Воспитание здорового образа жизни на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Воспитание – не только центральная, но и наиболее обширная категория в педагогике. К. Д. Ушинский говорил, что не воспитание является “элементом обучения”, а, наоборот, обучение есть его средство, “главный орган”. Прав был также замечательный педагог А. С. Макаренко, утверждавший, что нельзя “ограничивать воспитательный процесс классной работой”, воспитание происходит “на каждом метре земли”.

Успех любой воспитательной программы заключается в ее регулярности и системности.

Это применимо и к программе по формированию здоровых привычек. На уроках валеологии и различных внеклассных мероприятиях (“Дни Здоровья”) ребенок готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность.

В то же время из урока в урок должна тянуться ниточка растущего знания по этой теме. И надо полнее использовать возможности других уроков. Например, уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.

Для этой цели можно использовать такой вид наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических упражнений, как диктанты.

Различаются слуховые, зрительные, свободные, творческие, выборочные, комбинированные, объяснительные, предупредительные и другие виды диктантов. Письмо диктантов может сопровождаться различными дополнительными грамматическими и орфографическими заданиями.

Следующие тексты диктантов дадут возможность каждому учителю не только проверить грамотность своих воспитанников, но и научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Диктанты рассчитаны на учащихся 4 классов. Каждый учитель, в соответствии с подготовленностью класса, сообщает о постановке знаков препинания, неизученных орфограммах.

Ваше здоровье.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить. Но заменить свой организм вы не сможете.

Сегодня вы думаете, что будете здоровы всегда. Но вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих вас людей. Все ли могут похвалиться крепким здоровьем? Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. Запомните – необходимо заботиться о себе и своем здоровье уже сейчас! (93 слова)

Инфекционные болезни.

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называются инфекционными. В переводе с латинского языка слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки).

Инфекция распространяется микробами, которые живут в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

Чтобы не заразиться инфекционными болезнями, надо знать и соблюдать правила личной гигиены.

Основное требование личной гигиены – чистая кожа. Микробы с грязной кожи рук попадают в рот и вызывают инфекционные заболевания.

Чаще мойся – воды не бойся! (81 слово)

Что такое табак?

Табак – это однолетнее растение, высушенные листья которого используют для курения. В состав листьев табака входит никотин. Никотин – один из сильнейших ядов и основная часть табачного дыма.

Говорят, что капля никотина убивает лошадь. Мы часто не вдумываемся в смысл этих слов. А ведь действительно убивает! Большое красивое животное падает от капли страшного яда.

Многие считают, что вред приносит только никотин. На самом деле вреден и табачный дым. В нем содержится масса вредных для организма соединений и веществ.

Люди с сигаретами – большие эгоисты. Они заставляют невинных окружающих вдыхать эту отраву. (88 слов)

Огонь – друг и враг человека.

Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал его, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Огонь и сейчас остается нашим другом. Без него нельзя согреться в лесу, приготовить обед.

Но если с ним не дружить, он может превратиться в злобного и жестокого врага, стать причиной пожара.

Пожары очень опасны. Они приносят людям громадные убытки и уносят человеческие жизни. От одной спички может сгореть целый дом. Главная причина пожара – это сами люди. А лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. (89 слов)

Умейте купаться.

В жаркий летний день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой прохладной воде. Вода – одна из тех стихий, которые давно известны человеку. Несмотря на это, люди продолжают тонуть в реках.

Купайтесь, но помните некоторые правила поведения на воде.

Первое купание нужно начинать в безветренную солнечную погоду, когда вода достаточно прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных, специально отведенных для этого местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды никто не сможет вам помочь.

Чтобы не случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте осторожны на воде! (91 слово)

Безопасность на льду.

Мы все с удовольствием встречаем зиму. Нам не терпится надеть коньки и покататься на льду в легкий морозец. Приятно на саночках скатиться с ледяной горы.

Много радости несет зимняя пора. Но эти удовольствия не должны приносить вред вашему здоровью. Чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду. Он лишь на первый взгляд кажется крепким. Но в первые дни зимы лед еще непрочный и не всегда выдержит вес человека. Поэтому кататься на неокрепшем льду опасно.

Прозрачный лед с промоинами или пузырьками воздуха – ненадежная опора. И не стоит ловить рыбу у края полыньи. Будьте осторожны на льду. (96 слов)

Практика воспитания показывает, что целесообразно возвращаться к одной и той же теме несколько раз, рассматривая ее в системе разных понятий.

Список использованной литературы:

  1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: 1997.
  2. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья. – Начальная школа № 5, 2001 год.
  3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  4. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 1 – 4 кл. В 3 ч. Ч.1. – М.: Дрофа; ДиК, 1996.