Урок литературного чтения во 2-м классе по программе "Перспективная начальная школа". Сергей Козлов. "Красота"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Показать разнообразие прекрасного мира, который нас окружает.
  2. Показать контраст между обыденным взглядом и поэтическим.

Задачи:

  • прививать интерес к чтению;
  • учить видеть красоту в простом;
  • прививать любовь к природе;
  • развивать эмоционально-чувственную сферу;
  • после посещения Музейного Дома (набор картин в конце учебника) постараться добиться порождения конкретно-чувственных ощущений у ребенка и определенного чувства (радость, воспоминание, удивление, сочувствие);
  • предложить попробовать по пути из школы быть очень наблюдательными, чтобы обнаружить в привычном окружении что-то необычное.

Оборудование:

  1. Учебник “Русский язык”. Н.А.Чураковой, 2 ч
  2. Учебник “Литературное чтение” Н.А.Чураковой, 1 ч.
  3. Тетрадь для самостоятельной работы “Литературное чтение” О.В.Малаховской
  4. Изображение окна с ветками в кувшине
  5. На парте: цветная бумага (синяя, белая),
    • веточки от березы,
    • краски, стакан с водой, кисточка.
  6. Музыка (скрипка).

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем творческих успехов.

Упражнение на дыхание.

Восстановим дыхание.

II. Подготовка к восприятию.

Посмотрите на рабочие столы.

Что необычное вы видите? (цветная бумага, веточки)

Приложите веточки к бумаге (к синей, белой)

Что увидели? О чем это напомнило? (цвет неба, цвет снега, красота)

Это мы увидели, а с красотой слова познакомимся через произведения Сергея Козлова. Что это за человек, вы скажите чуть позже.

III. Работа над новым материалом.

Звучит музыка.

Поводите веточками по цветной бумаге, прикройте глаза. Начинаются превращения …

Откройте глаза. Мы очутились в необычном мире.

Инсценирование отрывка из произведения “Красота” С. Козлова. ([2] Стр. 111-114.)

Что это было? (сценка из сказки)

Что сложнее: увидеть красоту в веточке рябины или в голых прутиках?

Кого из друзей можно назвать поэтом? (Медвежонка и Ёжика).

IV. Физминутка.

Мышки тоже рады теплу. Шалят.

Вышли мышки как-то раз.
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре -
Мышки дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.

(Дети садятся на свои места).

V. Работа с текстом.

Заглянули в учебник литературного чтения на с. 111. [2]

Что заметил внимательный взгляд? (“Т” – толковый словарик)

Кто помощник в работе над словом в словаре? [1] (Тот, кто первым нашел смысл слова “Шалеют”, зачитывает для всех).

Как вы думаете, Заяц совсем безнадежный, что не видит красоту? Докажем текстом.

Зачитаем сказку только на синем фоне. Следим за голосом. (работа над выразительностью)

Заяц научится видеть красоту?

Зачитаем о красоте на желтом фоне.

Чем отличается прочитанное от увиденного? (Не всё можно показать в фильме, на сцене… читать интереснее, в книге все подробнее).

А это что? (Окно) (предположение, чьё это окно).

А в окне увидели маленького полевого скрипача.

Что это за музыкант? (Кузнечик)

Чтение учеником наизусть стихотворения “Маленький музыкант” Сергея Козлова ([3] с. 27)

Что показал автор? (красоту звуков).

Какой кузнечик по характеру?

Живёт он на с. 27 [3], оживите (раскрасьте) одного героя, кому он счастье подарил. (Договоритесь с соседом, кто какого героя раскрашивает).

Поднимите тетрадочки, посмотрите, сколько друзей у кузнечика. (Показ готовых работ)

Если мы будем добры друг к другу, и у нас будет много друзей.

Друзья кузнечика приглашают на с. 114 [ 2]

Куда мы приглашены? (В Музейный Дом)

VI. Работа с картиной Альбрехта Дюрера “Травы”.

Сделайте рамочку. Посмотрите внимательно. (Детальное рассматривание)

Что увидели?

Постарайтесь разбудить своё зрение.

Узнаёте метёлку лугового мятлика?

Заметили вырезной лист одуванчика?

Широкие листы знакомы? (подорожник)

А узкие листья осоки, о которые можно порезаться?

А запахи!!! Какие запахи ощутили?

Покажите, где может сидеть кузнечик – музыкант со своими друзьями?

Как вы думаете, зачем художник столько внимания уделил обыкновенной траве?

(Она особенная, неповторима. Художник открывает красоту в простом, учит беречь, наблюдать. Травы стремятся вверх, к жизни….).

Что общего у картины и у текста?

VII. Итог:

С какими произведениями познакомились?

(Сергей Козлов “Красота”, “Маленький Музыкант”. Альбрехт Дюрер “Травы”)

Что можете сказать о Сергее Козлове? Что это за человек?

Прислушайтесь к себе. На листе белой бумаги покажите своё настроение красками.

Поделись своим настроением с соседом.

Мы с вами на уроке прикоснулись к красоте…

VIII. Домашнее задание.

Веточки дома поставить в воду. Красота получится? Эта красота будет нужна на уроке окружающего мира.

Ещё раз рассмотреть картину Дюрера “Травы”. Постарайтесь найти материал об этом художнике и о С.Козлове.

Прочитать разными голосами произведение С. Козлова “Красота” стр. 111-114 [2 ].

По пути домой постарайтесь найти необычное в обычном.