Интегрированные задания по информатике

Разделы: Информатика


Задание 1. Сконструировать сайт на тему «Информационное общество».

Описание задания. Готовим 10 вопросов по теме «Информатизация общества» (Н.Угринович. Информатика и информационные технологии. 10-11. Глава 6.):

  1. Что означает «информационное общество»?
  2. По каким основным параметрам можно судить о степени развитости информационного общества?
  3. Каковы основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе?
  4. В чем состоит различие между лицензионными, условно-бесплатными и бесплатными программами?
  5. Как можно зафиксировать своё авторское право на программный продукт?
  6. Какие способы идентификации личности существуют при предоставлении доступа к информации?
  7. Почему компьютерное пиратство наносит ущерб обществу?
  8. Какие существуют программные и аппаратные способы защиты информации?
  9. Чем отличается простое копирование файлов от инсталляции программ?
  10. Постройте диаграммы роста количества и распределения серверов Интернета по странам мира.

Затем предлагаем детям создать сайт на тему «Информационное общество» из 10 страниц, где каждая страница получает название номера вопроса («Вопрос 1», «Вопрос 2», «Вопрос 3» и т.д.) и оформляется текстом-ответом на поставленный вопрос в соответствии с правилами построения сайта. При этом оставляется широкий простор для фантазии детей при выборе дизайна страницы.

Естественно, на первых уроках никто книгу не открывает, так как все старательно работают над созданием дизайна страниц сайта. На этом этапе полезно раскрыть секреты построения сайтов: правило трех цветов, правило единого стиля, удобства навигации, авторского права, безошибочного литературного текста, правило вежливости и многое другое. Можно показать хорошие сайты, на страницах которых просматриваются эти правила.

Но наступит момент, когда все потянутся к книгам. Найти ответ в книге – это еще не все, необходимо сформулировать ответ на поставленный вопрос таким образом, чтобы это было кратко, понятно и полно, т.е. основная деятельность учеников тут направлена на «интеграцию информации», что включает в себя:

  • умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
  • умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

Для хорошо подготовленных учеников к заданию можно добавить дополнительные требования, такие, например, как наличие диаграммы, собственного рисунка или дополнительной информации из Интернета на одной из страниц сайта.

Таким образом, параллельно изучаются несколько тем школьного курса информатики: информатизация общества, создание сайтов, текстовый редактор, табличный редактор Excel, графический редактор, поиск информации в Интернет. Интегрированные задания успешно выполняются группами из 2-3 человек, тем самым они приобретают навыки работы в коллективе.

Темп работы каждый ученик выбирает самостоятельно. Результатом работы должен быть оформленный по всем правилам сайт с правильными ответами на поставленные вопросы.

В итоге каждый ученик сдает зачет в виде демонстрации своего сайта и ответа на мои дополнительные вопросы. В приложении 1 представлена работа ученика 10 класса.

Задание 2. Сравнить графики функций, построенных в среде языка программирования Turbo Pascal и в табличном редакторе Excel.

Описание задания. Задается уравнение функции, область определения и область значений функции. Необходимо построить график функции сначала в табличном редакторе Excel, затем тот же график нарисовать в графическом режиме языка Turbo Pascal, предварительно написав программу на соответствующем языке программирования. В итоге должны получить идентичные графики.

Интересно наблюдать за реакцией детей, когда на экране они видят совершенно разные графики. Тут начинается самое интересное. Дети берут карандаш с линейкой и начинают чертить график на бумаге. На помощь приходит математика. Где же спряталась ошибка? Ее не очень-то легко найти, на это уходит немало сил и времени.

Дальше приведены 10 различных интегрированных заданий подобного типа с демонстрацией в приложении 2 работы ученика, выполнившего задание № 9.

Построить график функции Y=F(X) на интервале [A;B] с шагом H, где

№ задания

F(X)

A

B

H

1

X2-3*X+5,3

2

8

0,5

2

X3-2*X+0,85

3

5

0,2

3

ABS(X-1)+0,5

-4

6

1

4

10/(X-5)+1,5

10

12

0,2

5

1/ABS(12-X)

5

10

0,5

6

-5*X+10,25

0

3

0,25

7

(X2+1)/X+3

2

15

1

8

ABS(X-1)+0,5

-4

2

0,5

9

5*X2-3*X+1

-10

0

1

10

-2*X2-*X+1

6

12

0,5

Задание 3. Оформить электронное портфолио ученика с помощью конструктора сайтов.

Описание задания. На подготовительном этапе ведем беседу с учащимися о том, что такое «Портфолио», в каком виде могут быть представлены достижения ученика и для чего это надо. На следующем этапе создаем схему портфолио, которую предлагаем для доработки каждой группе. В ходе беседы определяем, что портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся. Что портфолио учащегося должно состоять из таких разделов, как:

1. перечень документов: резюме, зачетная ведомость успеваемости, ведомости оценки деятельности в творческих, спортивных мероприятиях, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, документы, подтверждающие участие и наличие призовых мест в конкурсах всех видов и уровней;
2. перечень творческих, курсовых и проектных работ;
3. пакет отзывов, рецензий, высказываний;
4. самосознание и самореализация;
5. социальные практики;
6. планы на будущее.

Затем перед учениками ставится задача разработать проект «Портфолио ученика», отвечающего всем представленным требованиям.

На этапе защиты проекта происходит публичная оценка каждого проекта и за круглым столом выбирается самый лучший проект. В приложении 3 представлен один из таких проектов, выполненных учениками 11 класса.

На последнем этапе каждый ученик создает персональное электронное портфолио с помощью конструктора сайтов, отвечающего всем требованиям, предъявленным к портфолио лучшим проектом (см. приложение 4).

Интегрированные задания выполняются учениками с большим интересом. Объясняется это прежде всего тем, что дети сами выбирают траекторию выполнения поставленной задачи. На выполнение интегрированных заданий обычно требуется от 3 до 5 уроков в соответствии со сложностью задания. И это дает большие преимущества применительно к ученикам с разным уровнем подготовленности. Во-первых, так как задания выполняются в течение нескольких уроков, отстающие имеют возможность заниматься дополнительно после уроков и догнать своих сверстников. Во-вторых, для более сильных групп задания можно усложнять, включая дополнительные требования к оформлению работы. В-третьих, что особенно важно, в данном случае, дети больше занимаются самостоятельно, что развивает у них умение выбирать соответствующие технологии поиска информации, умение сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, создавать и использовать должные модели и процедуры изучения и обработки информации.

Говоря о методологической значимости интегрированных заданий, следует отметить, что для современного выпускника важно умение представлять информацию в различных видах и формах, умение строить схемы и модели, умение делать анализ на основе наблюдений и сравнений, умение быстро обрабатывать большой объем информации, четко и ясно выражать свои мысли.

При такой постановке вопроса, когда на первый план выдвигается задача освоения современной методологии приобретения знаний о мире и о себе, информатика из вспомогательной дисциплины превращается в фундаментальную научную дисциплину. Она формирует целостное мировоззрение, характеризующееся осознанием мира как единой системы энергоинформационных процессов.