Художественное моделирование одежды

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более всех других видов искусств связано с человеком, даже неотделимо от него.

Костюм – один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды, отражен огромный мир: архитектура, политические и исторические события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, природные условия, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе и т.д.

В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в данной области декоративно-прикладного творчества, включая изучение русских, татарских и башкирских традиций и культурно-национальных особенностей Республики.. Знакомство с историческим и народным костюмом способствует приобщению к достижениям мировой культуры, помогает лучше понять историю и быт разных народов. Знакомство с костюмом разных народов, его символикой, образным решением, пластикой, изучение обрядов и традиций, связанных с костюмом, помогает глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, свои национальные особенности, преемственность национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе жизни.

Актуальность программы определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения по моделированию, конструированию и технологии учитывают достижения науки и производства в этих областях (новые способы и методы моделирования и конструирования, новые технологии, использование новых тканей и материалов и др.). Кроме того, дается достаточно большая вариативность способов обработки и методов моделирования и конструирования.

Будучи частью мировой культуры, костюм в то же время является существенной характеристикой личности. По тому, как одевается человек, как он носит костюм, можно судить о его вкусе, творческих способностях, аккуратности, часто о месте его работы, образе жизни, темпераменте, положении в обществе, достатке и т.д.

В современном мире с его оперативностью контактов и необходимостью быстрых оценок образ, имидж человека и одна из его главных составляющих – костюм – все чаще отождествляются с самим человеком. Костюм давно стал одним из языков социального общения и средством социальной коммуникации.

Предмет изучения – моделирование одежды, если понимать моделирование широко – как процесс создания одежды от проектирования до производства.

Программа включает в себя несколько блоков:

  • освоение работы на электрической швейной машине;
  • история моделирования;
  • моделирование костюма;
  • конструирование;
  • технология;
  • практика социального общения.

Изучение курса помогает школьникам не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром.

Цель программы – выявление и развитие способности воспитанника к творческому самопроявлению и самовыражению, как в области материальной культуры, так и в социуме.

Ценности, на утверждение которых направлена программа:

  • самоопределение воспитанника;
  • творческое развитие его личности, взаимоотношений с самим собой и миром;
  • нахождение им своего места в этом мире.

Ведущая идея программы: провести школьников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия.

В условиях современного совместного обучения и ориентации на “равенство” полов часто происходит искусственное размывание психологических различий юношей и девушек, что приводит к далеко не безобидным последствиям как для будущих мужчин и женщин, так и для общества в целом. Поэтому, не ставя, в узких рамках программы по моделированию одежды, задач комплексного и всестороннего воспитания будущей женщины, все же представляется необходимым уделить внимание таким ценностным установкам, знаниям, умениям и практическим навыкам, которые помогают формировать у воспитанниц традиционные женские качества и в то же время адаптированные к современным условиям (например, наряду с воспитанием аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности, не исключается установка на успех, коммуникабельность).

Цели занятия:

  1. Научить воспроизводить выкройки моделей одежды, изображённых в журналах мод и других популярных изданиях.
  2. Развивать понимание необходимости учёта особенностей телосложения и облика человека в целом и эстетический вкус.
  3. Акцентировать внимание учащихся на культуре одежды и поведения.
  4. Воспитывать учащихся самостоятельности и аккуратности.

Наглядные пособия:

  1. Силуэтные изображения современной одежды, журналы мод, манекен,
  2. Базовые лекала, модели одежды.
  3. Инструменты, приспособления и материалы:
  4. Выкройки в натуральную величину для работы на классной доске,
  5. в масштабе для работы учащихся, карточки-задания, чертёжные принадлежности, ножницы, шаблоны.

Ход занятия

I. Организационный момент:

1) проверка наличие шаблонов, ножниц;
2) ТБ при работе с ножницами.

II. Повторение пройденного материала:

1) Что изучает конструирование?

2) требования к конструкции;

3) Характеристика методов конструирования (карточки-задания);

4) Что такое моделирование, перечислите этапы моделирования;

5) Линии в одежде:

а) конструктивные линии;
б) декоративные линии.

6) перемещение нагрудных вытачек;

7) принцип построения подрезов;

III. Сообщение познавательных сведений.

1) Начало ХХ в. входит в историю под названием стиля “арнуво” (новое искусство).

“ Арнуво” происходит от слияния двух французских слов – Арт новеам, что означает новое искусство. “ Арнуво” провозглашает своим принципом строгую функциональность, простоту, свободу в выборе новых форм и материалов. Центром моды долгое время был и остаётся Париж, исходя от этого и назвали стиль “арнуво”.

Все новые направления моды идут к нам из Парижа. А новейшие веяния моды несут оживления, интерес к одежде.

2) Современные направления моды (стилевые решения костюма 21 века).

Развитие формы костюма в XXI в. вырабатывает основные стилевые решения различных по назначению форм одежды.

Это стили: классический, спортивный, романтический и в стиле фантази.

IV. Объяснение с практическим закреплением(фронтальная работа).

1) Выступления уч-ся о классическом стиле.

Классический стиль характеризуется особой гармонией, отличается подчёркнутой строгостью и подтянутостью. Одежда соответствует естественным формам фигуры человека, проста, элегантна. В ней мало резных линий, только те, которые создают форму: рельефы для оформления груди. Деталей в такой одежде очень мало и только необходимые: воротник или вообще отсутствует, карманы прорезные или накладные.

Современная мода оживила одежду классического стиля применением разнообразных тканей и других отделочных материалов другой фактуры; использованием других форм рукава.

2) Объяснение о технике построения рельефа.

Рельефы являются конструктивными и декоративными линиями изделия. Расположение и конфигурация рельефов могут быть различны. Располагая по разному рельефы можно создавать разное зрительное впечатление.

Практическая работа: “Построение рельефа”.

Модель №1 (Описание модели).

Классический жакет с вертикальными рельефными линиями от плечевых швов.

Рельефный шов на полочке не доходит до низа изделия, а заканчивается на уровне прорезного кармана от бокового шва.

Для большого эффекта горловину и листочки карманов можно украсить отделочной бейкой.

Вначале необходимо наметить линию вертикального рельефа. При этом проводят две линии: одна соединяет левую сторону вытачек на плечевом шве и талии, а другая их правую сторону.

В целях правильного соединения деталей, необходимо поставить контрольные метки, их ставят на уровне концов вытачек.

Линию бокового кармана намечают так, чтобы она проходила параллельно линии талии и располагалась на расстоянии 6 см. от неё.

Согласно модели определяют новую линию горловины, также необходимо предварительно наметить направление долевой нити.

Оформить линию низа жакета, тем самым срезав уголки полочек.

Выкройку разрезают по намеченным линиям и получают детали центральной и боковой частей полочки.

Акцентировать внимание учащихся на то, что при раскрое деталей полочки не забыть учесть прибавку на подборт для обработки застёжки.

V. Романтический стиль.

1) Выступления уч-ся о романтическом стиле.

Разновидностью женственного стиля является романтический стиль.

Этот стиль подчёркивает обаятельность, женственность. Одежда этого стиля отличается сложным покроем, необычностью форм, нарядностью отделки.

Для её оформления используются различные резные линии, подрезы и драпировки.

2) Практическая работа: “Построение подрезов и кокеток”.

Модель №2 (Описание модели)

Лиф нарядного платья с отрезной фигурной кокеткой от линии плеча. На линии середины полочки имеется мягкая сборка.

Все изменения выкройки производятся на выкройке – основы полочки, а выкройка спинки остаётся без изменений.

В первую очередь необходимо определить и провести линии перевода нагрудной вытачки.

Модель №3 (с драпировкой).

Описание модели.

Лиф платья с ассиметричной драпировкой на одном плечевом шве. Плечевой шов украшен отделочными пуговицами. Вытачки на талии придают лифу приталенный силуэт.

Рекомендации по выбору материала для изготовления такой модели.

Из трикотажа, из шёлка, шерсти, т.к. вид драпировки зависит от структуры ткани. Так шерсть и шёлк дают объёмную, мягкую форму, т.е. драпировку;

Трикотаж – гибкую, пластичную.

Необходимо отметить ,что принцип построения простых и сложных драпировок один и тот же.

В данном случае выкройку-основу полочки берут не в половинном, а в развёрнутом виде(полную полочку).

VI. Закрепление материала:

Что нужно учитывать при моделировании одежды:

а) возрастные особенности;
б) телосложение человека;
в) характер;
г) род занятий.

Одежда должна подчёркивать внутренние достоинства человека и его внешние данные.

Только в соответствующей одежде можно чувствовать себя удобно, быть уверенным в себе.

Создание удобной и красивой одежды и является целью моделирования.

VII. Подведение итогов занятия.

VIII. Дом. задание:

1) оформить работу на тетрадях;
2) продолжить работу над рефератом;
3) принести выкройки, ткань для выбора фасона;
4) учить по записи.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3