работы с детьми подготовительной к школе группы.

Материал в цикле подобран таким образом, что позволяет детям увидеть в знакомом привычном что-то новое, ранее не замечаемое, осмыслить то, что усвоено механически.

Для решения основной задачи кружка используются элементы ТРИЗ-РТВ: эксперименты, решение противоречий, мозговой штурм, системный оператор, приемы фантазирования, ММЧ и др.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК

Этот метод создан швейцарским астрофизиком Фрипем Цвики в 40-х годах XX века. Цель этого метода – выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик, т.е. многомерную таблицу. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные варианты по каждой оси.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

В первоначальном виде этот метод стал известен как метод каталога. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Кунце, а затем в 50-е годы усовершенствован американским учёным Чарльзом Вайтингом. Суть метода заключается в следующем: например, перед нами как в фокусе объект, который надо усовершенствовать. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем из. Желательно, чтобы это были существительные. Затем мы примеряем признаки этих слов к своему объекту. Неожиданное сочетание объектов и признаков, а так же ваше воображение дают интересные результаты. Этот метод позволяет найти идеи новых оригинальных предметов, игр и т.д., в том числе и на занятиях по рисованию и конструированию.

ОПЕРАТОР РВС – РАЗМЕР – ВРЕМЯ – СТОИМОСТЬ

Инерция мышления, связывающая нас при решении тех или иных задач, довольно часто обусловлена жёсткими пространственно – временными представлениями о предмете или явлении

Для “расшатывания” привычных представлений об объекте и применяют оператор РВС. Цель применения оператора в том, чтобы получить серию идей, направленных в сторону решения

Уменьшая или увеличивая размеры, ускоряя или замедляя время, назначая любую стоимость (можно варьировать понятия вплоть до абсурда), мы преодолеваем психологический барьер при решении проблемы.

Оператор РВС – огромное поле деятельности для фантазии и сочинения детьми сказок.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Этот метод помогает раскрыть структуру элементов объекта, их внутренние и внешние связи, сводящий все знания об объекте в единое целое.

Системный оператор используется как при ознакомлении с окружающим, так и в развитии творческой активности, творческого воображения. Системный оператор можно использовать при сочинении рассказов по открыткам, сочинении сказок (не используя подсистему, используя только 6 экранов).

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе.

Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Дети не только имеют право на высказывание, но и обязательно предлагают свой вариант решения проблемы. Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально.

ЭМПАТИЯ

Это способность личности к сопереживанию, к пониманию психического состояния других людей. В основе эмпатии как метода фантазирования лежит представление себя каким - то конкретным образом и передача чувств, переживаний, настроения этого образа в ситуации наличия определённой проблемы. Через построение аналогий дети научились высказывать свою точку зрения.

Занятия проводятся по одной логической схеме, которая включает следующие моменты:

  • определение состояния объекта
  • причины, которые вызвали изменения
  • сравнение разных объектов
  • установку взаимосвязей

Процесс познания на кружковых занятиях окрашен положительными эмоциями, дети испытывают удовольствие от открытий, сделанных в процессе исследований. Занятия развивают личность, способствуют более быстрому и легкому формированию личностного отношения к природе и ее явлениям.

Для реализации программы кружковой деятельности в групповой комнате я оформила соответствующую предметно-развивающую среду “Исследовательский центр”, в котором размещаются различные пособия и материала:

  1. Посуда для проведения опытов, оборудование
  2. Условно-символические знаки состояния природы (вода, снег, дождь, почва и др.)
  3. Моделирование маленькими человечками (ММЧ)
  4. Условно-символические модели по технике безопасности
  5. Увеличительное стекло
  6. Диаграммы круговорота воды в природе
  7. Схемы развития растений (“Что сначала, что потом”)
  8. Экологические сказки
  9. Системный оператор, морфологическая таблица
  10. Круги Луллия
  11. Дневник наблюдений (зарисовки при длительных наблюдениях).

Приложение

Список использованной литературы

  1. Альтшуллер Г.С. “Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач”. - Новосибирск: Наука, 1986.
  2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А “Садко” - научно-методический цент развивающего образования (сборник материалов)
  3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками”. Ульяновск, 1996.
  4. Никашин А.И., Страунинг А.М. “Системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром и развитии фантазии”
  5. Савенков А.И. Маленький исследователь. “Как научить дошкольника приобретать знания”. Ярославль: Академия развития, 2002.
  6. Самойлова О.Н. “Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками” Ульяновск 1996.
  7. СидорчукТ.А., Гуткович И.Я., “Методы развития воображения дошкольников”, Ульяновск ,1998.
  8. Тамберг Ю.Г. “Как научить ребенка думать” Учебное пособие. С-пб: Издательство “Михаил Сизов”, 2002.
  9. Страунинг А.М. “Методы активизации мышления”, часть1. “Аспект - ТРИЗ”.
  10. Страунинг А.М. “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”, Обнинск, 1996 г.
  11. Страунинг А.М., Никашин А.И. “Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии”. – Ростов – на – Дону, 1993 г.