Своеобразие лирики Анны Ахматовой

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Тема урока: Своеобразие лирики Анны Ахматовой.

Цель: cоздать условия для осмысления роли Анны Ахматовой в русской поэзии.

Задачи:

  • выявить своеобразие лирики А.Ахматовой;
  • развивать навыки исследования работы учащихся;
  • воспитывать интерес, уважение, любовь к поэтическому слову, творчеству А.Ахматовой.

ХОД УРОКА

1. Вводно-мотивационный этап

– Здравствуйте, ребята. Думаю, что у всех хорошее настроение, потому что,  во – первых, сегодня у нас праздник, к нам пришли гости. Во-вторых, мы продолжаем знакомство с поэзией Анны Андреевны Ахматовой, пережившей рано пришедшую славу и незаслуженную резкую хулу, надолго закрывшую ей дорогу в печать, и мировую славу.
У каждого из нас сложилось, наверное, свое отношение к этому «великому поэту», поэту, потому что она не любила, когда называли ее поэтессой.
Мы знаем, что и современники, и последующие поколения давали неоднозначную оценку ее творчеству, поэтому возникает потребность отдельно рассмотреть эти оценки.
На прошлом уроке мы выдвинули разные версии – высказывания о творчестве А.Ахматовой, и наша сегодняшняя задача выбрать наиболее близкую вам гипотезу, обосновать ее правильность или вступить в полемику с автором,  выразить свое отношение. Какая же из них наиболее подходит творчеству великой поэтессы.
Итак, что это были за версии – гипотезы?

1. «Златоустая Анна всея Руси…»  (М. Цветаева)  (Под этим имея ввиду ...)

  • Творчество Ахматовой объемлет все стороны жизни Руси.
  • Она является душой и голосом России?

2. «Я научила женщин говорить…»  (А.Ахматова)

  •  Ахматова – первая женщина-поэт. (Заявила о себе во весь голос)
  • Научила ли Ахматова говорить женщин наравне с мужчинами, т.е. иметь право на чувства, публично выражать их?

3. Есть еще одна версия. В 1946  вышло постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград». Один из политиков, государственных деятелей тех лет, А.А.Жданов, выступил с резкой критикой: 

  • «Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая…основное у нее – это любовно – эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности…не то монахиня, не то блудница, у которой блуд смешан с молитвой…»   (А.А.Жданов)

– Какие темы поэзии Ахматовой позволяют нам полемизировать с А.Ждановым?
– Найдем стихи, какие имел в виду Жданов. Прав ли он?

– Сегодня на уроке какую задачу поставим? (Проверить выдвинутые гипотезы, дать собственную точку зрения).
– Сейчас у каждого, наверное, есть желание высказаться, поделиться со своими мыслями.
– Чтобы проверить, защитить или опровергнуть эти гипотезы, мы даем возможность обсудить все в  группах (А, Б, В), результатом Вашего обсуждения будут выступления в защиту или опровержения. Создадим экспертную группу. Все  группы выступают друг другу оппонентами, т.е. должны находить слабые места противника, спорить, выяснять и т.д.

– Задача экспертов: оценивать работы групп, аргументировать и т.д.

– Выберите, пожалуйста, из предложенных критериев наиболее подходящие к теме нашего урока и разработайте оценочный лист защиты исследовательской работы.

2. Содержательно-образовательный этап

– Работа в группах.
– Защита гипотез.
– Выступление экспертов.

Слово учителя: Спасибо, ребята, за вашу работу, за ваши мысли, которые прозвучали на уроке. Послушав выступления всех 3-х групп, мы пришли к выводу, что Анна Андреевна Ахматова Действительно «императрица русской поэзии», которая заслуженно снискала мировую славу. Она и «Златоустая Анна всея Руси», и научила женщин говорить, потому что именно она открыла в мир поэзии дорогу М.Цветаевой, Ю.Друниной, Бэлле Ахмадулиной, Римме Казаковой и т.д. Это не «взбесившаяся барынька», которая от делать нечего пишет стихи, а показала тонкий внутренний мир лирического героя.

3. Рефлексивно-оценочный этап

– Каждый из вас, дорогие ребята, внес свою лепту в постижении   внутреннего мира поэта и его лирического героя. И мне хотелось бы предоставить вам «свободный микрофон». – – Может, кто хочет поделиться со своими сокровенными мыслями, может поэзия Ахматовой заставила вас задуматься над чем-то? Может, кто прочитает стихи великого поэта?
– Все мы пришли сегодня на урок с подарками. (Со сборниками любимых стихов).
– Вы, ребята, кому хотели бы подарить? Подумайте немного  (По группам по-очередно дарят друг другу свои книжки с любимыми стихами).
– Я хочу подарить каждому из Вас «частицу своей души», частицу сегодняшнего урока: маленькую книжечку со стихами Ахматовой как знак благодарности за этот урок.
– Спасибо, ребята!

Домашнее задание: сочинение «Что я открыл новое в поэзии А.Ахматовой?»