Урок информатики "Понятие алгоритма", 7-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 7


Цель:

  1. Иметь представление об алгоритмизации; о дискретности, детерминированности, конечности, массовости и результативности алгоритма; уметь приводить примеры из повседневной жизни.
  2. Развить умение составлять алгоритм и использовать его в повседневной жизни; развитие коммуникативных навыков, культуры общения, умения работать в парах.

Оборудование: 10 компьютеров, электронный учебник, магнитные палочки, спички, карточки для алгоритма, видеофрагмент из мультфильма “Простоквашино”, толковые словари, инструкционные карты, слайдовая презентация, демонстрационный экран, проектор, карта самоанализа.

Метод: частично-поисковый.

Приемы: беседа, работа с карточками, работа в парах, работа со словарем, работа с электронным учебником.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Добрый день, прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Я предлагаю вам сегодня поиграть.

II. Объяснение нового материала.

- Представьте такую ситуацию: я пришла с работы к вам в гости, очень голодная. Ребята, вы накормите меня? У вас в холодильнике только колбаса, масло, хлеб и сыр. Приготовьте мне бутерброд. Перед вами карточки, запишите, как вы будете его готовить. Через минутку сдайте.

Напишите, как приготовить бутерброд:

1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5. _______________________________

6._______________________________

7._______________________________

8._______________________________

9._______________________________

10.______________________________

Давайте посмотрим что получилось (выбираю неправильный):

  1. Взять в одну руку колбасу.
  2. В другую руку сыр.
  3. Есть.

(На экране появляется видеофрагмент). Приложение 1

- Ой, ребята, а что не правильно? (“не по порядку”, “не по плану” – все ответы детей записывать на доску), т.е., если я вас правильно поняла, должно быть все по порядку?

- А почему бутерброд вкусный получился (писали по рецепту, по плану, по инструкции, по порядку).

- Я хочу еще с вами поиграть. Перед вами спички, их 15 штук. За один раз можно взять 1,2 или 3. Кто возьмет последнюю - проиграл. (Играют в паре)

- А я всегда в эту игру выигрываю. Вы мне верите? Давайте попробуем? (Играем со мной у доски при помощи магнитных палочек)

- Ребята, а почему я всегда выигрываю? (Знаю секрет, знаю решение задачи)

Посмотрите на доску: мы решили две задачи, а как мы их решали? (Обратить внимание учащихся на доску)

- по плану

- А я знаю слово, которым можно заменить все эти слова!

- по рецепту

- по инструкции

- по порядку

- Хотите знать, что это за слово? (На доске появляется надпись АЛГОРИТМ).

- Ребята, перед вами словарики, давайте уточним, что такое АЛГОРИТМ? (работа со словарем) Запишите в тетрадь понятие алгоритма.

- Мы были с вами правы? (вернуться к надписи на доске).

- Если я вас правильно поняла, значит, алгоритм должен быть таким (например алгоритм приготовление яичницы):

1. Посолить;

2. Разбить 2 яйца;

3. Налить масло;

4. Кушать.

- Правильно?

- А что не так? (Нарушена последовательность)

- Т.е. должны быть правила составления алгоритма? Давайте посмотрим, эти правила в электронном учебнике. Приложение 2.

III. Закрепление нового материала.

- У вас есть алгоритм выполнения работы. (Работа по алгоритму, у каждой пары задания №6 разные).

Алгоритм работы:

  1. Запустите программу: папка “алгоритм” -
  2. папку “project” - запустите файл “index”.

  3. В левом вертикальном меню выберите “Главная”.
  4. Изучите написанное. 10 минут
  5. В левом вертикальном меню выберите
    “Алгоритм и его свойства”
  6. Изучите.
  7. Составьте 1 слайд в презентации, где будет перечислены свойства алгоритма - 5 минут

(Ниже представлены задания № 6 из алгоритма работы)

(Расскажите назначение первого свойства, приведите пример; раскройте суть второго свойства, приведите пример; раскройте суть третьего свойства, приведите пример; раскройте суть четвертого свойства, приведите пример; расскажите историю понятия “алгоритм”; составьте пример алгоритма из повседневной жизни; составьте алгоритм приготовления к новому году).

- У каждого будет свое индивидуальное задание (выполняют)

IV. Гимнастика для глаз.

- Запустите файл физкультминутка. Приложение 3

- А теперь поморгали, посмотрели за окно, закрыли глазки, продолжаем работу.

- Сейчас каждый расскажет, чем он занимался (обсуждаем последние задания из алгоритма работы).

V. Итог урока.

- Так что же такое алгоритм?

- Какими свойствами он должен обладать?

Теперь возьмите карту самоанализа и заполните ее.

Тема урока.

Чего я достиг на уроке.

Я не понял

Настроение

 

Я научился сегодня:

________________

________________

   

Я знаю:__________

_________________

(2-3 человека зачитывают свои карты)

- А теперь посмотрите на меня. Закройте глазки те ученики, которые всё сегодня на уроке поняли и во всем разобрались (пронаблюдать, сделать выводы).

- Спасибо всем, вы молодцы, очень хорошо поработали. Урок окончен.