"Внеклассная работа по патриотическому воспитанию школьников"

Разделы: Внеклассная работа


img1.jpg (5940 bytes)

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаю, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна. Наши дети стали свидетелями национальной розни, военных действий на территории нашей страны.

На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания молодежи остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных “болезней”.

Особое значение имеет воспитание у школьников любви к Отчизне, преданности ей, готовности службе в армии, систематическое использование разнообразных физических упражнений, развивающих военно-прикладные навыки и умения.

Такая работа по воспитанию патриотизма ежегодно проводится с учащимися МОУ СОШ № 18 города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в ходе месячника военно-патриотического воспитания. Мною разработана программа по патриотическому воспитанию школьников.

В военно-патриотическом воспитании особое место уделяю подготовке и проведению мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества.

При проведении мероприятия решаются следующие задачи:

  1. Пропаганда и популяризация среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;
  2. Развитие физической закалки, инициативы и самостоятельности у учащихся на основе военно-прикладных видов спорта;
  3. Формирование основных понятий патриотизма и чувства долга.

Цели мероприятия:

  • формирование у школьников высокопатриотического сознания, верности Отечеству;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести, свободы и независимости.

Основные направления разработанной мною программы в системе патриотического воспитания:

Военно-патриотическое.

Направленно на формирование у школьников сознания, способности к вооружённой защите своей Отчизны.

По этому направлению провожу

Конкурс “Готовлюсь стать защитником Отечества” для учащихся 6-х классов.

Содержание:

1. Спортивно-военизированная эстафета включает в себя:

а) бег с переносной противогазной сумки;

б) переноска пострадавшего на расстояние 18 метров, юноши транспортируют “пострадавшего” на плащ-палатке;

в) проползание по гимнастической скамейке – выполнение кувырка вперёд – бег 10 метров;

г) бег 10 метров – метание мяча в цель из положения стоя, расстояние до цели 6 метров (цель на стене) – 10 метров;

д) проползание на животе по гимнастическим матам с макетом автомата – бег 15 метров.

2. Конкурс “Санитарных постов”.

Члены команды должны выполнить практическое задание: оказать первую помощь одному из участников (“пострадавшему”), используя перевязочные средства.

Травма – сквозное огнестрельное ранение головы и голени.

3. Эстафета “Транспортировка пострадавших”.

Участвуют 9 человек: 6 “санитаров” и 3 “раненых”. Санитары должны сплести руки так, чтобы у них получилось удобное сидение. Раненый садится на это сидение, ухватившись за плечи “санитаров”. По команде они пробегают до отметки и возвращаются обратно, передают эстафету следующим участникам. Следующий “санитар” несёт “пострадавшего” на спине. Последний этап – 4 “санитара” переносят “пострадавшего” на носилках. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

img2.jpg (14296 bytes)

4. Конкурс “Юный пожарник”.

Участвует 2 человека. У линии старта один из участников по команде надевает пожарное снаряжение: шлем-каску, ремень, прикрепляет “ствол” от пожарного рукава к ремню. Затем пробегает 15 метров, поднимается по гимнастической лестнице на высоту 6 ступенек, переходит на соседнюю лестницу и спускается. Берёт “рукав” и выбрасывает его вперёд, чтобы размотать. Присоединив ствол к рукаву, приступает к тушению “условного пожара”. Потушив “пожар”, отсоединяет ствол и начинает сматывать рукав, второй участник помогает. Закончив сматывать, они вместе бегут к финишу. Эстафета проводится с учётом времени. Побеждает команда, затратившая меньше времени на задание. Команды выполняют эстафету поочерёдно.

Спортивно-патриотическое.

Направленно на развитие ловкости, выносливости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование практических навыков по основам военной службы готовности к защите Отечества. По этому направлению провожу

Конкурс “Солдатские будни” для учащихся 9-х классов.

Содержание:

1. “Строевая подготовка”.

Участвует вся команда. Действия в составе команды на месте (выполнение команд “Равняйсь!”, “Смирно!”, “Вольно!”, расчёт по порядку, расчёт на “первый и второй”, перестроение из одной шеренги в две и обратно, повороты на месте). Все строевые приёмы выполняют 1-2 раза.

2. “Надевание противогаза”.

Участвует 1 юноша от каждой команды. Противогаз каждый участник имеет свой, подогнанный по размеру. Противогаз в положении

“наготове”. По команде “Газы!” участник надевает противогаз. Возможные ошибки: не задержано дыхание, не закрыты глаза, не сделан полный вдох. За каждую ошибку начисляется штрафное время 2 секунды. Победитель в личном зачёте определяется по лучшему времени. Конкурс оценивается по 10 бальной системе.

3. Силовые конкурсы:

подтягивание на перекладине (1 человек от команды), победитель определяется по наибольшему количеству повторений;

отжимание от пола (1 человек от команды), победитель определяется по наибольшему количеству выполненных повторений;

лазание по канату без помощи ног (1 человек от команды). Возможные ошибки: помощь ногами, лазание не до нужной высоты. Конкурс оценивается по 5 бальной системе. За каждую ошибку отнимают по 1 баллу.

4. Военизированная эстафета “Четверо смелых”.

1-й этап – проползание по-пластунски 10 метров по гимнастическим матам, бег 30 метров;

2-й этап – надеть противогаз и бег в противогазе 20 метров. Бежать можно только в том случае, когда полностью надет противогаз.

3-й этап – метание мяча из положения стоя в баскетбольный щит 3 раза – 20 метров бег.

Метание проводится от линии, находящеёся на определённом расстоянии от щита. Если участник промахнулся, он должен подобрать свой мяч, вернуться к этой линии и осуществить повторное метание.

4-й этап – бег 20 метров, у противоположной стены находится “пострадавший”. Его транспортируют к финишу на спине. Эстафета оценивается по 10 бальной системе. За каждую ошибку отнимают по 1 баллу.

5. Конкурс “В казарме”.

Участвуют 2 юношей. Каждый выполняет своё задание:

1). Вдеть шнурки в солдатские ботинки, одеть и завязать их на время. Побеждает участник, который быстрее выполнил задание. Конкурс оценивается по 5 бальной системе.

2). На столе лежат: игла, катушка ниток, пуговица, салфетка. Пришить пуговицу к салфетке на время. Возможные ошибки: нитка не закреплена на салфетке; слабо пришита пуговица. За каждую ошибку отнимается по 1 баллу. Конкурс оценивается по 5 бальной системе.

Занятия физической культурой и спортом являются эффективным средством не только улучшения физической подготовленности юношей к службе, но и их военно-патриотического воспитания; позволяет полнее осуществлять взаимосвязь военно-патриотического воспитания с физической подготовкой, успешно формировать у занимающихся практическую готовность встать на защиту своего Отечества.

Положительным результатом этой работы считаю улучшение здоровья и подготовленности молодёжи к службе в армии, повышение престижа воинской службы и укрепление патриотического сознания.