Ход урока "Статья DOC"

Разделы: Экология


1. Организационный момент.

Мне очень приятно вас видеть. Поприветствуйте гостей.

У. – Ребята, вам понравилось быть экологами?

(Ответы детей)

У. – Тогда сегодня вы тоже будете экологами.

Какими профессиональными качествами должен обладать эколог?

Д. (Знать естественные науки :биологию, физику, химию, охрана окружающей среды, исследовательская деятельность, разработка путей выхода из возникшей экологической проблемы, связи между живыми существами и окружающей средой, любознательность, наблюдательность, аккуратность, проявление интереса к живым организмам)

У. – Я надеюсь, что многие эти качества вы примените на уроке.

2. Всупительное слово.

Природа нам постоянно дарит радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день изучает что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно! В ней множество загадок только отгадывай.

– Ребята, прочитайте слова на доске:

- единство, живая природа, сообщество, живые организмы, разные профессии, способно, совместные усилия, поддержка, круговорот веществ

У. – Для какого определения они являются опорными.

(Ответы детей).

У. – Вспомните, что такое экосистема, по опорным словам дайте определение.

( Ответы детей).

У. – Назовите основные части экосистемы.

– С какой экосистемой вы познакомились на прошлом уроке?

(Ответы детей).

У. – Какие бывают озёра?

(Ответы детей).

У. – Какое озеро может превратиться в болото?

(Ответы детей).

У. – Как вы считаете, какова сегодня тема нашего урока?

(Ответы детей).

У. – Проверим ваши предположения, откройте учебник на стр. 48.и прочитайте тему нашего урока.

У. – Может кто-то из вас попытается объяснить, как бессточное озеро превращается в болото?

(Ответы детей).

У. – Посмотрите на рисунки. На них показан процесс образования болота. Смотрим на первый рисунок, что мы видим над водой озера?

– А под водой?

(Ответы детей).

Сравните второй рисунок с первым, какие вы заметили различия?

(Ответы детей).

У. – Теперь сравниваем третий рисунок со вторым, что вы можете сказать?

(Ответы детей).

У. – Ручьи и реки впадающие в озёра несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озёрах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дне и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются с илом и остаются на дне.

Разрастаются и растения: они покрывают не только дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковёр – сплавнину. Сплавнина постепенно смыкается захватывая всё озеро. Дно заполняется илом, и остатками растений, становится всё выше. (Приложение1)

А сейчас наши юные экологи поделятся с вами сообщениями о обитателях болот. (Чтение сообщений, попутно показываются слайды)

У. – Представителей каких профессий вы сейчас увидели?

(Ответы детей)

У. – Вы внимательно слушали сообщения, молодцы!

3. Работа с карточкой. <Рисунок 1>

У. – Найдите и подпишите представителей болотного сообщества. Любознательность и внимательность эколога обязательно примените в своей работе.

Проверка

– Кто здесь лишний и почему?

(Ответы детей).

У. – Вы хорошо поработали, пора и отдохнуть.

4. Физминутка. На болоте две лягушки ,две весёлые подружки- утром рано умывались полотенцем вытирались, .ручками хлопали, ножками топали.

У. – А к какой “профессии” относятся лягушки?

(Ответы детей).

У. – Как вы думаете, болота приносят пользу человеку?

(Ответы детей).

5. Самостоятельная работа с учебником.

У. – Какую ещё пользу, приносят болота, вы узнаете прочитав текст учебника на стр. 50. начиная с третьего абзаца.

– Кто готов ответить?

Что такое торф и как он образуется?

(Ответы детей).

У. – Для чего нужен торф?

(Ответы детей).

У. – Кто был на болоте, что вы там видели?

(Ответы детей).

У. – Как вы думаете, круговорот веществ в болоте замкнут полностью?

(Ответы детей).

(Приложение 1, слайд № 8)

6. Заполнение таблицы. <Рисунок 2>

У. – Итак, с какой экосистемой мы познакомились сегодня на уроке?

(Ответы детей).

У. – Назовите основных производителей болота.

(Ответы детей).

У. – Назовите основных потребителей болота.

(Ответы детей).

У. – Кого впишите в колонку разрушителей болота?

(Ответы детей).

7. Итог урока.

У. – Скажите, что интересного вы узнали о круговороте веществ в экосистеме болота?

(Ответы детей).

У. – Экологи часто прогнозируют экологическое состояние разных мест на планете. Предположите и вы, что произойдёт если исчезнет какая-то часть экосистемы, н-р производители?

(Ответы детей).

У. – Какой напрашивается вывод?

(Ответы детей).

У. – Какова роль человека?

(Ответы детей).

Заключительное слово учителя.

Экологией сейчас занимаются многие учёные во всём мире. Часто звучат по радио и телевидению эти слова: экология, экосистема. Это свидетельствует о том, что наш дом оказался в опасности. Что бы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда всё общество будет жить в согласии с природой.

В заключении нашего урока, хочу сказать такие слова, М. Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”

Оцените себя. (Дети ставят себе отметки)

8. Домашнее задание.

(Стр.50 ответить на вопросы).