Дискуссионные формы работы как средство формирования коммуникативной компетенции педагога и учащихся (из опыта организации и проведения внеклассной мероприятий в форме ток-шоу)

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


В связи с переходом российских школ на профильную систему обучения обозначилась проблема предпрофильной подготовки учащихся, которую отчасти решают элективы. Эту же функцию могут выполнять и внеклассные мероприятия.

На этапе предпрофильной подготовки важно научить ребёнка самоопределяться, он должен осознавать, кем и каким хочет стать, должен стремиться к знаниям в сфере избранной им профессии. Поэтому, работая с подростками, целесообразно выстраивать воспитательную работу на основе ценностноориентированной деятельности, которая позволяет учащимся в ходе коллективного спора сделать определённый нравственный выбор, а дискуссионные формы работы формируют у них такие виды компетентностей, как: социально – личностную, исследовательскую, коммуникативную.

Телевизионные ток-шоу могут служить основой для творческого поиска педагога и учащихся в создании новых форм дискуссии. [1]

Ток-шоу позволяет включить в работу большое количество детей, позволяет обсудить проблемы, волнующие подростков, в привлекательной для них форме, когда можно поспорить друг с другом, с учителем, отстоять собственную точку зрения, приводя весомые аргументы. Учащиеся с удовольствием участвовали в обсуждении следующих тем ток-шоу: “ Как должен выглядеть школьник?”, “Карманные деньги нужно просить у родителей или зарабатывать самим?”, “Должны ли взрослые ограничивать свободу ребёнка?” и т.д. Тематика ток-шоу определяется детьми.

В ходе подготовки мероприятия классный руководитель помогает детям продумать в деталях ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, ситуацию нравственного выбора, средства её презентации.

Подготовка включает в себя следующие этапы:

1. Обозначение проблемы.

В ходе анкетирования выясняются затруднения, которые испытывают учащиеся в общении и обучении. Группа детей- аналитиков выявляет типичные проблемы.

2. Формулирование вопросов, представляющих различные аспекты проблемы.

Проводится в форме “мозгового штурма”.

3. Выявление полярных точек зрения.

Проводится в форме опроса общественного мнения среди учащихся класса, школы.

4. Определение ведущих и работа с ними по подготовке дискуссии.

Ведущие выбираются из числа подростков на конкурсной основе.

5. Поиск аргументов.

За несколько дней до проведения ток-шоу учащиеся класса получают задание подобрать материал (факты из жизненного опыта, литературы, средств массовой информации), подтверждающие позицию.

6.Оформление классной комнаты.

Предварительно обсуждаются варианты оформления, предложенные детьми, и реализуется замысел, получивший одобрение большинства.

Технология проведения ток-шоу.

1. Знакомство участников с темой ток-шоу.

2. Повторение правил ведения дискуссии.

3. Обозначение проблемы обсуждения.

4. Обсуждение проблемы по заранее сформулированным вопросам.

5. Подведение итогов дискуссии.

Решение проблемы не всегда может быть найдено, но дискуссия натолкнёт подростков на размышления, на поиск истины.

6. Проведение рефлексии.

Предложенный ниже вариант проведения ток-шоу поможет представить обозначенные этапы.

Тема ток-шоу: “Это страшное слово “школа”?

Цели и задачи:

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение грамотно высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение;
  • учить слушать, понимать речь других участников дискуссии, критически оценивать мнение оппонентов, вступать в спор;
  • формировать умение анализировать ситуацию общения,
  • развивать способность удерживать предмет дискуссии.

Воспитывающие:

  • формировать навыки культуры ведения дискуссии (умение терпимо относиться к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции;
  • стимулировать процесс нравственной оценки и самооценки, учащихся включая их в ситуацию выбора;
  • учиться соотносить собственные нравственные ценности с общечеловеческими.

Правила ведения дискуссии:

  • с уважением относимся к друг другу;
  • чтобы высказаться, поднимаем руку;
  • порядок выступления определяет ведущий;
  • свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.;
  • признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особое мнение;
  • обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности. [1]

Формируемые компетентности:

  • коммуникативная компетентность;
  • социально-личностная;
  • исследовательская.

Примерный вариант вопросов:

  1. Что такое школа в вашем понимании?
  2. С каким настроением ты идешь утром в школу? Почему?
  3. Каковы твои отношения с учителями, одноклассниками?
  4. Почему некоторые ребята начинают прогуливать занятия?
  5. Какой урок пугает тебя?
  6. Перемена-это всегда приятно?
  7. Какие чувства испытываешь ты, выходя отвечать к доске?
  8. Как нужно вести себя, если в школе тебя обижают?
  9. Как преодолеть страх перед школой, если он у тебя есть?
  10. Ты хотел бы перейти в другую школу? Почему?

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что дискуссионные формы проведения внеклассных мероприятий развивает у учащихся умение грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию, учат слушать и понимать речь других участников спора, критически оценивать мнения оппонентов, т.е. формируют коммуникативную компетентность, которая является универсальной способностью. Умение вести дискуссию ребенок переносит в учебную, проектно – исследовательскую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми, и это позволяет ему быть успешным не только в школе, но и в жизни.

Литература: “50 сценариев классных часов”. Москва. Центр “Педагогический поиск”, 2000 г. Авторы-составители: Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова.