Описание одежды, костюма

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Развитие связной речи учащихся.
  2. Совершенствовать и обогащать устную и письменную речь учащихся.
  3. Развивать мышление школьников путём подобранных заданий.
  4. Воспитывать умение работать в группах.
  5. Воспитывать умение планировать групповую работу, оценивать работу товарищей.
  6. Воспитывать навыки коммуникабельности и взаимовыручки.
  7. Прививать интерес к изучаемому предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебники,
  • тетради,
  • записи фонограмм,
  • репродукции картин,
  • карточки с заданиями,
  • одежда (демонстрация моделей).

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Организационный момент.

II. Слово учителя:

Ребята! Вы знаете, что такое музей? Вы любите ходить в музей? Почему? А вы знаете, что в мире существует великое множество музеев? Есть художественные музеи, во Франции существуют музеи: колоколов, лошадей, птиц, мельниц, музыкальных инструментов, роз. Существует даже настоящий музей шоколада. Мы с вами сегодня отправимся в музей одежды. Но экскурсия наша будет необычная. Во-первых, мы побываем в музее, не выходя из кабинета. Во-вторых, этот музей мы создадим сами. Но мы не будем только наблюдателями. Наша задача сегодня научится описывать одежду. Для этого мы вспомним правописание слов на тему “одежда”, познакомимся с новыми словами, поработаем над развитием речи, пополним свой словарный запас.

Музей одежды огромен. Сегодня мы сможем посетить лишь некоторые из его залов:

  1. “Русская национальная одежда”
  2. “Одежда в литературе”
  3. “Карнавальный костюм”
  4. “Современная одежда”

К началу нашего путешествия мы должны подготовиться.

III. ПОВТОРЕНИЕ.

ВОПРОСЫ ГРУППАМ:

  1. Какие типы текстов вы знаете?
  2. Что такое повествование?
  3. Что такое описание?
  4. В текстах какого стиля чаще всего встречается описание?

(Учащиеся совещаются, учитель задаёт вопрос, отвечает та группа, у которой этот вопрос).

На доске открываются опорные схемы:

ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ + СОБЫТИЕ + СОБЫТИЕ…

ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК + ПРИЗНАК + ПРИЗНАК…

Группам выдаются тексты. Нужно определить тип текста. Доказать.

IV. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

1). Разминка-установка.

(На доске записывается слово “Гардероб”. Даётся лексическое толкование этого слова. Учащиеся записывают в тетрадь).

ЗАДАНИЕ:

За 1 минуту записать детали мужской одежды (мальчики), детали женской одежды (девочки).

Записи озвучиваются. Учитель записывает слова на доске, дети проверяют.

(Самопроверка).

А теперь начинаем экскурсию по залам музея.

2). “РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА”

Два ученика делают сообщение из истории русской национальной одежды:

  1. У русской национальной одежды - многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
  2. Русская национальная одежда различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная, траурная, а также по возрасту, семейному положению.
  3. Самой нарядной во все времена считалась одежда из красной ткани, украшенная вышивкой.
  4. Костюм крестьянина состоял из ПОРТКОВ и РУБАХИ из домотканого холста. Верхней одеждой служили ЗИПУН или КАФТАН.
  5. Основными частями женского народного костюма были РУБАХА, ПЕРЕДНИК, САРАФАН, НАГРУДНИК.

Верхней одеждой была ЗАПОНА – накладная накидка из грубого холста. Самым нарядным женским головным убором был КОКОШНИК – цельный, украшенный жемчугом.

За время сообщения учащиеся записывают в тетрадь названия одежды. Проверяют друг у друга (взаимопроверка).

Группам дается задание: по картинке описать русский национальный костюм. (У каждой группы - своя картинка, один ученик от каждой группы озвучивает задание).

3). “ОДЕЖДА В ЛИТЕРАТУРЕ”.

Задание группам:

По описанию одежды узнайте литературного героя.

(Работа с учебником: “Русская речь” стр. 116, упр. 276. Текст читает учитель).

“Одета в РУБАХУ длинную, синюю с широкими рукавами и без ПОЯСА. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах ШТАНЫ и БАШМАЧКИ, а на башмачках другие с высокими каблучками. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова не покрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный”.

Вопрос: подумайте, для чего писатель показывает, во что одет герой произведения?

4). “КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ”.

Задание группам:

Прочитайте описание костюма. Ответьте на вопрос: изменится ли тон повествования после второго прочтения текста?

(Работа с учебником: стр. 116 упр. 277).

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5). “СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА”.

Каждой группе было дано опережающее домашнее задание: придумать и защитить проект – модель одежды.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

1 группа: СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА (ФУТБОЛЬНАЯ ФОРМА).

2 группа: ОДЕЖДА ДЛЯ ОТДЫХА.

3 группа: ШКОЛЬНАЯ ФОРМА.

4 группа: КОСТЮМ ДЛЯ ТОРЖЕСТВА.

(Демонстрация одежды сопровождается музыкой).

Выполнение задания оценивают учащиеся.

VI. ИТОГИ УРОКА.

Итак, мы с вами завершили экскурсию в музей одежды. Вы все очень хорошо поработали. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Было ли вам интересно? Прошу тех, кого увлек урок, нарисовать в тетради солнышко, а тех, кому было что-то непонятно – вопросительный знак.

Оценки учащимся выставляет учитель.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебник “Русская речь”: стр. 117, упр.281В.

На “4”, “3” - выполнить задание 1-го абзаца.

На “5” - задания 1-го и 2-го абзаца.