Урок в 11-м классе "От индустриального общества к информационному"

Разделы: Информатика


Цели:

  • выделить этапы развития информационного общества;
  • сформировать у учеников понятия «индустриальное общество»;
  • «информационное общество», «информатизация»;
  • способствовать развитию познавательных интересов.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • основные характеристики каждой информационной революции;
  • характерные черты индустриального и информационного обществ;
  • различать понятия «компьютеризация» и «информатизация».

Учащиеся должны уметь:сопоставлять уровни развития нескольких стран относительно их принадлежности к фазам развития человеческого общества.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, презентация в PowerPoint (приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

  1. Информационные революции и причины, обусловившие их происхождение.
  2. Характеристика индустриального общества.
  3. Характеристика информационного общества.
  4. Информатизация и компьютеризация общества.

III. Изложение нового материала

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ – этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавшие кардинальные изменения в обществе.

Далее можно вести объяснение нового материала об информационных революциях разными способами:

  • заслушать рассказ учащихся, подготовивших его как домашнее задание

ИЛИ

  • провести объяснение материала с помощью подготовленной презентации (приложение 1).

ВЫВОД: причинами информационных революций является появление новых, более совершенных средств и методов работы с информацией.

Определение понятия «информационные революции» и вывод учащиеся записывают в тетрадь.

2. Характеристика индустриального общества даётся учащимися самостоятельно за счет работы с Интернет по плану:

  • дать определение понятия «ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО»
  • на смену какому обществу пришло индустриальное общество?
  • как связаны между собой успехи естествознания конца XIX – начала XX века, вторая промышленная революция и индустриальное общество?
  • что считается критерием оценки уровня развития индустриального общества?

Краткие ответы по пунктам плана учащиеся заносят в тетрадь в «левый» столбец, а в правый столбец, при необходимости, внесут корректирующие записи при просмотре соответствующей части презентации после того, как заслушают устные ответы учащихся по пунктам б,в,г плана работы с Интернет.

3. Характеристику информационного общества даёт учитель.

«ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формой – знаний.
В информационном обществе деятельность, как отдельных людей, так и коллективов будет всё в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Дальнейший рассказ ведётся на основе презентации, с пояснениями некоторых характерных черт информационного общества.

4. Ознакомление с понятиями «КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ» и «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ», а также сравнение этих понятий можно провести следующим образом:

  • ознакомление – с помощью презентации (приложение 1), где определения этих понятий поставлены рядом;
  • сравнение – осуществить в устной фронтальной беседе с учащимися.

ВЫВОДЫ:

  • информатизация – более широкое понятие, чем компьютеризация;
  • компьютеризация – базовая техническая составляющая информатизации;
  • информатизация – служит основой создания информационного общества, в котором главную роль играют интеллект и знания.

IV. Закрепление

Закрепление предлагаю провести устно по вопросам, завершающим презентацию (приложение 1).

  • Неизбежны ли информационные революции?
  • Как вы представляете информационное общество?
  • В чём отличие процессов компьютеризации и информатизации?

V. Итог урока

Домашнее задание

Учебник Н.В. Макаровой, Информатика и ИКТ, 11 класс. 2006г. – с. 7 – 16, ответить устно на задания №3 и №4 на с. 15, вопрос №8 с.16.

Оценки за урок могут получить (как минимум) 10-12 учащихся.