"Сказки у свечи"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – это дети, посещающие ясли и детские сады. Но, так же, как это не печально, дети, живущие в домах ребёнка и в детских домах. С ними занимаются по программам дошкольного воспитания, их готовят к школе, они участвуют в развлечениях и праздниках, но из 25-летнего опыта работы с детьми, я знаю, как важно для таких детей вечернее время. Дети домашние из детского сада идут домой, где их ждут родные, бабушка, дедушка. Весь вечер проходит в общении с ними, можно рассказать о своих впечатлениях, пожаловаться или повиниться в чём-то. Бабушка пожурит, объяснит, почему так делать нельзя, пожалеет и расскажет на ночь сказку.

Нашим детям не хватает не общения, воспитания и кормления, а разговора, и не в группе, а с ним одним. Каждый день, изо дня в день, дети живут коллективно, рядом с ними всегда кто-то бегает, смеётся, плачет, разговаривает и нет места, где можно было бы спрятаться, побыть одному. И все проблемы решает воспитатель и если на бабушку нельзя обижаться, то на воспитателя другая реакция – обидно, и всё тут! А тут - домовёнок Кузя! Он, оказывается, живёт с нами, мы его не видим, а он видит и слышит всё! Кузя сетует, что кто-то ссорился и очень громко кричал, и спать ему, Кузеньке, не давал! И не прав был кто-то, кто не сложил свою одежду, а ему, Кузеньке, хочется что – бы в доме был порядок. И обижать девочек нельзя, потому что они слабенькие, как ромашки в поле, а мальчики – сильные, как ураганы и нельзя “дуть сильно, а то можно ромашку сломать”! И медвежонок плакал всю ночь, ему кто-то лапку повредил и не полечил (не зашил). Весь день проанализирован, дети обещают домовёнку не бросать игрушки, складывать одежду, не ссориться, днём только остаётся напомнить о Кузе и об обещаниях, данных ему, а то он обидится, не придёт, и не расскажет сказку.

Введение нравственных основ поведения не через нотации и выговоры, а через общение со сказкой, словами домовёнка Кузи, воспринимается детьми совсем по-другому.

Выработка положительных и устойчивых эмоций формируется только при благоприятных условиях. Соответствующее отношение к окружающему – взрослым и детям – и нормам поведения, при котором поступки регулируются определёнными мотивами – в данном случае отношениями с домовёнком, обещания, данные ему и осмысление этих отношений и дальнейшие действия ребёнка. Ведь дети старшего дошкольного возраста способны предвосхитить ситуацию, то есть представить последствия своего поступка и избирать форму поведения соответствующую обстоятельствам и правилам нормам морали.

Нравственное воспитание дошкольников – важнейшая и, пожалуй, наиболее сложная задача воспитания. Важнейшая, потому что нравственность – это основа личности, что доказано многими психологами и педагогами (Л.И.Божович, Т.А. Репин, С.Т. Якобсон, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.).

А что может быть нравственнее сказок! И вот домовёнок Кузя приглашает ребят на вечерние посиделки, которые так и называются “ Сказки у свечи”. Горит свечечка, на столе самовар с баранками, звучат слова, завораживающие слух малышей – слова сказочные, добрые. А вот и сама сказка! Каждые посиделки – это кукольный или настольный театр, где оживают герои любимых сказок. Показывают представления дети старшего возраста. Здесь, на посиделках, зачитываются новые сказки, сочиненные детьми детского дома, порой самими авторами.

Связь между занятиями очень важна – идет закрепление – блочное планирование. Проводится анализ содержания сказок с целью познавательной и воспитательной ценности. Задача сказочника и воспитателя сливаются воедино.

А ещё домовёнок учит сочинять сказки! Ребёнок уединяется с Кузей и начинается сотворчество. Беря каждый раз какую-нибудь новую тему и разрабатывая её в рамках сюжета сказки, помогаю ребятам решить их жизненные проблемы.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувство настроения, соответствующее состоянию героя в сказке. Используя метод адекватных эмоций можно восстановить связь предстояшего с предшествующим опытом. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, вспомнить такое же настроение, ассоциации с уже имеющимся опытом, дающее возможность восстановить ранее виденное и пережитое.

Метод оживления детских эмоций с помощью образов помогает настроиться на творческий лад.

Метод вхождения в образ – представить себя – будит воображение, вызывает сочувствие, сопереживание, сопричастность. Одно из проявлений творчества при сочинении сказок – умение образно и выразительно передать своё эмоциональное отношение к происходящему.

Я побуждаю детей находить точные, образные слова, выражающие чувства жалости, сопереживания, сочувствия к живому, удовольствия, радости или наоборот – печали и неодобрения.

Главная задача – развить словарный запас детей, помочь перенести полученные представления в адекватную жанру речевую форму, в данном случае – сказку. Оказывается, чтобы сочинить сказку нужно оживить, очеловечить окружающее. Особенно природу, ведь она может поведать много сказок – каждый листочек, ягода, травинка, зверёк. Моя цель – очень тактичная и доброжелательная поддержка художественных усилий детей, независимо от степени таланта.

Сказка – это мечта о прекрасном, о том, что должно быть, что должно сбыться. Пусть наши дети учатся мечтать!

Сказки у свечи №1

Вед: Здравствуйте, мои дорогие, мои хорошие! Проходите, садитесь! Сегодня я вас позвала к себе на посиделки и зажгла для вас свечу. Как у нас хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Какой он, этот огонёк? Что вы чувствуете? (Ответы детей: от него тепло, светло.) Приятно смотреть на огонёк? Нравится?

Ответы детей: Да, нравится.

(появляется Кузя – домовёнок )

Кузя: И мне, и мне нравится тоже!

Вед: Кто это, ребята?

Кузя: Да это я, Кузя! Вы что, меня не знаете? Я Кузя – домовенок. Ой, беда, беда, огорчение! Что вы такие бестолковенькие? Дом у вас есть, а домового нет. Нельзя без домового дому. Я теперь буду у вас жить. Я уже тут походил ночью везде, посмотрел все. Решил – буду жить в семье у малышей. Там хорошо, уютно, тепло, чистенько, игрушек много, и сказки рассказывают.

Вед: Ну, хорошо, Кузенька, оставайся у нас. И, правда, сказки у нас дети любят, даже сами сочиняют их.

Кузя: Неужто сами? Не может быть!

Вед: Хочешь послушать?

Кузя: Да.

Вед: Ребята, ваши друзья сочинили сказки, и даже нарисовали картинки к ним. Вот они. Одну сказку я вам почитаю.

(Чтение сказки “Друг познается в беде” Окотэтто Руслана, 14 лет.)

Сказка “Друг познаётся в беде”

Играл зайчик солнечным морозным днем в тундре. Весело прыгая на снегу, не заметил ямку, попал в неё и сломал лапку. Лежит зайчик в ямке и плачет. Бежит песец белый мимо, увидел его зайчик, позвал.

- Помоги мне, пожалуйста, принеси палочку. Я лапку сломал, палочку привяжу к лапке.

- А что ты мне за это дашь? – спросил песец.

- Корешок вырою.

- Я не ем корешков, - ответил песец и убежал.

Лежит зайчик в ямке и плачет. Идёт мимо олень. Увидел его зайчик, позвал.

– Олень, помоги мне, принеси мне палочку, я её привяжу к лапке.

Ничего не попросил олень, откопал копытом палочку из-под снега, принёс зайчику. Привязал зайчик палочку к лапке. Спасибо сказал оленю.

Прыгал зайчик по тундре, видит, песец попал в капкан.

– Помоги мне, зайчик, – попросил песец.

– А что ты мне за это дашь? - спросил зайчик.

– Мышку поймаю.

– Я не ем мышей, - ответил зайчик. И хотел уже прыгать дальше, но вспомнил он оленя, и стыдно ему стало.

Вернулся к песцу и помог ему освободиться. Сказал песец зайчику спасибо, и побежали они вместе по зимней тундре.

Вед: О чём эта сказка?

Кузя: Можно я отвечу? О дружбе, о помощи, о добре.

Вед: Правильно, Кузенька. А главные герои кто?

Ответы детей: Заяц, песец, олень.

Вед: Одним словом, животные. Значит, сказки бывают о животных. А еще сказки бывают волшебные и бытовые. Волшебные сказки, где есть сказочные существа: эльфы, феи, волшебники, Баба Яга, Кощей Бессмертный. В них еще есть волшебные предметы. А какие волшебные предметы вы знаете? Ответы детей: Волшебная палочка, молодильные яблоки, цветик-семицветик, живая и мертвая вода и т.д.

Кузя: Я тоже знаю! Можно я скажу?

Вед: Ну, говори, Кузенька.

Кузя: Ступа и метла. Я их у Бабы Яги видел, когда у неё в избушке на курьих ножках жил!

Вед: Правильно, Кузя! Еще сказки бывают бытовые. Это сказки обо всем, что нас окружает. Вот девочки вместе со мной сочинили сказки. Ну, чью почитаем?

Кузя: Ой, все такие красивые, даже не знаешь, чью послушать.

(Чтение сказки Худи Шуры, 9 лет.)

“Сказка о листочке из альбома”.

Жил – был листочек из альбома. Он был совсем ещё чистенький, беленький. И очень он волновался – кому его отдадут и что на нём нарисуют. Он мечтал и думал, что же это будет?! Может это будет лес, собачка или красивые цветы!

Этот листочек дали девочке, и она нарисовала на нём... себя! Такую славную, милую девочку, с круглым личиком, черненькими глазками, с длинными хвостиками и забавной челочкой. Теперь листочек стал рисунком и непростым рисунком, а портретом! Листочек был просто счастлив!

Кузя: Ой, как мне понравилась сказка! Я тоже хочу научиться, сам сочинять. Я знаю несколько сказок, а вот сочинять не умею.

Вед: Не расстраивайся, Кузенька, ты можешь научиться сочинять сказки вместе с ребятами, которые будут смотреть нашу передачу. А начнём учиться мы со следующих посиделок. Хорошо, Кузенька?

Кузя: Конечно, хорошо! Я с радостью! Да и ребята тоже, наверное, хотят научиться сочинять сказки!

(Приходит Баба Яга.)

Баба Яга: Кузенька, где же ты? Кузенька! Дети, вы моего Кузеньку не видели? Убежал от меня, проказник. Как я теперь без него жить буду? Кто мне сказки будет рассказывать? Он такой хорошенький, лохматенький, рыженький, маленький, с веснушками.

(Кузя прячется и просит не выдавать его).

Ответ детей: “Нет, не видели”.

Вед: Ну, Кузенька, нехорошо бабушку обманывать.

Кузя: Ой, беда, беда, нехорошо, нехорошо… Не хочу я у нее жить, быть ягенышем-бабенышем! (Вылезает из-под руки.)

Баба Яга: Вот ты где, мой хороший! Пошли домой, я тебе пирожков испекла, твоих любимых, с капустой.

Кузя: Не пойду. Ты меня сказки заставляешь рассказывать. А здесь мне их рассказывают. И пирожки с капустой тоже, небось, пекут.

Баба Яга: Да разве я виновата, что не знаю сказок? Это вот им, малышам, читают да рассказывают сказки. А мне, Бабе Яге, кто станет читать?

Вед: Ну, не расстраивайся, Баба Яга. Присаживайся с ребятами. Сейчас мы будем еще одну сказку рассказывать, да показывать, посмотришь вместе с Кузей.

А скажите-ка, ребята, где живут сказки?

Ответ детей: В книжках.

Вед: Правильно, сказки живут в книжках. И дома у сказок разные, есть новые, а есть вот такие старенькие, ветхие, как избушки-развалюшки.

Кузя: А в этих домах для сказок домовые живут? Бывают книжные домовые?

Вед: Да нам тебя, Кузенька, хватает! Такого любопытного, смешного, доброго!

Кузя: Ой, какой я хороший-то оказывается! Ну-ка, похвалите-ка меня хорошенько!

Вед: Дети, придумайте Кузеньке ласковые слова!

Дети: Лохматенький, рыженький, веснушчатый, милый, хозяйственный, добрый, веселый, умный.

Кузя: Ой, как приятно-то! Спасибо, мои хорошие! Вот бы ещё портрет мой нарисовали!

Вед: А давай, Кузенька, попросим ребят нарисовать твой портрет! А может кто-то своего домового нарисует, такого, какой дома у ребят живёт. Нарисуете, ребята?

Кузя: Ой, как хорошо-то было бы! Я буду ждать свои портреты и своих товарищей домовят!

Вед: Значит, сказки живут в книжках – это их дом. А знаете, ребята, раз мы о доме заговорили, давайте вспомним сказочные дома. Какие дома бывают в сказках?

Ответы детей:

1. Избушка на курьих ножках.

2. Руковичка.

3. Теремок.

4. Дворец.

5. Русская изба – терем.

6. Палаты.

7.Ледяной дворец.

8.Цветок.

9.Нора.

10.Чердак.

11.Море.

12.Домики трёх поросят.

Кузя: Как много сказочных домов-то! Я даже про такие не слыхивал!

Вед: Ты ещё много чего нового узнаешь, Кузенька, на наших посиделках. А сейчас давайте-ка смотреть сказку об одном сказочном доме, который называется “Теремок”!

Кукольный театр Сказка “Теремок”

Вед: Понравилась вам, ребята, сказка? Давайте скажем спасибо моим помощницам. А ещё ребята, у меня для вас и для Кузеньки есть подарок музыкальный. Хотите послушать?

Песня “Домовёнок”, слова Самарской Н.Г, музыка Скурихина В. П.

(слова и ноты в приложении №2)

Вед: Ну, что ж, мои хорошие! На этом наши посиделочки заканчиваются. А кто слушал сказку – тем баранок связку!

До свидания, до следующих посиделок!

Сказки у свечи №2

Вед: Здравствуйте, мои дорогие, проходите, садитесь! Мы с Кузей вас уже заждались!

Кузя: Ой, беда, беда, огорчение! Как долго не было свечи! Я по сказкам соскучился страсть как!

Вед: А по ребятишкам, Кузя?

Кузя: Дак я их каждый день слышу, шумят, спать не дают мне. Зато ночью спят, такие хорошенькие, спокойные, прямо сказочные детки!

Вед: Ай, яй, яй, Кузя! Спать надо ночью, а не днём!

Кузя: У нас, у домовых, режим такой, я не виноват.

Вед: Ну, ладно, Кузенька! А ты знаешь, сколько на свете сказок много разных?

У каждого народа есть свои сказки. Все они удивительно разные, но есть в них нечто общее – свои сказочные секреты.

Первый секрет – сказку нужно придумать и рассказать. Это умеет делать сказочник.

Кузя: Я, я тоже хочу быть сказочником! Я после посиделок тоже придумал сказку. О себе, любимом Кузеньке! Знаете, какая хорошая сказка получилась! Только я её позабыл…Ой, беда, беда, огорчение!

Вед: Не расстраивайся, Кузенька! Мы сегодня будем много сказок рассказывать, может, и ты свою сказку вспомнишь.

Второй секрет - все сказки учат жизни. Как хорошо быть храбрым, умным, добрым и сильным. И плохо быть каким?

Ответы детей: Злым, глупым, жадным, трусливым.

Вед: Но в сказке всегда побеждает добро – это третий секрет.

Четвёртый секрет: у сказок свой язык – сказочный. В сказках много особых оборотов речи, и начинается сказка по-особому – с присказки.

Какие мы знаем присказки?

Ответы детей:

  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Жили-были…
  • Давным-давно, в давние времена…
  • Жил  да был…

Вед: За присказкой следует зачин, сам сюжет сказки. А заканчивается сказка тоже по-особому. Кто знает как?

Ответы детей:

  • Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…
  • Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
  • Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

Кузя: Ой, я вспомнил начало своей сказки! Жил да  был Кузя, домовёнок…Дальше не помню, ой, беда, беда, огорчение!

Вед: А давайте, ребята, поможем Кузе сочинить сказку о нём!

Сказка о домовёнке Кузе

Кузя: Жил да был домовёнок Кузя. Родился он… не помню где и когда тоже не помню…

Вед: Но рос он смешным и добрым домовёнком. Кузенька любил всё вкусное и печёное.

Кузя: Я пироги очень люблю, с капустой.

Вед: Как-то раз Баба Яга улетела на своей ступе в тридевятое царство, а Кузенька остался один в избушке на курьих ножках. Очень он пирогов захотел и решил сам тесто поставить и пирогов испечь. Взял Кузя муку, воду, дрожжи. Замесил тесто и поставил в тёплое место к печке. Сидит и ждёт. Смотрит, тесто поднялось и полезло из кастрюли. Лезет и лезет, лезет и лезет. Уж как его Кузя уговаривал, упрашивал не вылезать, но оно не слушалось, всё лезло и лезло. Сердитое оказалось тесто – пыхтит, пузырится. Испугался Кузя, выбежал из избушки на курьих ножках, сел на пенёк. Тут Баба Яга вернулась, прилетела в ступе из тридевятого царства. Зашла в избушку, а там тесто уже к порогу подбирается, так его много. Ну, Баба Яга быстро тесто усмирила, пирогов с капустой налепила и в печь поставила. Когда пироги испеклись, запахло вкусно! Тут Кузенька и вернулся в избушку-то.

Кузя: Конечно, я муки полмешка насыпал, и воды полведра налил, хотел чтобы пирогов много было…

Вед: Суть сказки в том, что сначала научись, потом за дело берись!

Кузя: Я теперь научился сказки сочинять, на следующую свечку сам сочиню, буду сказочником!

Вед: Хорошо, Кузенька, а теперь давайте сказку, сочинённую нашими детьми почитаем. Сказку сочинил Серёжа Вануйто, называется она “Ленивый лемминг”.

Кузя: Лемминг это кто такой?

Вед: Это мышка такая, тундровая. В тундре она живёт.

Кузя: Я страсть как мышей боюсь! Вот у бабы Яги их знаете сколько было! Они у меня всё вкусненькое воровали. А у вас мышей мало, но есть. Могу показать, где живут, хотите?

Вед: Ну, потом, Кузенька! А сейчас – сказка! (чтение сказки “Ленивый лемминг”, Вануйто Сергей, 14 лет.)

Сказка “Ленивый лемминг”

Как-то летом все лемминги радовались теплу, солнышку. Они весело играли в тундре друг с другом, но помнили, что лето в тундре короткое, что после лета начнётся осень, а потом и зима придет. И начали все лемминги готовиться к зиме. Но один лемминг по имени По всё ещё радовался лету. Когда наступила зима и все лемминги сидели по своим тёплым норкам, По пришел к своей норке, но ему было холодно и голодно. По пошёл искать еду, но всё укрыл снег. К счастью он увидел норку и попросил живущего там лемминга пустить его пожить до лета. “Заходи, будешь моим другом”, - сказал лемминг. Так они и перезимовали.

А когда наступило лето, По раньше всех стал готовиться к зиме и построил свою норку около того, кто помог ему выжить в прошлую зиму, около друга.

Кузя: Хорошо, когда друг есть! Вот у меня друга нет…

Вед: Как это, Кузя, нет! Все дети хотят с тобой дружить!

Кузя: Да я мало чего знаю, неинтересно со мной. Даже про сказки мало знаю.

Вед: А ты слушай ребят и научишься у них. Вот сейчас дети будут загадки отгадывать, а ты учись.

Загадки:

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля.)

Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым. (Конёк-горбунок.)

Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём. (Жар-птица.)

У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди.)

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка.)

Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (Бычок – смоляной бочок.)

Кузя: Ой, молодцы-то какие, умненькие, разумненькие! Я у вас поживу, таким же буду.

Вед: Конечно, Кузенька! Если будешь такие поучительные сказки смотреть, как сказка “Несчастье и скука от лени”. А сказку эту для вас я сама сочинила. Давайте послушаем и посмотрим.

Настольный театр Сказка “Несчастье и скука от лени”

В Ямальской тундре в одном чуме жили муж с женой да три дочери. Трудолюбивые были отец с матерью. Хорошо жили. Было у них большое стадо оленей, тёплый, хороший чум. Очень любили своих дочерей они. Берегли их, жалели, и не заставляли лишний раз трудиться. А дочери были красивые, да ладные. Вот только старшие были ленивые. Отец с матерью думали: “Пусть они сил набираются, успеют еще, наработаются”. А не подумали о том, что дочери обленятся и не научатся ничему. И всегда старшим дочерям скучно было. Только младшая не скучала. Старалась во всем помочь матери, да и отцу тоже: чинила сети, умела шить и вышивать, ходила в тундру за ягодами, за грибами, умела за огнем следить и уху сварить.

Шло время, дочери взрослели, и были старшие вечно недовольные, злые. Все развлечение у них было ссориться друг с другом. Вот уж бранных слов они много знали!

Выросли дочери – замуж выдавать их нужно. Приедут женихи в чум, а старшие дочери их негостеприимно встречают, ворчат, даже чаю не предложат. Дурная слава пошла про них в тундре. Хоть и красавицы, да никому не нужна их красота. Старших первых нужно отдать замуж. Вот младшую и отправляли в тундру за ягодами, на озеро за рыбой, оленей проследить, когда приезжали женихи.

Прослышал про сестер Большой Охотник. Решил посмотреть на них. Идет по тундре к чуму, смотрит – девушка ягоды недалеко от чума собирает, да поет песню ласковую. Руки у нее так проворно бегают, слова такие добрые в песне. Полюбовался он ею, и пошел к чуму. Дошел – а там старшие сестры сидят. Уж и хочется им замуж, да не могут утерпеть: стали ссориться снова друг с другом, кому гостю чай подать, который мать заварила. Так раскричались, что ушел Большой Охотник.

Пошел туда, где девушку видел. Поздоровался, спросил, как зовут. Девушка ему ласково отвечает, ягодой угощает. Проследил Охотник, куда девушка идет, да и увидел, что в тот же чум. Вернулся он, попросил у отца и матери отдать ему младшую дочь в жены. Вздохнули они, да согласились. Красивой невестой была младшая сестра. Посоветовал Большой Охотник отцу с матерью поехать к нему, а старших дочерей оставить жить одних. Когда некому будет за ними ухаживать, быстро всему научатся, да и ссориться некогда будет.

Вед: Мораль этой сказки в том, ребята, что счастье приходит к тому, кто добр и трудолюбив. А, как вы думаете, ребята, исправятся старшие дочери или нет? (Ответы детей: исправятся)

Кузя: Конечно, кушать, небось, захотят, так лениться перестанут!

Вед: Ну вот, мои дорогие! Закончилась наша сказка, а вам, ребята – бараночек связка!

Кузя: Я буду ждать новых сказок и встреч с вами, ребята! Ведь теперь я ваш домовой и никуда от вас не уйду! Буду у вас жить и ваш дом оберегать и сторожить! Только спойте мне на прощанье про меня песенку!

Песня “Домовёнок” (слова и ноты в приложении 2)

Сказки у свечи №3

Вед: Здравствуйте, мои дорогие, мои хорошие! Проходите, присаживайтесь! Мы тут с Кузенькой уже заждались вас!

Кузя: Ой, беда, беда, огорчение…

Вед: Что случилось, Кузенька? Что ты грустненький какой – то сегодня?

Кузя: Что-то животик разболелся, не до веселья мне…

Вед: Это ты что-то скушал, наверное, не то. Ну, ладно, сейчас свечечку зажжём, сказочку расскажем, вот и пройдёт твой животик. А где же свечечка моя? Никто не видел, ребята, не брал? А ты, Кузенька, не видел свечечку?

Кузя: Ой, беда, беда, огорчение… И видел свечечку, и брал. Скушал я её…

Вед: Ай, яй, яй, Кузя! Конечно, животик заболит, если кушать, что не попадя!

Кузя: И свечечку теперь не зажечь, и сказочки не будет! Ой, стыдно – то как!

Вед: Ну, ладно, Кузенька, не расстраивайся! Есть у меня ещё свечка, сейчас я зажгу её и начнём сказки рассказывать, глядишь, и животик у тебя пройдет.

А кто знает, какое сейчас у нас время года?

Ответы детей: Осень.

Вед: Да, ребята, поздняя осень. А кто вспомнит приметы осени? (Ответы детей.) Осенью природа нам дарит свои дары. Сейчас я прочту вам сказку, которую сочинила Света Салиндер, 14 лет.

Сказка “Каждой ягоде свое время”

Хороша тундра летом. День и ночь светит солнце. Радуется ему всё живое - люди, животные, растения. Всё расцветает, тянется к солнышку. Созревают ягоды.

Пришли в тундру по ягоды люди, стали собирать морошку, загордилась морошка:

- Я самая вкусная, людям нужная, меня первую собирают.

Прошло время. Опять люди пришли в тундру по ягоды, стали собирать голубику. Приуныла брусничка. Обидно ей, что её не собирают. Раскраснелась она от обиды, жалуется солнышку:

- И морошку, и голубику люди собирают. Одна я видно никому не нужна.

Солнышко ничего ей не отвечало, только пригрело ещё сильнее.

Опять пришли люди в тундру и стали собирать уже брусничку. Да так долго и много ее собирали, до самых заморозков.

Выпал снег, а бруснички осталось ещё много. Спала брусничка под снегом до самой весны. Пришла весна, растаял снег. И тут брусничка пригодилась. Прилетели птички и кормились брусничкой.

Значит каждой ягоде своё время, и каждая нужна и людям, и птичкам, и зверям.

Кузя: Мне очень такая сказка понравилась, потому что я ягоды страсть как люблю! Только не знал, что про них можно сказку сочинить.

Вед: На прошлых посиделках мы с вами учились сказки сочинять. Давайте вспомним, из чего состоит сказка?

Кузя: Ой, я помню! Первая часть – присказка!

Вед: Правильно, Кузенька! Присказка, зачин и концовка сказочная. У сказки, как вы помните, много секретов. Ну, что ж, сказку сочинили – теперь её нужно записать, напечатать и нарисовать к сказке картинки, которые называются иллюстрации. И тогда получится книжка, которую будут читать дети. Вот посмотрите, какую книжку я вам сегодня принесла. Это русские народные сказки. Значит, эти сказки сочинил народ. А ещё бывают сказки, которые пишут писатели – сказочники. С ними мы познакомимся на следующих посиделках. А сейчас мы вспомним русские народные сказки о детях.

Ответы детей:

1. Маша и медведь. 5.Снегурочка.
2. Хаврошечка. 6.Терёшечка.
3. Гуси-лебеди. 7. Бабушка-Метелица.
4. Морозко. 8.Сестица Алёнушка и братец Иванушка.

Вед: Молодцы, ребятишки! Значит, и на вопросы сможете ответить, раз так много сказок знаете!

Сказочная викторина.

  • С кем встретился Колобок на своём пути?
  • Какие звери жили в теремке?
  • Какие слова говорил Емеля, чтобы щука исполняла его желания?
  • Какие яички несла Курочка – Ряба?
  • Кто помог сестрице Алёнушке спасти братца Иванушку?
  • Какие слова говорила Лиса, опустив хвост в прорубь, когда ловила рыбу?

Кузя: А можно я тоже вопрос задам? В каких сказках живёт Баба – яга?

Ответы детей: “Морозко”, “Гуси-лебеди”, “Баба Яга”, “Василиса Прекрасная”, “Царевна-лягушка” и др.

Кузя: И везде она злая была… Только в моей сказке она добрая, пирогами меня с капустой кормила, нянчила меня…Может ещё когда-нибудь её в гости позовём, сказочкой побалуем.

Вед: Ну, конечно, Кузенька, позовём. Ведь мы Бабу Ягу не боимся, правда, ребята?! Она смешная и весёлая, и не в одной сказке она никого не съела, как не старалась. Это, как вы помните, главный секрет сказки – добро побеждает зло. И вообще в пословице говорится: “ У страха глаза велики”. Вот об этом мы сейчас посмотрим сказку, которая называется “Пых”.

Кукольный театр Сказка “Пых”

Вед: На этом наши посиделочки заканчиваются, а кто смотрел сказку – тому бараночек связку! Кузеньке давайте песенку его любимую споём на прощанье.

Песня: “Домовёнок”

Сказки у свечи № 4

Предварительная работа: сообщить детям о том, что потерялась книжка со сказками, попросить поискать книжку в группе.

Вед: Добрый вечер, мои дорогие! Свечечка наша горит, сказочка ждёт, только что-то Кузеньки не видать? Где же он, проказник такой?

Кузя: (выглядывает из-под ширмы) А я вот он, вот он я! Я в прятки от вас играл! Ох, и люблю я эту игру! Люблю сам прятаться и ещё всё прятать! Вот вы сегодня, что потеряли в группе?

Ответы детей: Книжку сказок.

Кузя: А вот! Это я её спрятал! Уж больно она мне понравилась! Хорошая книжечка! Картинки такие красивые! Вот только читать я не умею… Ой, беда, беда, огорчение…

Вед: Не расстраивайся, Кузенька! Ты ещё маленький домовёнок, научишься! А сейчас, давай вернём книжечку ребятам. Ведь это нехорошо брать без спроса. И никакие это не прятки, правда, ребята? А в прятки мы с тобой, Кузя, поиграем после посиделок.

Как вы думаете, ребята, какие книжки самые интересные для детей?

Ответы детей: Сказки.

Вед: Ну, конечно, сказки! Давайте, вспомним, кто сочиняет сказки?

Ответы детей: Народ и сказочники.

Вед: На прошлых посиделках мы с вами, ребята, говорили о русских народных сказках. Нынче будем знакомиться со сказками, которые написали писатели – сказочники. Вот, посмотрите, ребята, я приготовила для вас выставку таких книжек – сказок. А, давайте, вспомним героев таких сказок.

Ответы детей: Чебурашка, Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка, Кот в сапогах, Настенька, Элли, Незнайка и др.

Вед: Все эти герои живут в сказках, сочиненных писателями – сказочниками.

Кузя: Если я сочиню сам сказку, я что ли сказочником буду?

Вед: Ну, конечно, Кузенька! Не важно кто ты, сколько тебе лет, если ты сочинил сказку – значит ты сказочник! Вот я сейчас почитаю вам сказку, которую сочинила маленькая сказочница – Оксана Салиндер. Называется она “Самая счастливая снежинка”.

Сказка “Самая счастливая снежинка”.

Летела снежинка, рядом с ней сестрёнки снежинки кружились. Очень не хотела снежинка упасть на сугроб, а хотела посмотреть в окошко. Она ухитрилась к окошку подлететь и прилипнуть к нему. Увидела, что там ребятишки веселятся возле ёлочки. Увидела и ёлочку всю в игрушках, блёстках, огоньках и говорит: “Ах, какая красивая ёлочка! Красивее быть не может!” Тут к окошку подбежал мальчик, увидел снежинку, и закричал: “Ах! Посмотрите, какая красивая снежинка! Красивее быть не может!” А снежинка подумала: “ Я самая счастливая на свете!

Кузя: Ой, какая сказочка симпатичная! Радостная, праздничная!

Вед: А ведь скоро праздник, ребята! Кто знает какой?

Ответы детей: Новый год.

Вед: Будет ёлка, веселье, подарки! Вы все пойдёте на ёлочку встречать Новый год? А чей это год будет, кто знает?

Ответы детей: Год крысы.

Вед: Да, каждый год бывает чей-то. Уходящий год был годом свиньи. А вот и она!

(Появляется свинка-игрушка )

Свинка: Хрю, хрю, хрю! Вам сто раз я повторю –

Вас, ребята, я люблю! С вами жаль мне расставаться,

Восвояси отправляться…

Крыса к вам теперь придёт, Вам гостинцы принесёт.

А вот и она!

Крыса: А как же без гостинцев в дом идти!

Чтоб меня не обижали,
Меня, крысу, уважали!
Целый год мне с вами жить –
Значит, будем мы дружить!

Вед: Ну, конечно, оставайся с нами, крыска! У нас весело, сейчас мы будем смотреть кукольное представление о твоем родственнике – мышонке, по сказке, которую написал писатель – сказочник М. Маршак.

Кукольный театр. “Сказка о глупом мышонке”.

Вед: Понравилась сказка?

Кузя: Что-то конец печальный какой-то. Жаль мышонка-то…Вот, что значит старших не слушать и капризничать! Ой, беда, беда, огорчение…

Вед: Не огорчайся, Кузенька! Это ещё не совсем конец сказки. Я тебе прочитаю продолжение этой сказки. Она будет называться “ Сказка об умном мышонке”. А сейчас давайте поиграем. Мы же обещали Кузе поиграть в прятки. Закрывайте глазки, Кузенька прятаться будет, а вы искать!

Кузя: Ура, ура! Я прячусь, а вы считайте до 10.

Игра “Найди Кузю”.

Кузя: Ой, молодцы-то какие! Наигрался я, что-то устал маленько.

Песенку-то про меня споёте, ребятки?

Песня “Домовёнок”

Вед: Ну, нам тоже пришла пора прощаться! Закончилась наша сказка, а вам, ребята, бараночек связка! До свидания! До следующих посиделок!

Сказки у свечи №5.

Вед: Здравствуйте, мои хорошие! Проходите, садитесь! Нынче мы проводим наши посиделки под ёлочкой потому, что Новый год, скоро Рождество Христово. Как же без ёлочки?!

Кузя: Ой, а мне-то как нравится всё вокруг! Я такое впервые в своей жизни вижу! Что у Бабы-Яги в избушке? Одни угольки в печке сверкают, ну и свечечка горит. А тут-то! Всё горит! Всё сверкает! Красиво-то как! Сказочно!

Вед: Правда, Кузенька, сказочно! Вот и мы сегодня будем не простые, а сказочные! Давайте придумаем себе, кто кем-бы хотел быть, каким сказочным героем?

Ответы детей.

Кузя: Ой, вы знаете сказок и героев сказочных! А я? Я тоже сказочный герой?

Вед: Ну, конечно, Кузенька! Ты наш сказочный герой, и мы про тебя сказочку придумаем ещё одну. Помните, первая сказка была как Кузя хотел пирожков напечь, а ему тесто сердитое попалось – оно пыхтело, ворчало и из кастрюльки вылезало. А сегодня вот такая сказочка будет.

Сказка про Кузю

Жил-был домовёнок Кузя в избушке у Бабы Яги. Стояла зимняя пора, за окном шёл снег и было очень морозно. А в избушке было тепло, потрескивали дрова в печи, и на столе стоял самовар и пироги с капустой.

Но, только надоело Кузеньке сидеть у печки, и решил он пойти погулять!

Одел он шапку, шарфик, рукавички, на улице-то холодно, зима, поди. Вышел он из избушки, идёт по лесу, а лес-то совсем другой стал, не простой, а сказочный! Снег искрится, шапки снежные на ёлочках, сугробы огромные, белые, пушистые! Красота! Стоит Кузя, рот разинул, смотрит. А тут ворона как каркнет! Испугался Кузя, за веточку ёлки и дёрнул! Весь снег с ёлочки-то на него и упал. Засыпал его с ног до головы, не Кузя, а сугроб! Совсем засыпал снег Кузю? Не видать его! Ещё больше Кузя испугался. Снег за ворот насыпался, холодно, нос замёрз. Стал он ногами, руками грести, выбираться из сугроба. Еле-еле вылез. Снег в лаптях, за воротником, шапку потерял… Ой, беда, беда, огорчение…

Бегом побежал Кузя в избушку, к печечке. Сидит он у печки, греется, довольный! Тепло ему, хорошо! Печечка трещит, чай закипает, на столе пирожки любимые! И решил Кузя, что больше гулять он в зимний лес не пойдёт, потому что он, домовёнок, а не леший какой-то по лесу бегать!

Кузя: Конечно, обидно… Один раз вышел погулять, а вон что получилось…Ой, беда, беда, огорчение…А вы, ребята, любите зимой гулять?

Ответ детей: Да.

Кузя: И не боитесь замёрзнуть?

Ответы детей.

Вед: Кузенька, дети надеваются тепло и играют в разные игры.

Кузя: Я играть люблю до страсти как! Только не умею…

Вед: А давайте. Ребята, Кузю поучим играть: кататься на санках, лыжах, коньках и играть в снежки!

Игра – имитация “Зимние забавы”

Вед: Ну, поиграли, устали, присаживайтесь на стульчики. Зима – время года холодное. Какие зимние приметы вы знаете, дети?

Кузя: Я, я знаю! Снег за шиворотом, вот!

Вед: Что снег – это верно, а что за шиворотом – так это необязательно.

Ответы детей: Мороз, метель, снегопад, лёд на речке, короткие дни и длинные ночи, морозные узоры на оконном стекле и др.

Сейчас я вам покажу сказку, которую сочинил один мальчик. Сказка будет зимняя.

Настольный театр Сказка “ Спор Мороза и Ветра”

(Худи Слава, 13 лет)

Как – то раз поспорили Мороз и Ветер , кто из них сильнее и кто сможет человека одолеть.

- Я сильнее тебя, Ветер! – сказал Мороз.

Пошёл к чуму и давай стучаться в чум. А в чуме горит очаг, человек пьёт чай и не боится мороза.

Стучал, стучал Мороз, только ничего у него не вышло. Идёт назад, ветер смеётся над ним.

- Я одолею человека, я сильнее тебя! – сказал Ветер.

Стал дуть сильно, сильно. Только стоит чум крепко, не пошатнётся. Дул, дул ветер, устал. Выглянуло Солнце, вышел человек из чума, Солнцу радуется, улыбается. А мороз и ветер отступили, проспорили они друг другу. Человек сильнее их оказался.

Вед: Понравилась сказка? У нас тоже дома тепло, хорошо, ёлочка вот какая красивая! А давайте Кузеньке про ёлочку песенку споём?

Песня про ёлочку

Вед: В такие вечера оживают игрушки, начинают петь, танцевать! Давайте посмотрим на них и послушаем!

Поющие игрушки

Вед: А для Кузеньки на прощание дети песенку споют?

Кузя: Мою любимую, про меня любимого, про Кузю-домовёнка!

Песня: “Домовёнок”

Вед: На этом мы прощаемся со сказкой, а вам, ребята бараночек связка! До свидания!

Приложение 1.