Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи.Зарождение бальной культуры в России в первой четверти XVIII века"

Разделы: Музыка


Культура любого общества многослойна, и русская культура существовала не только как единое целое. Каждое сословие имело свои права и обязанности, свои особенности поведения, свой язык, свой кодекс нравственных правил. В поведенческих стереотипах присутствует социальный опыт. Во время общения человек реализует свою этическую и социальную принадлежность. В настоящее время, когда идет активный процесс расслоения общества, важно насытить его историческим и эстетическим содержанием.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что на современном этапе российской истории существует необходимость обращения к опыту исторических эпох, прославивших российское государство и создавших своеобразные церемониалы, этикет и ритуалы, регулирующие отношения между участниками общества, обеспечивающих устойчивость основных параметров жизни и обеспечивающих равновесие между обществом и природным окружением. Чем больше потрясений происходит в жизни государства, тем резче меняются формы и бытовые условия жизни, и тем дальше современное поколение отодвигается от прошедшей эпохи. “Современное общество легко и развязно отрекается от недавних еще законов жизни, с презрением и насмешкой машет рукой на прежний бытовой уклад и умышленно разрывает связь со своим прошлым”. Эти слова Е.Н. Опочинина, публикованные на страницах печати в 1909 году, удивительным образом созвучны нынешнему времени. Между тем, чтобы “осмотрительнее и вернее идти вперед, хорошо иногда припоминать, откуда идешь”.

ЦЕЛИ

Знакомство учащихся с истоками зарождения бальной культуры в России. Проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей первой четверти XVIII века.

ЗАДАЧИ

  1. Познакомить учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I, с процессом внедрения в русскую культуру европейских традиций, касающихся общественной жизни, моды, культуры.
  2. Рассказать о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству.
  3. Познакомить учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I. (костюм, макияж, украшения)
  4. Познакомить учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях
  5. Освоить некоторые танцы Петровских ассамблей.
  6. Самостоятельно подготовить себя к ассамблее: наложить макияж, сделать прическу, подготовить костюм, изучить свод правил поведения.

Теоретический раздел

  1. Бал. Что это такое? Зарождение балов в России.
  2. Историческая справка: Россия на рубеже XVIII века. Политические, экономические особенности.
  3. Культура и быт русского народа на рубеже XVIII века.
  4. Традиционный русский костюм до XVIII века.
  5. Петр I. Личность, роль в истории.
  6. Культурные сдвиги и преобразования первой четверти XVIII века.
  7. Ассамблеи Петра I: зарождение, порядок проведения, обучение танцу. Значение ассамблей в культурной жизни общества.
  8. Танцы Петровских ассамблей: появление в России, особенности.
  9. Мужской костюм, прически первой половины XVIII века в России.
  10. Женский костюм, прически первой половины XVIII века в России.
  11. Аксессуары и украшения.
  12. Просмотр кинофильма “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”

Практическая часть

Раздел 1. Разминка: экзерсис у станка, на середине зала

  1. шесть позиций ног в классическом танце
  2. demi-plie из 1, 2, 5 позиций.
  3. grand-plie из 1, 2, 5 позиций.
  4. battement tendu из 1 позиции в сторону, вперёд, назад.
  5. battement tendu с demi-plie из 1 позиции в сторону, вперёд, назад.
  6. battement tendu jeté 1 позиции в сторону, вперёд, назад.
  7. rond de jambe par terre en dehours и en dedans из 1 позиции.
  8. изучение основных позиций рук (подготовительная, 1, 2, 3)
  9. port de bras №1, №2, №3.
  10. releve на полупальцы по 1, 5, 6 позиций.
  11. простые прыжки по 1, 2 и 5 позициям.

Раздел 2. Особенности танцев Петровских ассамблей

Особенности положения корпуса, основные шаги и движения старинных танцев XVIII века, танцевавшихся в России на Петровских ассамблеях; особенности положения корпуса в танцах XVIII; позиции рук; манера поведения во время танца; рассказ о названии и демонстрация основных шагов и движений старинных танцев XVIII века, танцевавшихся в России на Петровских ассамблеях; разбор технических особенностей исполнения всех шагов, основных движения и связок, использующихся в этих танцах.

  1. положения корпуса в танцах XVIII.
  2. простой шаг танца.
  3. основной шаг англезов.
  4. основной шаг менуэта.
  5. основной шаг паваны.
  6. основной шаг алеманды.

Раздел 3. Танцы Петровских ассамблей

Про каждый изучаемый танец ученики получают следующие сведения: к какому веку, стране и автору он относится, историю происхождения танца; кроме того необходимо узнавать музыку для данного танца и уметь рассказать его схему и ход; знать характер взаимоотношений партнеров в танце, особенности стиля исполнения, рассказ о количестве исполнителей и правиле расстановки танцующих, об ориентации пар относительно зала и друг друга; о правилах поведения во время исполнения танца; объяснение размера, ритма, темпа и акцентов в каждом конкретном танце.

  1. Простой менуэт
  2. Англез
  3. Обсуждение основных фигур экосэза, тампета, гросфатэра.
  4. Простая алеманда.
  5. Простая павана.

Раздел 4. Подготовка к проведению танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей

  1. Проведение мастер-класса по прическе и макияжу первой четверти XVIII века.
  2. Подготовка костюма и аксессуаров, придерживаясь моды первой четверти XVIII века в России (самостоятельный пошив костюма).
  3. Оформление бального зала.
  4. Подготовка сценария праздника.
  5. Приготовление и оформление фуршета и праздничного ужина.