Урок-зачет по алгебере и началам анализа в 10-м классе по теме "Функции и графики"

Разделы: Математика


Цель урока:

— выявить сформированность знаний у учащихся по теме;
— формировать практическую значимость изученного материала.

Оборудование: кодоскоп; карточки заданий, «программированного контроля»; индивидуальные листы опроса; шаблоны графиков тригонометрических функций; фломастеры.

На зачет отводится 2 урока по 40 мин. Оценивание решений осуществляют консультанты — отлично успевающие учащиеся этого класса, заранее подготовленные учителем. План урока записывается на доске.

Девиз урока: «Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не пришло через математические доказательства» (Леонардо да Винчи).

Вступительное слово учителя. Все течет, все меняется в окружающем нас мире... Вращается вокруг своей оси земной шар и день сменяется ночью, земля вершит свой вечный бег вокруг солнца. Кажется, причем здесь математика, а тем более графики и функции? Но, как образно заметил Г. Галилей (1564–1642), книга природы написана на математическом языке, а именно функция позволяет описывать процессы движения, изменения, присущие природе. Но не только процессы в природе, а многие явления в физике, биологии, географии и т.д. жизни имеют функциональную зависимость. Поэтому тема «Графики и функции» имеет большое практическое применение, а степень освоения этой темы вами мы выясним в ходе урока.

(Учитель сообщает цели, задачи, план урока.)

I. Устная разминка

Это парная работа и она не оценивается.

Задания:

1. Дайте название функциям.

2. Определите вид графика.

3. (Дополнительно.) Перечислите основные свойства, указанные в карточках.

Вариант 1

Вариант 2

1. y = kx (свойства; расположения графика при k > 0, k < 0, k = 0). 1. y = kx + 1 (свойства; координаты точке пересечения с осями координат).
2. y = ax2 + bx + c, a =/= 0 (свойства; направление ветвей; вершины). 2.  k =/= 0, x =/= 0 (свойства; расположение графика при k > 0, k < 0).

II. Математический диктант

Выполняется на листочках с копировальной бумагой. Задание отображается на экран через кодоскоп.

Вариант 1

Вариант 2

1. Запишите нули функции. 1. f(x) = 2. x — ?
2. Укажите промежутки монотонности функции. 2. Укажите промежутки знакопостоянства функции.
3. Укажите точки максимума и значений функции в них. 3. Укажите точки минимума в значений функции в них.
4*. График функции y = f(x) пересекается с прямой y = a.
Укажите, при каких значениях параметра a будет наибольшее количество точек пересечения. Укажите, при каких значениях параметра a будет наименьшее количество точек пересечения.
(Если есть несколько значений параметра a, то ответ можно записать промежутком.)

После сдачи листочков консультантам осуществляется самопроверка решений и ответов. Учитель выявляет уровень выполнения заданий, выясняет причины ошибок.

III. Устная фронтальная работа с классом

(Эта работа оценивается консультантами.)

1. Укажите область определения функции:

а)  
б)   
в)

2. Найдите область значений функции:

а)  
б) m(x) = | 2x + 4 |.

3. По графикам укажите D(f), E(f).

IV. Программированный контроль

Это тестовая письменная работа.

Задания

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

1

2

3

4

1.  Найдите область определения функций
а)  а)  x > 0; x =/= 2 x > 0; x =/= ±2 x < 0; x =/= –3 x < 0; x =/= ±3
б)  б) x =/= + 2n, n Z  n Z  n I Z x =/= + n, n Z
2. Найдите область значений функции
[–3; 3]

Карточки сдаются консультантам. Учащиеся проверяют ответы.

В–1: 134.
В–2: 312.

Учитель выявляет трудности, возникшие у учащихся при выполнении тестовой работы.

V. Устная работа

1. Дать четкое определение:

а) четной функции; расположение графика;
б) нечетной функции; расположение графика;
в) периодической функции.

2. Выяснить по графику — какая функция:

— четная;
— нечетная;
— общего вида.

3. Определить, является ли функция периодической, и если да, то чему равняется наименьший положительный период T:

а)  
б) l(x) = tg 7x;
в) m(x) = | cos 5x |;  
г)

VI. Самостоятельная работа

Выполняется работа письменно.

Вариант 1

Вариант 2

1. Изобразите график функции y = f(x) на промежутке:
[–4; 0], учитывая, что y = f(x) — четная функция. [0; 4], учитывая, что y = f(x) — нечетная функция.

2. Известно, что f(x) — периодическая функция с периодом T = 4. Достройте первоначальный график (другим цветом) на промежутке [–4; 8].

VII. Подготовка к практической работе

Один ученик через кодоскоп показывает слайды построения графика  с помощью преобразований  (графики изображены на кодопленке цветными фломастерами).

Устно по графику учащиеся проводят исследование функции по схеме (см. учебник: Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, с. 57):

1.1. Область определения.
1.2. Область значений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

VIII. Дифференцируемая практическая работа

Уровень каждый ученик выбирает самостоятельно.

1-й уровень: исследуйте функцию и постройте ее график.
2-й уровень: постройте график функции с помощью необходимых преобразований и проведите исследование по схеме.
Вариант 1:
Вариант 2: y = 2cos 2x.

IX. Итог урока

— Предварительные результаты (информация консультантов по карточкам опроса).
— Заключительное слово учителя.