Урок речевой культуры в 4-м классе по теме "Все народы воспевают материнство"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Общедидактическая цель урока: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Триединая дидактическая цель урока.

  1. Образовательная: создать условия для применения знаний о способах выражения чувств с помощью слова, цвета, звука.
  2. Развивающая: создать условия для развития речи, творческого мышления, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, групповую, парную формы организации познавательной деятельности.
  3. Воспитательная: создать условия для воспитания любви, сопереживания и уважения к матери; создать условия для формирования самостоятельности при выполнении творческой работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

О, мама, мама! Имя золотое!
О, сколько света в нём и теплоты!
О, женщина! О, чудо неземное!
О, мама, мама, как прекрасна ты!

- Какие прилагательные связаны у вас с этим словом?

Мама! Какое короткое и какое важное слово. Без него жизнь на земле невозможна. Звучит это слово на всех языках нежно: по-русски “мама”, по-английски “mother” , по-немецки “mutter”, по-французски “maman”.

3. Постановка учебной задачи.

- Тема сегодняшнего урока “Все народы воспевают материнство”.

- Что значит “воспевают”? (Восхваляют, восхищаются).

- Какие цели поставим?

(Выяснить, как, при помощи чего, разные народы выражают любовь к матери).

4. Применение знаний:

а) в знакомой ситуации

- Мы уже знаем, что свои чувства можно выразить по-разному. Как это можно сделать?

(С помощью слова, цвета, звука).

Работа в группах.

(Раздаются пословицы о маме, нужно объяснить их смысл).

  • Материнская ласка конца не знает. (Русская)
  • Солнышко да матушка именами разные, а делами равные: красно солнышко греет, матушка жалеет. (Латышская)
  • Материнское сердце ближе к детям. (Мордовская)
  • Материнский гнев, что весенний снег – и много выпадет, да скоро растает. (Русская)
  • Матери все дети равны – одинаково сердцу больны. (Русская)

- В пословицах заключена мудрость народная.

- Издревле в русских семьях воспитание детей лежало на женских плечах. Церковные поучения требовали от детей и уважения к матери.

“Вечно матери своее не забудь, вспомяни яко тою родил еси”.

- Как понимаете смысл этих строк? (Никогда не забывай мать свою, помни ту, которая тебя родила).

Работа в парах

- На уроках литературного чтения мы учили стихи о маме на древнерусском языке, вспомните стихотворение Кариона Истомина “Прелюбезная моя мати…” и соберите его по строчкам.

Прелюбезная моя мати,
Что имам аз ти воздати.
За благи твои уветы
Кия нести тебе цветы.
Отнюдь недоумеваю,
Чем почтити тя – не знаю.

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

- С помощью чего писатели и поэты выражают чувства? (С помощью слова)

- А художники? (С помощью красок, цвета).

б) применение знаний в изменённой ситуации.

- Посмотрим компьютерную презентацию и послушаем выступления ваших товарищей

(слайды 1-10).

- Мы посмотрели несколько картин, написанных в разное историческое время и разными людьми. Но что объединяет их? (Восхищение красотой матери и любовь к ней).

Физкультурная минутка.

- Как композитор выражает свои чувства? (С помощью музыки).

- Послушайте отрывок из песни Ф. Шуберта “AVE MARIA” и представьте свою маму. Сядьте удобно, закройте глаза.

Вспомните мамины глаза. В них – вся наша жизнь, в них – мы сами. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой, а иногда они темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и тебе становится стыдно за свой поступок. Вспомните мамины руки, многозаботливые, не ведающие ни усталости, ни покоя, чудотворные, исцеляющие от боли, стоит лишь маме нас погладить.

в) применение знаний в новой ситуации: творческая работа.

(каждый ребёнок получает карточку)

- Прочитайте отрывок из повести Альберта Лиханова “Мой генерал”, в котором ваш сверстник Антон рассказывает о своей маме.

Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у неё круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие.

Мама моя добрая, я её злой никогда не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая.

Волосы у мамы русые, она их в косы заплетает и укладывает кольцом на голове. За это папа зовёт её солнышком. Имя у мамы, как и лицо её, - округлое, доброе: Ольга.

- Что вы почувствовали, читая эти строки?

- Составьте словесный портрет своей мамы.

Зачитывание вслух некоторых рассказов.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

(Слайд 11)

- Перед вами цитата Михалкова. Что такое цитата?

- Прочитайте цитату очень внимательно и объясните смысл сказанного.

- Наши мамы, любящие, нежные, заботливые, они всегда тревожатся и беспокоятся за своих детей, желают им добра и блага. В заключение урока мне бы хотелось прочитать отрывок из стихотворения Александра Яшина “Молитва матери” от имени мамы.

(Слайд 12).

- Выберите начало фразы и закончите её:

Сегодня на уроке я почувствовал …

Я понял, что чувства можно выразить с помощью …

Я открыл для себя …

Я сейчас слушаю и думаю …

Пояснения к презентации (Приложение 2)

Список использованной литературы

  1. Ионина Н. А. “Сто великих картин” Москва “ВЕЧЕ” 2003
  2. Пехтелева Н. К., Чешуина М. Н. “О вера наших матерей…” газета ПедСовет 2006 №7
  3. “Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи” (в издании использован текст книги П. Гнедича “История искусств”)Москва “Белый город” 2006.