Технология модульного обучения по физике

Разделы: Физика


Основой системы работы является методология структурного системного анализа в сочетании с методами дедукции при изложении изучаемого материала с применением новых информационных и компьютерных технологий. Такая детализация учебного процесса приводит к необходимости использования многобалльной системы оценки уровня знаний – рейтингу.

Структурная декомпозиция учебного процесса, а не только изучаемой дисциплины, приводит к фундаментальному понятию - учебный модуль – дидактически законченному элементу учебного процесса.

Модуль определенный объем учебной информации, необходимый для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности, т.е. имеет определенную законченную функцию.

Упор при обучении делается на семинарско-практические занятия, лабораторные работы, а лекции строятся по информационно-координирующему плану.

На лекциях перед студентами ставится укрупненная проблема, актуализируется их познавательная деятельность, т.е. процесс обучения представляет собой совокупность проблемных модулей, которые находятся в причинно-следственной зависимости между собой.

Проблемный модуль представляет собой структуру, где связь между элементами осуществляется через информационные каналы, активными элементами которых выступают преподаватели, студенты, ТСО.

Любой модуль имеет:

1. Блок «вход» – входные тесты, опорные знания.

2. Блок обобщения – актуализация, проблема, история, эксперимент.

Блок обобщения выполняет 2 главные функции.

2.1. Системное представление ПМ:

  • студенты знакомятся со структурой всего модуля;

  • им предлагаются вопросы модуля;

  • студенты должны знать число лабораторных работ, число занятий в модуле, требования преподавателя к конечному результату;

  • студенты должны видеть связи и переходы в процессе обучения;

  • уметь выделять узловые моменты, на которые надо обратить внимание;

  • приводится рекомендуемое число часов на самостоятельное усвоение изучаемых вопросов.

2.2. Вторая функция - постановка проблемы, на решение которой направлен ПМ.

3. Теоретический блок – подается основной учебный материал с учетом психологических особенностей возраста студентов. Стараюсь использовать современные педагогические технологии, в основе которых лежат методы активного обучения.

На занятиях широко использую ТСО - ПК Pentium, видеомагнитофон, телевизор.

Традиционные логические методы изложения физики сочетаю с ассоциативно – моторными при работе с опорными конспектами.

4. Практический модуль – это семинарские занятия, лабораторные работы–самостоятельная работа студентов, задания которых включают обязательную и дополнительные части, оцениваемые отдельно. В этом блоке необходимо учитывать возраст студентов, их психологические особенности и всегда помнить, что для студента характерно:

Я услышал и забыл;
Я увидел и запомнил;
Я сделал и понял.

5. Блок «выход» выполняет контролирующую функцию. Оценка качества знаний и все виды контроля в рамках соответствующего модуля проводятся в форме тестов с оценкой по рейтинговой системе.

Рейтинговая оценка знаний позволяет более объективно оценивать знания и умения студентов, соблюдать требования гласности, индивидуальности, обоснованности оценок.

Рейтинг дает студенту право выбора различных путей достижения положительного результата.

Опыт применения рейтинга показывает, что данная система стимулирует систематическую работу студентов, поднимает состязательность в учебе и нацелена в итоге на повышение уровня подготовки специалистов.

6. Блок «Статистика» С помощью этого блока можно проследить динамику активности отдельного студента по различным видам деятельности и группы в целом.

Блок «Статистика» необходим для управления, корректировки учебно-воспитательной деятельности студентов (проведение консультаций, факультативов, индивидуальных занятий, пересмотр тестовых заданий).

Технологическая сторона моего обучения основана на принципах сотрудничества и сотворчества: на уроке я стараюсь быть не «над учеником», а «рядом с ним».

Основной результат моей педагогической деятельности – интерес ребят к учебе, прочные знания, их хорошие оценки и победы на конкурсах, конференциях.

Моя система работы прошла апробацию в стенах колледжа.

Работа моей системы показана на конкретном примере.

Предмет "Физика"

Урок на тему "Преломление света"

Тема занятия:

3.3. Волновая оптика. Преломление света.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-лекция с элементами беседы.

Методы проведения: проблемно-поисковый.

Учебные цели:

I уровень усвоения (восприятия)

  • познакомить студентов с дисперсией света, радугой, миражами, волновой оптикой.

II уровень усвоения (осмысления, запоминания)

  • изучить законы преломления света;
  • выяснить физический смысл показателя преломления света;
  • изучить полное внутреннее отражение.

III уровень усвоения (умений и навыков)

  • способствовать овладению техникой построения хода световых лучей через прозрачные среды;
  • применять полученные знания при решении задач;
  • научить составлять частично заполненные ОК.

Воспитательные:

  • приобретение навыков активного участия в обсуждении;
  • умения слушать
  • видеть перспективу изучаемого материала для других предметов.

Развивающие:

  • развивать активность и познавательный интерес;
  • развивать логическое мышление, внимательность;
  • развивать умение сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Студент должен:

знать

  • законы преломления света;
  • явление полного внутреннего отражения;
  • где применяются полученные знания на практике;

уметь

  • объяснять ход лучей через прозрачные среды;
  • применять формулы законов преломления, полного отражения при решении задач.

Межпредметные связи:

обеспечивающие – математика;

обеспечиваемые – электронная техника, производство ЭВТ.

ТСО: ПК Pentium, программы "1С – репетитор", "Открытая физика", видеомагнитофон.

Раздаточный материал:

  • опорные конспекты;
  • частично составленные опорные конспекты;
  • таблицы;
  • тесты.

Приборы:

  • оптическая шайба;
  • лазер;
  • прозрачный и непрозрачный сосуды;
  • стилоскоп;
  • призма.

Литература: Жданов Л.С. "Физика", Тарасов Л.В. "Беседы о преломлении света", Гладкова Р.А. "Сборник задач и упражнений по физике".

Ход урока

Организационная структура урока

1

2

3

Деятельность преподавателя Деятельность студента Время
     
1. Организационный момент:
  • подготовка группы к занятию;
  • отметить отсутствующих;
  • выяснить вопросы по домашнему заданию.
Староста группы докладывает об отсутствующих студентах, студенты задают вопросы по дом. Заданию 2 мин
2. Мотивация познавательной деятельности студентов.

2.1. Объявить тему урока, цели

Тема: модуль 6 "Волновая оптика".

Вопросы:

6. Законы преломления света.

7. Абсолютный и относительный показатели преломления.

8. Полное внутреннее отражение.

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают

Студенты знакомятся с постановкой задачи

5 мин

1

2

3

2.2. Вступительное слово

Сегодня на уроке мы рассмотрим явления, происходящие на границе раздела двух прозрачных сред.

Ответим на вопросы:

почему световой луч изменяет свое направление при прохождении через границу двух сред?

почему призма разлагает солнечный цвет на различные цвета?

почему миражи в пустыне часто являют взгляду утомленного путника образы деревьев в местах, где этих деревьев нет?

Мы изучим интереснейшее явление – полное внутреннее отражение, на основе которого строятся приборы волоконной оптики.

3 Актуализация опорных знаний

3.1. студенты отвечают на вопросы:

  • что собой представляет волновая природа света?
  • что называется световым лучом?
  • что такое угол падения светового луча?
  • назовите световой диапазон длин волн
  • какие прозрачные среды вам известны?
  • как распространяется световой луч в однородной среде?
Отвечают на поставленные вопросы 3 мин
4. Логическая структура изложения нового материала   70 мин
Объясняется новый материал по следующим вопросам:

6. законы преломления света.

Ставится проблемный опыт и дается историческая справка открытия законов преломления света.

Формулируются законы преломления света с помощью оптической шайбы и лазера, с помощью компьютерного моделирования.

Студентам раздается частично заполненный ОК.

Делаются выводы.

Участвуют в проведении эксперимента, выдвигают гипотезы,

отвечают на поставленные вопросы,

вычисляют n21 при проведении эксперимента на ПК и заполняют таблицу,

строят ход лучей в ОК и студент на доске, заполняют ОК, делают выводы.

25 мин

 

1

2

3

7. Абсолютный и относительный показатели преломления.

Объясняется материал с помощью компьютерного моделирования (переход света из воздуха в среду и из среды в воздух).

Разложение света призмой, объяснение радуги, миражей.

Участвуют в беседе, работают с таблицами, заполняют ОК, решают задачу, делают выводы, смотрят фильм, появление радуги на ПК. 25 мин
8. Полное внутреннее отражение.

Ставится проблемный опыт.

Объясняется материал с помощью компьютерного моделирования (переход света из оптически более плотной среды в оптически менее плотную).

Участвуют в проведении эксперимента, отвечают на вопросы, участвуют в беседе о волоконной оптике, смотрят фильм, делают выводы. 20 мин
5. Формирование практических умений

5.1. Построение хода лучей на границе раздела двух сред во время беседы;
5.2. Решение задачи в вопросе 7.
5.3. Вывод формул.

Самостоятельно работают при заполнении ОК, выводят в ОК формулы, решают задачу. 10 мин
6. Закрепление нового материала: 25 мин
  • показ фильма;
  • беседы о волоконной оптике;
  • связь с будущими спец. предметами "Электронная техника", "Производство ЭВТ, объяснение миражей;
  • выполнение тестов.
Смотрят фильм, участвуют в беседе, анализируют, выполняют тесты. 3
5
2

15
7. Домашнее задание

Прочитать §§ 29.6 –29.8 и если будет необходимость заполнить ОК, выучить вопросы 6-8 по ОК, решить задачи 24.17, 24.21,24.34.

Осмысляют домашнее задание и задают вопросы. 2 мин
8. Подведение итогов занятия

Дать характеристику работы группы и отдельных студентов. Выставить отметки по рейтингу с учетом шкалы дополнительных баллов.

Внимательно слушают 3 мин