Программа информатизации муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 5"

Разделы: Администрирование школы


ИКТ не освобождают от какой-либо деятельности,
а оптимизируют эту деятельность.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Современный период развития общества определяется как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети.

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Современное компьютерное образование является составной частью становления ученика-личности – ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития – высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель – поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.

Концепция модернизации образования, проект “Информатизация системы образования” и, наконец, технический прогресс ставят перед образованием задачу формирования ИКТ-компетентной личности, способной применять знания и умения в практической жизни для успешной социализации в современном мире.

Информатизация образования – это комплексное системное внедрение информационных технологий во все виды и формы образовательной деятельности.

Создание единой информационной образовательной среды необходимо для обеспечения согласованного доступа к информации и эффективной работы с ней всеми участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учениками, родителями).

Единое информационное пространство школы – это совокупность информационных образовательных ресурсов, средств их хранения и передачи, которая обеспечивает любому пользователю возможность полного информационного обеспечения своей деятельности, получения любых образовательных услуг, а также возможность обмена между пользователями (приложение №1).

Идея информатизации школы была выдвинута еще в 1991 году. Решением Министерства народного образования Республики Коми в школе с 01.01.1992 г.по 31.05.1994 г. работала экспериментальная площадка по теме “Новые информационные технологии в образовании”. В концептуальную основу проекта были положены принципы общегуманитарной значимости информатизации образования и общеобразовательное значение курса информатики. Результаты эксперимента:

  • более раннее обучение информатике в школе (в ходе эксперимента разработан и апробирован курс “Знакомство с компьютером” для 2-3 классов);
  • специализированная курсовая подготовка учителей в Ярославском РЦ НИТ по информационным технологиям;
  • накопление учителями-предметниками опыта по применению компьютеров на уроках, для подготовки учебно-методических
  • материалов, ведения школьной документации;
  • создание большого банка программных ресурсов для компьютеров КУВТ и IBM PS.

Положительные результаты эксперимента легли в основу дальнейшей информатизации школы.

В рамках проекта “Компьютеризация городских и поселковых школ” наша школа получила 2 компьютерных класса (в 2002 г. 11 компьютеров Helios, в 2005 г. 11 компьютеров ИВК), и комплект программного обеспечения (стандартная поставка электронных изданий). Часть учебных материалов на электронных носителях педагоги приобретали самостоятельно. В 2004 г. творческая группа учителей школы участвовала в конкурсе “Кубышка медиа-уроков”, проводимом компанией “Кирилл и Мефодий” для учителей, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе. Участие в конкурсе дало возможность получить в пользование информационно-компьютерную среду (ИКС) “Начальная школа” и электронные библиотеки наглядных пособий (ЭБНП) по предмету “Биология”. На средства спонсоров было приобретено следующее оборудование: струйный принтер Canon i350, лазерный принтер HP1020, сканер, копировальные аппараты, видеомагнитофон, DVD-плеер, цифровой фотоаппарат.

Оснащенность компьютерной техникой

Год 1992-1995 1995-2001 2002-2004 2005-2006
Количество учащихся на 1 компьютер 42,7 37,3 16,9 14,4

На сегодняшний день в школе 2 кабинета информатики, объединенных локальной сетью. Современными компьютерами оснащены: библиотека, методический кабинет, кабинеты директора и социального педагога. В кабинетах химии, физики, математики и истории установлены компьютеры с операционной системой Windows 95.

Ресурсное обеспечение реализации программы

№ кабинета Название кабинета Кол-во компьютеров, оргтехники Цели использования
38 Информатика АРМ учителя,

8 ученических мест,

проектор, экран

Уроки информатики, других учебных дисциплин.

Индивидуальная работа учителей, просмотр учебных видеофильмов, уроки с проектором, классные часы, методические объединения учителей.

39 Информатика АРМ учителя,

7 ученических мест

Уроки информатики, других учебных дисциплин.
26 Химия 1 компьютер

ПЭВМ АМД

Хранение и размножение дидактического и методического материала по химии.
24 Физика 1 компьютер

ПЭВМ АМД

Хранение и размножение дидактического и методического материала по физике, индивидуальные консультации учащихся, подготовка к ЕГЭ.
9 Математика 1 компьютер

ПЭВМ АМД

Хранение и размножение дидактического и методического материала по математике, индивидуальные консультации учащихся, подготовка к ЕГЭ.
43 Школьный музей “Истоки” 1 компьютер

ПЭВМ АМД

Хранение материалов экспонатов в цифровом виде.
Библиотека 1 компьютер Helios, 1 компьютер ПЭВМ АМД Выдача и учет выданных книг и методических материалов, ведение каталога имеющихся изданий, списание книг, представление информационных ресурсов на электронных носителях, создание банка педагогической информации на электронных носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий.
25 Приемная 1 компьютер,

МФУ, ксерокс

Делопроизводство
Директор 1 компьютер ИВК Администрирование
37 Заместителя директора по ТБиЖ 1 компьютер

ПЭВМ АМД

Администрирование
32 Методический кабинет 2 компьютера Helios,

2 принтера,

ксерокс,

цифровой фотоаппарат

Методическая работа с учителями (анализ программного обеспечения, оказание помощи учителям в подготовке и проведении уроков).
33 Социальный педагог, психолог 1 компьютер ИВК,

1 компьютерПЭВМ АМД, принтер

Сбор и обработка информации о детях различных групп, изучение психолого-педагогических особенностей личности, компьютерная диагностика профессионального самоопределения учащихся.

Информатика в школе преподается со 2 класса. Большинство выпускников школы обладают хорошей осведомленностью в области информатики, что подтверждают результаты учебы наших выпускников на первых курсах в вузах. В школе проводятся компьютерные уроки по различным предметам (математика, русский язык, окружающий мир, биология, физика, музыка, литература), наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития.

На сегодняшний день, несмотря на положительные результаты в области информатизации, имеется ряд ключевых проблем, которые необходимо решать для повышения эффективности работы школы в направлении информатизации:

  • требование постоянной модернизации компьютерной техники;
  • отсутствие сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
  • отставание в использовании новых информационных технологий в управлении школы;
  • недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов;
  • недостаточная ИКТ-компетентность педагогов.

Цель программы: повышение уровня образования через формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  • приобретение оборудования для широкого использования информационных и интерактивных технологий;
  • развитие информационных образовательных ресурсов;
  • создание условий для развития ИКТ-компетентности учащихся, педагогических работников и администрации школы;
  • интеграция компьютерных и Интернет-технологий в учебно-воспитательный процесс и в процесс управления школой;
  • создание единой информационной образовательной среды школы.

НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ШКОЛЫ (Приложение №2)

  1. Совершенствование материально-технической базы.
  2. Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
  3. Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий и для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе).
  4. Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).
  5. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
  6. Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участие в сетевых образовательных проектах).
  7. Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и работникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
  8. Внедрение компьютерных программ в психолого-педагогический мониторинг.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “ИНФОРМАТИЗАЦИЯ “МОУ “СОШ №5”” (приложение №3)

Предполагаемые результаты реализации программы:

для школы:

  • повышение качества образования;
  • создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса;
  • автоматизация управления и организации учебно-воспитательного процесса;
  • автоматизация системы документооборота и отчетности;
  • открытость школьного информационного образовательного пространства;

для учителя:

  • оптимизация рабочего времени;
  • применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
  • повышение ИКТ-компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
  • внедрение новых педагогических технологий, основанных на широком использовании ИКТ;

для ученика:

  • повышение мотивации учения;
  • расширение ресурсов для обучения;
  • возможность более полного самовыражения,
  • повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры.

Механизм управления реализацией Программы информатизации школы

1. Разработка диагностических материалов, используемых для определения уровня ИКТ-компетентности педагогов (приложения №4).
2. Мониторинг:

  • повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ – компетентности;
  • критерии формирования и развития информационно-коммуникационных умений, навыков и способов деятельности школьников.

3. Контроль качества и эффективности процесса информатизации.
4. Система совместной мыследеятельности педагогов, учащихся и родителей для анализа, планирования и коррекции путей реализации Программы. Рефлексия всех субъектов образовательного процесса (в малых группах, рефлексивно-программирующих семинарах).

Критерии эффективности реализации программы (приложение №5)

Эффективность результатов реализации Программы информатизации школы предполагается отследить по следующим критериям:

  1. Интерактивность.
  2. Эффективность методов, используемых педагогами в процессе обучения.
  3. Эффективность организации процесса информатизации.
  4. Эффективность результатов обучения.
  5. Уровень готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях информатизации.

Программа составлена на основе документов:

  1. Закон РФ “Об образовании”.
  2. Федеральная целевая программа “Электронная Россия” 2002-2010 гг.
  3. Проект “Информатизация системы образования” 2005-2008 гг.
  4. Концепция модернизации российского образования до 2010 г.
  5. Национальный проект “Образование”.
  6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  7. Приказ МО от 03.12. 2001 г., №3926 “О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России”.