Снижение агрессивности младших подростков путем совместных занятий педагога-психолога и учителя корригирующей гимнастики

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Школьная психологическая служба


Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социально-психологических проблем нашего общества. Кроме того, тревожит факт роста заболеваемости школьников, только 3% учащихся заканчивают школу здоровыми. Остальные учащиеся имеют различные нарушения, среди которых превалирующее место занимают нарушения опорно- двигательного аппарата.

Необходимость решения этих проблем, а так же раскрытие условий, механизмов, средств коррекции психо - физического здоровья школьников обуславливает актуальность данной темы.

Осуществление этого возможно при всестороннем изучении проблемы, основанной на комплексном подходе к здоровью ребенка, неразрывной связи психологического и физического здоровья и их взаимном влиянии на самочувствие школьника.

Цель программы: Укрепление психо-физического здоровья младших подростков путем снижения агрессивности на занятиях психологии и корригирующей гимнастики.

Задачи:

  • Определить психо – физическое состояние подростков
  • Актуализировать психо - соматическое здоровье как личную ценность учащегося.
  • Обучение приемлемым способам отреагирования негативных эмоций и коррекция анатомо-физиологических функций организма упражнениями 1степени сложности.
  • Определить и осознать негативные эмоции лежащие в основе агрессивного поведения и коррекция анатомо-физиологической функций упражнениями 2 степени упражнениями 2-3 степени сложности.
  • Формировать навыки оказания друг другу эмоциональной поддержки и коррекция анатомо-физиологических функций 3 степени сложности.

Программа рассчитана на нагрузку: 1час в неделю занятий с психологом; 2 часа в неделю занятий с преподавателем корригирующей гимнастики; что соответственно составляет 36 часов психологических занятий и 72 часа занятий корригирующей гимнастикой в год, в соответствии с материальной базой школы.

Занятия проводятся в режиме групп продленного дня.

Форма организации занятий – урочная, занятия с психологом 1/40мин; занятия с преподавателем корригирующей гимнастики 2/40.

На основе результатов первичной, промежуточных и итоговой диагностик дается информация каждому учащемуся индивидуально на сколько улучшились ухудшились или не изменились результаты. Если результаты не изменились в лучшую сторону необходим индивидуальный подход и индивидуальная работа с учащимся, с учетом психолого-педагогических принципов обучения.

Контроль за посещением занятий предусматривает тесную связь родителей, классных руководителей, воспитателей ГПД, психолога, преподавателя корригирующей гимнастики с учащимися.

Результат: Знания, умения, навыки выполнения действий по формированию правильной осанки и адекватного отреагирования агрессивных эмоций в повседневной жизни.

Содержание программы.

1. Блок. Диагностический.

Задача №1. Определить психо – физическое состояние подростков:

Средства:

Психологическое состояние

  1. Т-т Басса –Дарки.
  2. Проективный рисунок “Несуществующее животное”
  3. Фрейбургская анкета агрессивности подростков

Физическое состояние.

  1. Т-т на силовую выносливость мышц спины.
  2. Т-т на силовую выносливость мышц живота.
  3. Т-т на боковую подвижность позвоночника.

Критерий: Методическая папка.

Задача №2. Актуализировать психо - соматическое здоровье как личную ценность учащегося.

Средства:

  1. Анализ результатов тестирования.
  2. Работа с ценностью – “Здоровье”
  3. Работа с трудностями, возникающими у учащихся в процессе саморазвития.
  4. Создание ситуации успеха, как мотивации дальнейшей работы над собой.

Критерий. Уменьшение пропуска занятий без уважительных причин.

2. Блок. Коррекционная работа.

Задача №3:

  1. Обучить приемлемым способам отреагирования негативных эмоций и коррекция анатомо-физиологических функций организма упражнениями 1степени сложности.
  2. Определить и сознать негативные эмоции лежащие в основе агрессивного поведения и коррекция анатомо-физиологической функций упражнениями 2 степени сложности.
  3. Восстановить и закрепить позитивный эмоциональный опыт и коррекция анатомо-физиологических функций упражнениями 2-3 степени сложности.
  4. Формировать навыки оказания друг другу эмоциональной поддержки и коррекция анатомо-физиологических функций 3 степени сложности.

Средства: Тренинговые занятия, выполнения различных комплексов упражнений, подвижные и психологические игры направленные на закрепления навыков правильной осанки и снижения агрессивных импульсов учащихся, дыхательные упражнения, средства арт-терапии.

Критерий: Знания, умения, навыки выполнения действий по формированию правильной осанки и адекватного отреагирования агрессивных эмоций в повседневной жизни и деятельности.

3. Блок Итогово - диагностический.

  1. Итоговая диагностика с использованием средств первичной диагностики
  2. Анализ личных достижений учащихся.
  3. Индивидуальные рекомендации необходимые в повседневной жизни и деятельности.
  4. Математические методы эффективности проведенной коррекционной работы.

Критерий: Анализ эффективности проведенной работы.

Тематическое планирование занятий 1-ая четверть.

Содержание учебного материала Кол-во часов Датапроведения Содержание учебного материала Кол-во часов Дата проведения
1 1.Принятие групповых правил занятий

2.Снятие тревожности, формирование желания сотрудничества

1 час 1-6 сентября 1 Т.Б и гигиенические требования на занятиях КГ

Знакомство с группой запоминание (с использованием кинестетической памяти) с мешочками, сохраняя правильную осанку: “Имена это важно” СК стр. 20

1час 1-6 сентября
        2 1.Выполнение комплекса корригирующих упражнение на развитие правильной осанки у гимнастической стенки.

2.Сближение и знакомство (кинестетическая память), через решение общей проблемы стоящей перед группой при этом сохраняя правильность осанки Упр. “Шанхайцы” СК стр23

1час 1-6 сентября.
2 Выявление уровня агрессивности Проективный рисунок “Несуществующее животное” 1час 8-13 сентября 3 1.Подготовка к диагностике. Выполнение упр., укрепляющих и развивающих мышцы спины.

2.Д-ка силовой выносливости мышц спины

3. Запоминание имен (кинестетическая память) с мешочками, развитие внимания и вырабатывать чувство команды. Упр “Алфавит” Ск. стр27

8-13 сентября
        4 1.Выполнение упр.укрепляющих и развивающих мышцы живота.

2.Д-ка силовой выносливости мышц живота.

3. Снятие внутреннего нежелания работать в группе релаксации – “ Уйти, чтобы остаться” СК-28

8-13 сентября
3 Диагностика:

Выявление уровня агрессивности т-т “Фрейбургская анкета”

1 15-20 сентября 5 1.Выполнение упр.развивающих гибкость позвоночника.

2.Коррекция осанки и развитие чувства сплоченности, внимания координации действий-с мешочками “Солнце светит на того, кто…” СТ стр 59

1час 15-20 сентября
        6 1.Выполнение упр. развивающих боковую подвижность позвоночника.

2.Диагностика боковой подвижности позвоночника.

3.Знакомство и сближение через координацию своих действий в команде с мешочками(осанка. внимание, координация движений) “Измерим друг друга”СК упр25.

1час 15-20 сентября
4 Выявление уровня агрессивности т-т

“ Басса –Дарки”

1час 22-27 сентября 7 1.Определение индивидуальных особенностей фигуры по наружному осмотру.

2.Выполнение упр у стенки на воспитание навыка правильной осанки

3.Коррекция осанки и снятие напряжения в группе выполняется с мешочками “Оле Неле, Нишиков” СК-стр 31

1час 22-27 сентября
        8 1.Определение индивидуальных особенностей фигуры по наружному осмотру.

2.Выполнение комплекса корригируюших упр в исходном положении лежа.

3.Развитие невербального общения, кинестетической памяти + осанка “С днем рождения”.

1час 22-27 сентября
5 Актуализация “Я- мотиваций” в прошлом, настоящем, будущем 1час   9 1.Определение сопутствующих нарушений по наружному осмотру – форма ног, стоп.

2.Укрепление мышц ног и стопы.

3.Актуализация “Я - состояний” настоящем, будущем в состоянии релаксации

1час 29-4 сентябрь-октябрь
        10 1.Определение сопутствующих нарушений снятие плантограммы стоп.

2.Укрепление мышц стопы и ног.

3.Упр направленное на удовлетворение нескольких потребностей: в близости-отдалении, в свободе и связанности, в соперничестве и солидарности; + коррекция осанки с мешочками движение стопа к стопе. СК-стр42

1час 29-4 октябрь
6 Актуализация “Я -мотивации” прошлом, настоящем и будущем 1час 6-11 сентябрь 11 1.Д-ка функционального состояния дыхательной системы.

2.Выполнение и разучивание комплекса корригирующих упражнений укрепляющих мышц живота, спины и стоп.

3.Снятие мышечного напряжении, используя возможности дыхательной системы релаксация с элементами саморегуляции упр. “Очищающее дыхание”

1час 6-11 октябрь
        12 1.Фиксирование результатов первичной диагностики в личных дневниках и анализ.

2.Закрепление комплекса корригирующих упражнений.

3.Актуализация “Я - мотивации” в состоянии релаксации.

1час 13-18 октябрь
7 Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за 1-ю четверть

1час 20-25 октября 13 1.Разработка и выполнение индивидуальных комплексов на основе анализа первичной диагностики для коррекционной работы дома. 1час 20-25октября
        14 1.Закрепление индивидуально-коррекционных комплексов.

2.Профилактика ОРВИ –гигиенические требования к осенней одежде и обуви

1час 20-25 октября.

2 четверть

8 Знакомство чувствами, принятие собственных негативных качеств “Волшебный базар” 1час 10-15 ноября 15 1.Разучивание комплекса КГ 1 ст. сложности без предметов.

2.Знакомство с чувствами: налаживание связи между чувствами и их телесным выражением “Выражение чувств” ДТ-87

1час 10-15 ноября
        16 1.Закрепление комплекса КГ 1ст сл. без предметов.

2.Формирование “Банка” техника невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться определяя поведение человека: развитие выразительности поведения. “Эмоции” ДТ-89

1час 10-15 ноября
9 Вербальное и невербальное общение с чувствами “Памятник” 1час 17-22 ноября 17 1.Укрепление мышечного корсета 1ст.сл без предметов.

2.Развитие внимания к телесным проявлениям, умение владеть телом, фантазии. упр “Скульптор” ДТ-86.

1час 17-22 ноября
        18 1.Укрепление мышц корсета упр 1ст.сл без предметов.

2.Совершенствование комплекса 1ст.сложности.

3.Расширение границ невербального самовыражения “Разные походки” ДТ стр 88

1час 17-22 ноября
10 Распознавание собственных агрессивных импульсов. Анализ собственной и чужой агрессивности упр. “Агрессивный ученик” 1час 29- 31 ноября 19 1.Укрепление мышечного корсета упражнениями 1ст.сложности (с малыми мячами).

2.Разучивание комплекса упражнениями с малыми мячами.

3.Учить разбираться в своих чувствах и выражать их при помощи тела “Изобрази настроение” ДТ-96

1час 24-29 ноября
        20 1.Укрепление мышц корсета упражнений 1ст.л с малыми мячами

2.Закрепить комплекс упр.1ст сл малыми мячами.

3.Анализ собственной и чужой агрессивности невербальными средствами. “Изобрази настроение”
а) агрессивный ребенок;
б) я - агрессивный;
в) покой;
г) я спокоен

1час 24-29 ноября
11 Выбор приемлемого способа отреагирования негативных эмоций. 1час 1-6 декабря 21 1.Укрепление мышечного корсета упр. 1ст сл с малыми мячами.

2.Совершенствование комплекса 1ст сл с мячами.

3.Обучить приемлемому способу отреагирования негативных эмоций “Бумажные снежки”.

4.Востановить психоэмоциональное состояние “Путешествие на облаке.”

  1-6 декабря
        22 1.Совершенствование комплекса 1ст.сл с малыми мячами .

2.Укрепление мышечного корсета упр 1ст.сложности.

3.Обучить приемлемому способу отреагирования негативных эмоций

4. Восстановить психоэмоциональное состояние “Водопад”.

  1-6 декабря
12 Обучить приемлемому способу отреагирования негативных эмоций “Барабанная дробь” 1час 8-13 декабря 23 1.Укрепление мышечного корсета упражениями 1ст с гимнастическими обручами.

2.Разучивание комплекса 1ст.сл с гимнастическими обручами.

3.Промежуточная диагностика т-т на силу мышц живота.

4.Обучить приемлемому способу отреагирования негативных эмоций.

1час 8-13 декабря
13       24 1.Укрепление мышечного корсета упражнениями 1 ст. сл с гимнастическими обручами.

2.Закрепление комплекса с гимнастическими обручами.

3.Закрепление комплекса с гимнастическими обручами.

4.Промежуточная д-ка т-т на силу мышц спины.

5.Обучить приемлемому способу отреагирования негативных эмоций

1час 8-13 декабря.
13 Обучить способу вербализации негативных эмоций “А кроме того” 1час 15-20 декабря 25 1.Укрепление мышечного корсета упражнениями 1 ст. сл с гимнастическими обручами.

2.Совершенствование комплекса 1 ст. сл с гимнастическими обручами

3.Промежуточная д-ка подвижности позвоночника.

4.Обучить приему саморегуляции в конфликтных ситуациях Упр. “Пресс”

1ча 15-20 декабря
        26 1.Укрепление мышечного корсета упражнениями 1 ст. сл с гимнастическими обручами.

2.Совершенствование комплекса 1 ст. сл с гимнастическими обручами.

3.Промежуточная д-ка состояния дыхательной системы.

4.Обучить приему саморегуляции в конфликтных ситуациях “Дыхание”

1час 15-20 декабря.
14 Итоговое занятие 1час 22-27 декабря 27 1.Анализ результатов промежуточного тестирования.

2.Коррекция индивидуальных заданий.

3.Разучивание и закрепление индивидуальных заданий и рекомендации на зимние каникулы

1час 22-27 декабря
        28 1.Закрепление индивидуальных упражнений.

2.Профилактика ОРВИ – гигиенические требования к зимней одежде и обуви.

3.Создание ситуации успеха “Накопительные комплементы”.

  22-27 декабря

3-четверть

15 Выражение неосознаваемых психических процессов, лежащих в основе агрессивного поведения “Проективный рисунок- Гнев” 1 час 29-31 декабря 29 1.Т.Б и гигиенические требования к занятиям.

2.Разучивание комплекса упр.2ст сложности без предмета.

3.Гнев ведет к мышечным зажимам- упр.на снятие мышечных зажимов.ДТ-105-110

1час 29-31 декабря
        30 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст сл без предметов.

2.Закрепление комплекса без предметов.

3.Снятие мышечных зажимов возникающих в состоянии гнева ДТ-105-110.

1час  
16 Выражение неосознаваемых психических процессов, лежащих в основе агрессивного поведения “Проективный рисунок- Злость” 1час 12-17 января 31 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст сл без предметов.

2.Совершенствование комплекса без предмета.

3.Понятие о хорошей злости” – “спортивная эстафета” с акцентом на внутреннее ощущения

1час 12-17 января
        32 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст сложности без предметов.

2.Совершенствование комплекса 2ст.сл.

3.Снятие мышечных зажимов возникающих во время злости.

1час 12-17 января
17. Проективный рисунок “Страх” 1час 19-24 января 33. 1. Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст сл без предметов

2.Совершенствование комплекса (метод круговой тренировки).

3. Развитие уверенности в себе “Стряхни” Ф.41-48.

1час 19-24 января
        34 1. Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями.

2. Совершенствование комплекса 2ст.сл без предмета.

3. Развитие уверенности в себе Ф.ИЛ.стр49 “Круг силы”

1час 19-24 января
18 Проективный рисунок “Обида” 1час 26-31 января 35 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями

2ст.сложности с гимнастическими обручами.

2.Разучивание комплекса 2ст.сл гимнастическими обручами.

3.Освобождение от обиды “Коровка переживаний” Ф.41

1час 26-31 января
        36 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст.сложности с гимнастическими обручами.

2.Закрепление опорно-двигательного аппарата упр 2ст.сл .

3.Работа с обидой “Спустить пар” стр.24.

  26-31 января
19. Восстановление и закрепление позитивного эмоционального опыта. Проективный рисунок “Радость” 1час 2-7 февраля 37. 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями

2ст.сложности с гимнастическими обручами.

2.Совершенствование комплекса 2ст.сл с гимнастическими обручами.

3.“Комплементы” накопительные”

1час 2-7 февраля
        38 1. Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст.сложности с гимнастическими обручами.

3. Совершенствование комплекса с гимнастическими обручами. “Вещи дарящие радость” Ф.42 стр 33.

1час 2-7 февраля
20 Восстановление и закрепление позитивного эмоционального опыта.

Лепка пластилином “Я хороший”

1час 9-14 февраля 39 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями

2ст.сл с гимнастическими палками.

2.Разучивание комплекса упр.с гимнастическими палками.

3.Учить внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Упр “Самого себя любить”

1час 9-14 февраля
        40 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст.сл с гимнастическими палками.

2.Закрепление комплекса 2ст.сложности с гимнастическими палками. Упр “Приятные воспоминания”.Ф.стр 112

  9-14 февраля
21 Лепка пластилином “Мой мир”   16-21 февраля 41 1. Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 2ст.сл с гимнастическими палками

2.Совершенствование комплекса 2ст сл.

3.Расширение грани диапазона и потенциала движений “Разные походки”.ДТ-стр143.

1час 16-21 февраля
        42 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями

2ст.сл с гимнастическими палками

2.Совершенствование комплекса 2ст сл упр “Пять этажей”.

1час 16-21 февраля
22 Лепка пластилином “Шар настроения”   23-28 февраля 43 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями

фит-бол гимнастики.

2.Разучивание границ самовыражения, развитие телесного и эмоционального самовыражения “Подиум” ДТ стр134-137.

1час 23-28 февраля
        44 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями

фит-бол гимнастики

2.Закрепление комплекса.

3.Выработка новых двигательных стереотипов, раскрытие креативных способностей упр “Танцующая скульптура”

1час 23-28 февраля
23 Работа с тестом “Живопись пальцем” свободная тема. 1час 1-6 марта 45 1.Промежуточная Д.З т-т на силу мышц спины и живота.

2.Совершенствование комплекса фит-бол гимнастики “Танец на полу”

1час 1-6 марта
        46 1.Промежуточная д-ка на боковую подвижность позвоночника и подвижность грудной клетки.

2.Закрепление позитивного эмоционального опыта упр “Улыбка”.Ф.стр25.

1час 1-6 марта
24. Подведение итогов за 3 четверть. Создание ситуации успеха, беседа, обсуждение позитивного опыта в кругу, упр “Дележка” 1час 8-13 марта 47 1.Коррекция индивидуальных комплексов.

2.Создание ситуации: усилить позитивное отношение к своему телу, ощутить благодарность разным его частям, укрепляя тем самым фундамент самооценки упр “Спасибо моему телу”

1час 8-13 марта
        48 1.Закрепление индивидуально- коррекционных комплексов.

2.Профилактика ОРВИ – гигиенические требования к весенней одежде и обуви весенней одежды (эстафета с предметами)

1час 8-13 марта

4 четверть

25 Укрепление позитивного эмоционального состояния. Формирование навыков оказания друг другу эмоциональной поддержки. Упр. “Палатка” 1час 15-20марта 49 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст.сложности .

2.Разучивание комплекса упр 3 ст. сложности.

3.Формирование навыка оказания эмоциональной поддержки Упр “Я падаю”. Ст 171.

1 час 15-20 марта
        50 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст.сложности.

2.Закрепление комплекса упр 3 ст. сложности.

3. Закрепление позитивного эмоционального состояния и навыков оказания эмоциональной поддержки “Палатка”.

1час 15-20 марта
26 Укрепление позитивного эмоционального состояния. Формирование навыков оказания друг другу эмоциональной поддержки. Упр “Опасения” СК стр 68 1час 22-27 апреля 51 1. Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст.сложности.

2.Совершенствование комплекса 3 ст. сложности.

3.упр “Воображаемое путешествие”

1час 22-27 апреля
        52 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст.сложности.

2. Совершенствование комплекса 3 ст. упр “Путь доверия”

1час 22-27 апреля
27 Укрепление позитивного эмоционального состояния. Формирование навыков оказания друг другу эмоциональной поддержки упр “Испуганный ежик” 1час 5-10 апреля 53 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст.сложности.с малыми мячами.

2.Разучивание комплекса упр 3 ст. сложности с малыми мячами.

1час 5-10 апреля
        54 1. Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст. сложности.с малыми мячами.

2.Закрепление комплекса з ст сложности с малыми мячами

3.Найти общее упр “Я тоже” Ст стр 178.

1час 5-10 апреля
28 Определение индекса агрессивности т-т “Басса- Дарки”   12-17 апреля 55 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст. сл. с малыми мячами Д/з подготовка к итоговой диагностики.

2. Коррекция опорно-двигательного аппарата упражнениями 3 ст. сл. с малыми мячами

Итоговая диагностика силовой выносливости мышц спины

1час 12-17 апреля
29 Итоговая диагностика Определение индекса агрессивности Проективный рисунок - “Несуществующее животное” 1час 19-24 апреля 56. 1.Коррекция опорно - двигательного аппарата упр 3 ст. сложности с гимнастическими палками.

2.Разучивание упр. 3 ст. сложности с гимнастической палкой.

1час 19-24 апреля
        57 1. Коррекция опорно-двигательного аппарата упр 3 ст. сл с гимнастической палкой.

2.Закрепление комплекса 3 ст. сл с гимнастической палкой.

Итоговая диагностика силовой выносливости мышц живота.

1час 19-24 апреля
30 Фрейбургская анкета агрессивности 1час 26-1мая 58 1.Коррекция опорно-двигательного аппарата упр 3 ст. сл.

2.Итоговая диагностика. Боковой подвижности позвоночника.

1час 26-1 мая
        60 1.Коррекция опорно-двигательного

аппарата. Упр 3 ст. сложности, с предметами

2.Д-ка изменений, произошедших в дыхательной системе под влиянием физических упр.

1час 26-1 мая
31 Анализ результатов диагностики. Создание ситуации успешности Батарея тестов 1 час 3-8мая 61 1. Анализ результатов итоговой диагностики.

2.Внесение изменений в индивидуальные комплексы.

3.Разбор и разучивание индивидуальных комплексов с внесенными коррективами

1час 3-8 мая
        62 1.Уточнение изменений.

2.Закрепление индивидуальных комплексов.

1час 3-8 мая
32 Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Беседа, обсуждение позитивного опыта упр “Дележка” 1час 10-15мая 63 1.Совершенствование индивидуальных коррекционных комплексов.

2.Создание ситуации успеха: Обсуждение позитивного опыта “Денежка”

1час 10-15 мая
        64 1.Совершенствование индивидуальных коррекционных комплексов.

2.Индивидуальные рекомендации на лето.

3.Поддержание мотивации к самостоятельным занятиям упр “Аплодисменты”

  10-15 мая

Используемая литература.

  1. Басков В.Ю. “Свободное тело”. М.2001.
  2. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск:Сред-Урал.кн.изд-во,191-126с
  3. Бородич Л.А, Назарова Р.Д. “Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков”. Книга для учителя: Из опыта работы – М. Просвещение 1988г.
  4. Богословский В.П. “ Сборник инструктивно – методических материалов по физическому воспитанию”; Пособие для учителя М. “Просвещение”1984г
  5. Бютнер К. “Жить с агрессивными детьми”:- М. Просвещение, 1991.-141с.
  6. Вишневская Е.Л, Полеский В.А., Барсукова Н.К, Широкова Н.К, “Программа гигиенического обучения и воспитания, школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни”- М “Грамота” 2000г.
  7. Колчина Л.П. “Связь поведенческого вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации” // Темперамент/ Под ред В.С. Мерлина.- Пермь, 1976.- С.45-64.
  8. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно- двигательный тренинг- Ярославль. Академия холдинг 2002г.
  9. Лях В.И “Тесты в физическом воспитании школьников”Пособие для учителей М.
  10. Минаев Б.Н, Шиян Б.М. “Основы методики физического воспитания школьников”- М, Просвящения 1989г
  11. Мирская Н.Б. “Гигиеническая обучающая программа для школьников средних и старших классов по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата с компьютерным тестированием заданий (сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие). Грамотей 2001г
  12. Очерк А. и Л. “Почему болит спина?” М.2001г
  13. Потапчук А.А., Дидур М.Д. “Осанка и физическое развитие детей”. Программы диагностики и коррекция нарушений – СПБ Речь 2001г
  14. Под редакцией Попова С.Н. “Физическая реабилитация” Феникс –1999г
  15. Под редакцией Хрящевой “Психогимнастика в тренинге” СПб .2001г.
  16. Попов С.Н. “Лечебная физическая культура”:Физкультура и спорт 1988.
  17. Рипа М.Д. и др “Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской” –М: Просвящение 1988г.
  18. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии Вопрос.психологии.-1991- №1 – С. 82-86.
  19. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Институт практической психологии 1996.
  20. Федорова т.В. “Адаптивная физическая культура” : под редакцией С.П.Евсеева .СПБГАФК им. П.Ф. Лесгарта 1999г.
  21. Фельденкраиз М. “ Сознавание через движение” .М.2001г
  22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000- часть 1.
  23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000- часть 2.
  24. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000- часть 3.
  25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000- часть 4.
  26. Под редакцией Хрящевой “Психогимнастика в тренинге” СПб .2001г.