"Организация научной и исследовательской работы в образовательном учреждении с одаренными учащимися"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


По данным исследователей в школьном коллективе учащихся доля детей, имеющих способности и склонности к научной и исследовательской деятельности колеблется в промежутке от 5 до 20 %. При современном личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании категория таких детей должна иметь возможность для развития и раскрытия своих способностей и задатков. Самой приемлемой формой организации работы в условиях общеобразовательного учреждения является Научное Общество Учащихся. Опыт работы таких детских организация описан в методической литературе неоднократно. Тема исследований в таких объединениях носят, как правило, тематический характер, не объединяя различные предметные области. Да и в самом деле, как объединить литературу и физику? Конечно, в методической практике имеется и такой опыт, например проект “сайенс”, где одно явление или объект изучается в разных ипостасях. Представляемый опыт делает попытку объединить первое и второе вместе, соединяя работу учащихся в НОУ с предметными областями школьного учебного плана.

В вопросе организации работы НОУ важное место занимает и подготовка нормативной документации: Положение об объединении, план работы, другие локальные акты, программы работы и прочее.

В данной публикации предоставляется, возможно, самый полный пакет документов, который поможет быстро, грамотно и чётко провести организационные мероприятия всем школам, начинающим данную работу. Далее представляется основополагающий документ – Положение о Научном обществе учащихся.

Утверждаю: ____________________

Директор школы: _____________________

“____” _____________ 200___ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о научном обществе учащихся

Автор: Проничев С.В.

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Уставом МОУ ООШ №9 и определяет структуру, полномочия и функции, а также порядок организации работы с одарёнными учащимися.

1. Общие положения

1.1. Научное общество учащихся (далее – НОУ) – добровольное творческое объединение школьников. В секции НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ученых, педагогов, учителей и других специалистов.

1.2. НОУ может иметь свое название, эмблему, девиз, члены НОУ – удостоверение.

1.3. Членами научного общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в НОУ и имеющие склонность к научному творчеству, рекомендованные учителями. В работе НОУ могут также участвовать учителя школы и студенты.

1.4. Членами НОУ являются школьники, постоянно занимающиеся поисково-исследовательской деятельности, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.

2. Цели и задачи деятельности

2.1. Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

2.2. Задачи НОУ:

  • воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
  • пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
  • формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
  • осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями (УПК, ДОУ, вуз, библиотека) по использованию их материально-технической базы.

3. Содержание деятельности НОУ

3.1. Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.

3.2. Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.

3.3. Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.

3.4. Организация творческих встреч с исследователями и учеными.

3.5. Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.)

3.6. Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и др.

4. Организация работы НОУ

4.1. Высшим органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируется приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет, который осуществляет руководство работой НОУ.

4.2. В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций.

4.3. Совет НОУ координирует научно-методическую работу, создает организационный комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых членов общества.

4.4. Структура НОУ: НОУ может быть одно или многопрофильным, состоящим из секций во главе с руководителями, утверждаемыми методическим (научно-методическим) советом образовательного учреждения.

4.5. Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с МО учителей (данного направления).

4.6. Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции.

5. Права и обязанности членов НОУ

5.1. Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ, отчитываться в результатах своей работы.

5.2. Члены НОУ имеют право:

  • работать в одной-двух секциях;
  • принимать участие в конференциях различного уровня;
  • участвовать в работе экспедиций;
  • использовать материальную базу образовательного учреждения для самостоятельных исследований;
  • получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
  • публиковать результаты своей исследовательской работы в печатных органах НОУ и др.;
  • принимать участие в работе общего собрания НОУ;
  • избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
  • добровольно выйти из состава НОУ.

5.3. По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнуты творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию в конференциях, симпозиумах территориального, регионального, федерального, международного уровней; могут быть направлены для участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.

6. Материальная база НОУ

Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются лаборатории, кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использованы материально-техническая база других учреждений (УПК, ДОУ, ПТУ, вуз, библиотека) на основании согласования с ними.

Структура организации Научного Общества учащихся школы №9.

Автор: Проничев С.В.

Структура НОУ определяется исходя из “Положения о НОУ”. В структуре основной единицей объединения учащихся являются секции. Характер секций определяется в зависимости от внутренних условий школы и может быть как предметного характера, то есть ориентированного на школьные науки, так и надпредметные, то есть ориентированные на определённые области знаний.

Секции, имеющие схожую содержательную направленность, могут быть объединены в школьные предметные кафедры, но при условии, что в школе есть условия для того, что бы их работой руководил либо учитель, имеющий склонность к организации исследовательской работы учащимися, либо учёный.

Сегодняшнее состояние педагогического коллектива позволяют говорить только лишь об элементарной секционной структуре школьного НОУ. Главным коллегиальным органом управления качеством и содержанием работы секций является школьная научно-практическая конференция, на которой подводятся итоги исследовательских работ учащихся в виде защиты или презентаций результатов своих исследований.

Таким образом, структура организации деятельности НОУ выстраивается согласно Схеме 1.

Такая цикличная структура организации деятельности позволяет выстраивать многолетний план развития НОУ. Начало года – это всегда стартовое заседание, функция которого состоит:

  • в распределении поисковых заданий по секциям в рамках единой тематики школьного исследовательского проекта;
  • в формировании рабочих тем поисковых работ учащихся;
  • знакомство учащихся, которые будут заниматься исследованием друг с другом и с руководителями других секций;
  • получение инструкций по использованию информационного пространства школы;
  • знакомство с возможностями школьной библиотеки по данному вопросу;
  • краткий обзор ресурсов города, обладающих достаточной информацией по данной тематике;
  • знакомство с требованиями к оформлению исследовательских работ;
  • получение графика сдачи работ на рецензию и время проведения школьной конференции.

Формирование общешкольной темы исследований происходит по принципу проектов “сайенс”. Одно из явлений природы или общественной жизни рассматривается в ракурсе учебного предмета или в контексте надпредметных образований в соответствии с их философией и инструментарием проведения научных исследований.

Работа секций строится в течение года по известному принципу:

  • сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными мнениями разных авторов;
  • проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный к выполнению инструментарий в виде методов исследований данного явления;
  • сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа, построение причинно-следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий;
  • оформление исследовательской работы в печатном виде;
  • подготовка к выступлению на Конференции, изготовление презентации к защите, возможно с использование мультимедиа.

На конференции заслушиваются 5-7 лучших докладов по данной тематике, отобранных в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри, выбранное специально для Конференции из числа наиболее подготовленных учащихся, учителей с высокой категорией, родителей, представителей органов Управления образования и других, оценивает устное выступление защищавшихся и определяет Лауреата и победителей данного конкурса.

Результаты конкурса становятся пищей для анализа работы секции в прошедшем году, продолжение данная работа получает на планово аналитическом заседании, функции которого можно определить так:

  • выявление положительных тенденций в прошедшем году;
  • определение общей тематики на будущий год;
  • подведение итогов деятельности НОУ за истекший период;
  • выявление “слабых” мест и поиск путей их усиления;
  • составление ходатайства на имя директора школы на поощрение отличившихся учителей.

На основе общей схемы формируется состав секций школьного НОУ на будущий учебный год.

Для примера дана структура тематики работы секций НОУ на 2007-288 учебный год – Приложение 1.

Результаты работы подводятся на Конференции – Приложение 2 – “Положение о Конференции”

В рамках работы Научного Общества может быть проведена программа патриотического воспитания на основе поисковой деятельности – Приложение 3.

Научное общество может выступать и как объединение дополнительного образования детей по географии и краеведению – Приложение 4. При проведении краеведческих экспедиций необходимо заботиться о питании учащихся – членов экспедиции. Примерный перечень продуктов и их норма дана в Приложении 5.

Исследования проходят не только в природе, но в здании школы – проект “Наш любимый кабинет” – Приложение 6.

Для разнообразия действия, развлечения и привлечения детей к исследовательской работе в более широких масштабах можно провести проект “Серийные игры” – Приложение 7.

И чтобы ребятам было за что бороться присваивайте им звания – Приложение 8.