Урок русского языка в 9-м классе "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать
  2. знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;

  3. Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
  4. Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения.

Оборудование урока:

  • экран,
  • ноутбук,
  • проектор,
  • CD диск с презентацией по теме урока,
  • индивидуальные карточки с выполненным домашним заданием,
  • плакаты,
  • выполненные дома группами учеников для объяснения нового материала,
  • тетради,
  • учебник “Русский язык. 9 класс” (авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.) – М., “Просвещение”,2006.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.

(Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении).

- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

(Дети отвечают).

- Каждый из вас выполнял домашнюю работу на карточке, давайте проверим.

Карточка с домашним заданием (знаки не проставлены):

  1. Я доверяю любящим они великодушны.
  2. Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
  3. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  4. Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.
  5. Мир строит война разрушает.
  6. Однако пора спать уже без четверти шесть.
  7. Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

- Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.

(Дети отвечают).

- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?

(Мир строит – война разрушает).

- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

(Ученики отвечают).

3. Повторение темы “Постановка тире в простом предложении”.

- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

(Постановка тире в простом предложении).

-Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило.

(Слайд №2 в презентации):

  1. Человеком стать – большое искусство. (Новалис)
  2. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
  3. “Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, - утверждал К.Паустовский.
  4. Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)
  5. Жить – Родине служить.
  6. Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.

(Дети работают устно).

- Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.

- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.

4. Объяснение нового материала.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила.

( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. Примеры для подтверждения теории и затем для закрепления материала учащиеся выбирали из разных источников: сборника текстов для изложений, художественной литературы, справочника Д.Розенталя ).

1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы.

2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений писателей г.Кыштыма.

3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит – лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и поговорки.

4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово – соловей поёт. Примеры искали в художественной литературе.

- Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран.

(Учитель работает со слайдом №3 “Тире в БСП”).

- Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).

- Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…?

(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).

- Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).

- Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?

(Они синонимичны ССП с противительными союзами).

- В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий.

- Давайте вернёмся к предложению из домашней работы и объясним постановку тире в нём.

5. Закрепление изученного.

  1. Упражнение № 232 (учебник) – комментированное письмо.
  2. Тест (устно) – слайды № 4,5,6,7,8 (презентация).

Слайд №4: Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Двоеточие
  • Тире
  • Точка;

Слайд №5: Узнаешь меня – перестанешь бояться.

  • Время
  • Следствие
  • Условие
  • Противопоставление
  • Быстрая смена событий;

Слайд №6: Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Двоеточие
  • Тире
  • Точка;

Слайд №7: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

  • Время
  • Следствие
  • Условие
  • Противопоставление
  • Быстрая смена событий;

Слайд №8: Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Двоеточие
  • Тире
  • Точка.
  1. Каждая группа подобрала примеры для закрепления материала: учащиеся диктуют предложения классу, класс объясняет.

6. Проверочная работа (срез знаний).

Цифровой диктант.

У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.

Условие / время  
Следствие, результат  
Противопоставление  
Быстрая смена событий  
Сравнение  

Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.

  1. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.
  2. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.
  3. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.
  4. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.
  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  6. Идёт – лебёдушка плывёт.
  7. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.
  8. Лето припасает – зима поедает.
  9. Совесть потеряешь – другой не купишь.
  10. Посмотрит – рублём подарит.

- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

- А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами (слайд №9).

7. Самостоятельная работа.

Расстановка знаков препинания в БСП из теста ЕГЭ (слайд № 10, знаки не проставлены):

Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали и зашлёпали по листьям сверкнула молния гроза разразилась.

- Самопроверка (слайд №11).

8. Сообщение заранее подготовленной ученицы “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.

Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела. Читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% - постановка тире, 30% - постановка двоеточия (слайд №12). Так что можно сделать вывод, что тире – модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.

9. Рефлексия. Итоги урока.

- Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна или небольшого эссе. Прочитайте.

(Ученики зачитывают несколько работ).

10. Домашнее задание.

  1. Теория параграфа №17;
  2. Выписать из художественной литературы 5-7 предложений на разные случаи постановки тире в БСП.

Презентация к уроку.