Духовно-нравственное воспитание детей (из опыта работы МОУ "Детский дом № 6 города Прокопьевска")

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Историю России можно сравнить с величавым, широко разветвленным деревом. крона которого имеет тысячи ветвей, несметную листву и мощные, уходящие в глубину корни. Памятники русской национальной культуры стали достоянием мировой культуры, и мы по праву можем ими гордиться.

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами. Много великих полководцев прославили Россию. Издавна славна наша страна и своими умельцами, которые своим нелегким трудом создавали шедевры зодчества, уникальные образцы материальной культуры (одежды, мебели, посуды, орудий труда).

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, мы понимаем, как важно воспитать у наших детей патриотические чувства на конкретных героических примерах, исторических событиях, уважительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам на основе вещественных источников исторических знаний.

Поэтому, одним из важных направлений воспитания детей в условиях детского дома является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение детей к историко-культурному наследию русского народа. Педагоги нашего детского дома на доступном уровне знакомят детей с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, основами православной культуры, традициями и бытом, что способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству и уважения к предкам.

Тема: В русской горнице.

Цели:

  • знакомство детей с устройством русской избы;
  • воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям;
  • расширение словаря по изучаемой теме;
  • коррекция произвольного внимания на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра “Самый внимательный”.

Дефектолог демонстрирует с изображением современной кухни. Дети должны запомнить как можно больше деталей, изображенных на картинке. Затем картинку закрывают, а детей просят назвать те детали, которые они запомнили.

Введение в тему.

1) Вводная беседа.

- В каких домах живут люди в современном городе? (Кирпичные, панельные, многоэтажные… В квартирах, где несколько комнат: гостиная, спальня, кухня, ванная; большие окна…)

- Какая мебель стоит в комнатах? (Ответы детей.)

- Какой посудой сейчас пользуются? (Кухонной, столовой, чайной…)

2) Сообщение темы и целей занятия.

- На прошлом занятии мы с вами познакомились с тем, как на Руси рубили избу. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как она устроена. А для этого приглашаю вас в горницу к тетушке Матрене. Горницей называют комнату в избе. Постарайтесь запомнить это слово. (2-3 ребенка повторяют.)

Основная часть.

Дефектолог надевает на голову кокошник, накидывает на плечи платок и обращает внимание детей на макет горницы (можно иллюстрацию).

- Дети, давайте представим себе, что мы пришли в гости к тетушке Матрене. Она увидела нас, обрадовалась и встречает такими словами:

- Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. (Дети рассаживаются.) Ну вот, так славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже “здравствуйте” сказали. Каждый день люди говорят друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (При встрече с гостями, с воспитателями, в больнице и т.п.)

- Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете? (Предположения детей). Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому с кем здороваешься. Давайте попробуем.

- А еще я вам сказала: “Милости прошу!” Что эти слова обозначают, как вы их понимаете? (Предположения детей). Милость – от слова милый. Милый человек какой? добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.

- Ну, а теперь давайте поближе познакомимся с горницей.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: “Печь – всему голова”. Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском доме тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.

А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что можно сушить еще на печи? (Грибы, ягоды, травы.)

А еще печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие. Что с ними может случиться? (Простудятся и т.п.) уложат простуженного на печку, она его прогреет и простуда пройдет. Вот почему говорят: “Печь – всему голова”. Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.

- Дети, печь делит горницу на две основные части: на левую и правую. С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.

Давайте посмотрим, что в нем находится. (Посуда, кочерга, ухват, рукомойник…) Да, здесь есть все, что нужно хозяйке.

А в другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Здесь на этой стороне, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески, на полу – половики. Половики хозяйки ткали сами и стелили их на пол вместо ковров.

Правая половина горницы бала самой нарядной и красивой, и называли эту часть горницы – красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.

Физминутка.

Тетушка Матрена предлагает гостям повеселиться: поплясать под музыку.

Звучит запись русской народной мелодии “Ах вы сени, мои сени”.

Обратная связь.

1) Игра “Скажи по-другому”.

Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.

дом - …(изба)

комната - …(горница)

угол - …(кут)

шторы - …(занавески)

шкаф - …(сундук)

ковер - …(половик)

кровать - …(полати)

кормить - …(потчевать)

женщина - …(баба)

2) Заключительная беседа.

- Почему в старину говорили: “Печь – всему голова”? (Голова – значит, самая главная. Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.)

- На какие две части делила горницу печь? (На левую – “бабий кут” и правую – “красный угол”.)

- Почему “красный угол” называли красным? (От слова “красивый”…)

- Что означает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья.)

Итог занятия.

- Вот в каких домах жили наши предки.

Тема: “Без труда – не вынешь и рыбку из пруда”.

Цели:

  • знакомство детей с традиционной русской пищей и предметами старинной посуды;
  • формирование представлений о том, что еда – это результат нелегкого труда многих людей;
  • воспитание уважения к труду крестьянина, домашней хозяйки;
  • расширение словаря по изучаемой теме;
  • коррекция произвольного внимания на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  • развитие логического мышления на основе объяснения пословиц и поговорок.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра “Что изменилось?”.

Дефектолог демонстрирует ряд картинок (4-6) с изображением продуктов питания (хлеб, колбаса, сыр, помидор, печенье, яблоко) и просит запомнить, как они стоят. Время запоминания 10-15 секунд. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза, меняет картинки местами или убирает одну, и спрашивает: “Что изменилось?”

- Как можно назвать предметы, изображенные на картинках, одним словом? (Продукты питания.)

Введение в тему.

1) Вводная беседа.

- Ребята, а где мы берем продукты питания? (Покупаем в магазине.)

- А в магазины их откуда привозят? (Выращивают на полях, птицефермах, животноводческих фермах.)

Вывод: прежде чем пища попадает нам на стол – много приходится потрудиться. Много сил, здоровья, времени тратят они на это.

2) Сообщение темы и целей занятия.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, какую пищу готовили хозяйки на Руси и где они брали продукты для приготовления еды.

Основная часть.

- Так что же хозяйки готовили в те времена, какую пищу? Ответ на этот вопрос мы можем найти в русских сказках. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а затем мы назовем продукты из этих произведений.

“Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха будет сладка!” ( “По щучьему веленью”.)

“Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля…” (“Лиса и журавль”.)

“Поешь моего простого киселька с молочком!

- У моего батюшки и сливочки не едятся…” (“Гуси лебеди”.)

“Я, Колобок, Колобок на сметане мешен да в масле пряжен…” (“Колобок”.)

“Дедка за репку, бабка за дедку…” (“Репка”.)

- Молодцы! Хорошо знаете сказки. Какие же продукты упоминаются в этих отрывках? (Дети перечисляют.)

- Что такое уха? (Рыбный суп.)

- Что такое колобок? (Выслушиваются ответы детей.)

- Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов, хлебов. Поэтому бабка и мела “по сусекам”, чтобы намести остатки муки.

- В простых домах главной пищей были щи и каша. Так и говорили: “щи да каша – пища наша”. По праздникам баловались блинами, пирогами, киселями. В богатых домах была пища поразнообразнее, пожирнее. Но везде главным на столе был хлеб. Недаром народ сложил поговорки: “Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска”. А престол – это царское место.

- А пили на Руси мед жидкий да квас. Такого вкусного кваса нигде не было. На весь белый свет славился наш русский квас.

- А где же хозяйка готовила? В чем? Какой посудой пользовалась? Давайте посмотрим! (Дети рассматривают предметы старинной посуды: горшки, кувшины, миски деревянные, глиняные, ковши большие и малые и др.)

- Пищу варили в горшках, в них же и подавали ее на стол. Для кваса, молока и масла использовали кувшины и кружки. Ели деревянными ложками. Тарелками пользовались редко, а вилки и ножи появились значительно позже.

- Дети, как выдумаете, из чего готовили пищу? Где брали эти продукты? Ну, например, какие вы знаете каши? (Дети перечисляют.) А где крупу брали? (Сами в поле выращивали.) Да, много чего выращивали русские люди сами. И рожь, и пшеницу, и овес, и гречиху, и горох. Работа в поле была тяжелой.

- Ребята, а чтобы щи сварить, что нужно? (Дети перечисляют.) Где же овощи-то брали? Да, тоже сами выращивали.

- А в праздник кисель варили ягодный. Где же ягоды брали? В лесу конечно. В садах тогда ягоды не выращивали. Надобности не было. Их в лесу корзинами собирали. Свежие ели, кисели варили, на зиму сушили. А какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей.)

- Деток малых чем кормят? А где же молоко брали? За коровами и козами ухаживать надо. Это тоже труд нелегкий. И яйца ели. А где же их брали? Да, держали домашних птиц. За ними тоже нужен уход: покормить, курятник им теплый построить, чтоб зимой не замерзли.

- Вот как еда доставалась – каждодневным тяжелым трудом. Не случайно русские люди поговорку придумали: “Как потопаешь, так и полопаешь”. (Детям предлагается объяснить смысл этой поговорки.)

- А попробуйте-ка догадаться, что еще необходимо для приготовления пищи? (Предположения, рассуждения детей. Вывод о необходимости воды.)

- Где же воду брали? Водопровода, кранов в избе не было. И носили воду женщины ведрами. А чтобы нести было удобнее, был у них помощник – коромысло. (Показ коромысла.)

- Вот, оказывается, какое непростое дело – пищу готовить. Много надо было потрудиться, чтобы семью прокормить.

Физминутка.

Подвижная игра “Кто больше принесет водицы”.

Дети делятся на две команды.

С одной стороны комнаты ставятся миски с водой. А на противоположной стороне стоят пустые стаканы. Пока звучит музыка, дети должны перенести воду из миски в деревянных ложках и наполнить ими стаканы. Затем музыка останавливается, и сравниваются стаканы по наполняемости водицей. (Звучит русская народная мелодия.)

Обратная связь.

Игра “Выбери нужные картинки”.

Детям раздаются карточки с изображением предметов посуды и продуктов питания: старинные и современные.

1. Что стояло (лежало) на столах в старину? (Миска, стеклянный бокал, вилка, нож, салфетки, ложка, кувшин, тарелка, горшок.)

2. Что ели в древности? (Пироги, виноград, конфеты, огурец, репа, лапша, хлеб, кофе, капуста, молоко.)

Заключение.

- Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (Детям предлагается объяснить, как они понимают ту или иную пословицу, поговорку.)

- Во все времена ценили людей трудолюбивых и умелых, недаром говорили на Руси: “Человек трудом красен”. А вот лентяев, не любили в народе, смеялись над ними: “Спишь-спишь, и отдохнуть некогда”, “Люди – жать, а мы на солнышке лежать”.

Обыгрывание мини-ситуации.

Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день.

Не жнет и не косит, а обедать просит.

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, иди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Итог занятия.

- Мы сегодня много о том, что еда – это результат нелегкого труда многих людей. Как в старину, так и сейчас люди тратят много сил, здоровья и времени на это. Мы должны быть благодарны им и бережно относиться к продуктам, не выбрасывать остатки, доедать до конца все, что на тарелках.