Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание литературы


Интегрированный урок
история + обществознание + и литература в 10 классе.

Тема: Участники исторического процесса. Роль личности в истории. Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Цель: Формирование у обучающихся понятия значимости роли народа и личности

в историческом процессе. Составление сравнительной характеристики Наполеона и М. Кутузова по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятиями: исторический процесс, народ, толпа, социальные группы, историческая личность;
  • Определить степень влияния народа, социальной группы и личности на исторический процесс;
  • Проследить изображение исторической личности, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
  • Сопоставить образы Наполеона и Кутузова, показанные в романе “Война и мир”, с реальными личностями;
  • Подготовить обучающихся к написанию сочинения.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, таблицы: “Роль народных масс в истории”, “Оценка исторической деятельности”, “Черты выдающейся личности по В.О. Ключевскому”, “Образы Кутузова и Наполеона”; портреты Наполеона и М.И. Кутузова; иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Война и мир”; отрывки из видеофильма С. Бондарчука “Война и мир”; высказывания писателей о Наполеоне и Кутузове.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель истории: Раскройте понятие исторический процесс.

Обучающиеся: Исторический процесс – путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.

Учитель истории: Что является основой исторического процесса?

Обучающиеся: Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.

Учитель истории: Что является субъектом и объектом исторической деятельности?

Обучающиеся: Объектом исторического процесса называют всю историческую действительность, общественную жизнь и деятельность. Субъектом исторического процесса называют участников исторического процесса: индивиды, их организации, великие личности, социальные общности.

Учитель истории: Что является результатом исторической деятельности?

Обучающиеся: Результатом исторической деятельности является собственно ИСТОРИЯ.

Учитель истории: Скажите, пожалуйста, кто является участником исторического процесса?

Обучающиеся: Народ, личность, люди и т.п.

III. Объявление темы урока и постановка цели урока

Учитель истории: Что означают эти понятия в обществоведческом смысле, какое влияние они оказывают на историю страны? На эти вопросы мы ответим на уроке, опираясь на мнения ученых, мыслителей и исторический роман “Война и мир” Л. Н. Толстого.

Запишите тему урока: Участники исторического процесса. Роль личности в истории. Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

IV. Объяснение нового материала

Учитель литературы: “Война и мир” из всех произведений Толстого наделена наибольшей цельностью мироощущения писателя, хотя и здесь автор остается горячим полемистом. Спор с историками и наполеонизмом, со снисходительно-покровительственным отношением к народу и правилами военной стратегии, коренные для 60-х годов XIX века вопросы общественного развития занимают Толстого. (Управляема ли история? Какова роль личности в развитии общества?)

Попробуем разобраться в этих вопросах, опираясь на текст произведения.

“12 июня силы Западной Европы перешли границы России,… - Что же произвело это необычайное событие? Какие были причины его?” т.3, ч.1, гл.1

Учитель литературы: Писатель убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля одного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей. Чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть “миллионы причин, т.е. интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчел, когда их движения отдельных величин рождается общее движение. Значит, историю делают не отдельные личности, а народ).

“Для изучения законов истории мы должны совершенно изменить предмет наблюдения…- которые руководят массами” т.3, ч.3, гл.1.

(Толстой утверждает, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы).

Учитель истории: Рассматривая понятие “народные массы” с точки зрения обществознания необходимо отметить, что суть понятия и взгляд на их роль в историческом процессе далеко не однозначны. Обратите внимание на таблицу. (Работа с таблицей №1).

Таблица №1.Роль народных масс в истории

Ученые и мыслители Как определяли народные массы и их роль в истории
Марксисты Народ – это трудящиеся (основная масса) и выразители поступательного движения, т.е. все прогрессивные силы. Народные массы – наиболее значительный субъект исторического прогресса, творец истории, её решающая сила.

Роль народа:

  • создатель материальных ценностей и главная производительная сила общества;
  • борец за права человека, за улучшение жизни людей;
  • источник и творец культурных ценностей;
  • защитник Отечества;
  • главная сила в установлении всеобщего мира на планете и добрососедских отношений между народами.
В.О. Ключевский Народ как этническая и этическая общность. “Для народа характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов”.
А И. Герцен Народ — консерватор по инстинкту. “Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы... Он даже новое понимает в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”
Н А. Бердяев Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она — порабощенная и порабощающая воля. Различайте: “народ” (я, ты, мы, он) и “массу” толпу (оно, а не мы).

“Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью”.

  • Прочитайте, как определяют понятие “народные массы” марксисты? Какую роль они им отводят?
  • В.О. Ключевский определяет народ “как этническую и этическую общность”. Какие характерные черты он определяет для народа?
  • А.И. Герцен более пессимистично относится к роли народа. В чем Герцен упрекает народные массы?
  • Н.А. Бердяев в своих высказываниях разграничивает понятия “народ” и “массу” или “толпу”. В чем он видит различие между этими понятиями?

Вывод по таблице: Взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются: одни считают народ единственным “творцом истории”, другие отводят ему роль инструмента в руках исторических личностей. Каково ваше мнение на этот счет?

Учитель истории: К сожалению, признание преобладающей роли народных масс в историческом процессе часто ведет к замалчиванию имеющихся у него негативных черт и преуменьшению роли личности в истории.

Учитель литературы: Что такое народные массы в понимании Льва Толстого?

Обучающиеся: Это конкретные люди: А.Болконский, Н. Ростова, Н.Ростов, Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый…среди них и М.И.Кутузов.

Учитель литературы: Можно ли выделить из этих людей кого-то отдельно, кто внес особый вклад в победу, взял на себя ответственность за исход сражений, за принятие важнейших решений?

Обучающиеся: М.И. Кутузов

Учитель литературы: Кто руководил силами противника?

Обучающиеся: Наполеон.

Учитель истории: Какими видели их историки? (Сообщения детей о Наполеоне и Кутузове).

Учитель истории: Так характеризуют этих великих людей историки. Давайте вспомним: что такое личность, с точки зрения обществознания?

Обучающиеся: Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и т.д.) Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, которая проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.

Учитель истории: Какой может быть оценка исторической личности?

Обучающиеся: Отрицательной, положительной и многозначной.

Учитель истории: От чего она зависит?

Обучающиеся: Оценка исторической личности зависит от особенностей исторического периода, и от морального выбора личности, её нравственных поступков.

Учитель истории: В.О. Ключевский выделил черты выдающейся личности: (таблица №2)

Таблица №2

Черты выдающейся личности, по В. О. Ключевскому

Стремление служить общему благу государства и народа

Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений.

Отрешенность от национальной замкнутости и исключительности

Совестливость во всех делах