Урок информатики в 10-м классе "История появления и развития вычислительной техники"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Формирование общеучебных навыков работы с информацией.
  2. Ознакомление с основными этапами появления и развития вычислительной техники.
  3. Контроль уровня усвоения пройденного материала учениками.

Задачи урока:

1. Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание информационной культуры.

2. Учебные:

  • рассмотрение основных этапов появления и развития вычислительной техники;
  • ознакомление с основными предпосылками появления вычислительных машин;
  • ознакомление с учеными и их изобретениями.

3. Развивающие:

  • развитие внимания, логического мышления;
  • расширение кругозора.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал с кратким конспектом урока.
  2. Электронная презентация.
  3. Портреты ученых и изобретателей.
  4. Одна ПЭВМ с ОС Windows-2000 или Windows-XP.
  5. Проектор и экран для проекции.

На доске записаны эпиграфы урока:

  1. «Лучший пророк для будущего – прошлое».
    Байрон.
  2. «Великие люди – это оглавление книги будущего человечества».
    Ф. Геббель.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Новый материал: история появления и развития ЭВМ. Этапы и характеристики этапов.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Приветствие учащихся.

- Итоги практической работы «Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметика в двоичной и восьмеричной системах отсчета».

2. Новый материал: история появления и развития ЭВМ. Этапы и характеристики этапов.

-Более 60 лет (2007-1946 = 61) прошло с тех пор, как появилась первая ЭВМ. За этот короткий для развития общества период сменилось несколько поколений ЭВМ, а первые ЭВМ – являются музейной редкостью. Чтобы показать стремительный рост в развитии вычислительной техники, мне хотелось бы привести такой пример:

«… Если бы самолетостроение развивалось такими же темпами, как и вычислительная техника в последние 35 лет, то Боинг-767 стоил бы 500$ и мог бы облететь вокруг земного шара за 20 минут, потратив на это всего около 19 л топлива.»

(Использование электронной презентации «От абака до ноутбука» - Приложение 1)

3. Закрепление изученного материала.

- Повторим основные устройства и приспособления для счета, даты и имена в развитии вычислительной техники.

I задание. Назовите представленные приспособления для счета ручного этапа развития вычислительной техники.

Ответ:

  1. Саламинская доска.
  2. Серобян.
  3. Суан – пан.
  4. Палочки Непера.
  5. Русские счеты.

II. Задание. Перед вами таблица. Соотнесите даты и устройства, а также назовите, кто являлся изобретателем данного устройства.

1. 1624 г. А. «Ступенчатый вычислитель».
2. 1642 г. Б. Перфокарта.
3. 1673 г. В. Разностная машина.
4. 1804 г. Г. «Часы для счета».
5. 1820 г. Д. «Паскалина».
6. 1822 г. Е. Арифмометр.
7. 1880 г. Ж. Механический калькулятор

Ответ:

  • 1-Г: 1624 г. - «Часы для счета», Вильгельм Шиккард.
  • 2-Д: 1642 г. - «Паскалина», Блез Паскаль.
  • 3-А: 1673 г. - «Ступенчатый вычислитель», Готфрид Вильгельм Лейбниц.
  • 4-Б: 1804 г. – Перфокарта, Мари Жозеф Жаккар.
  • 5-Ж: 1820 г. - Механический калькулятор, Чарльз Ксавьер Томас.
  • 6-В: 1822 г. - Разностная машина, Чарльз Бэббидж.
  • 7-Е: 1880 г. – Арифмометр, Вильгодт Теофилович Однер.

4. Домашнее задание.

Подготовить буклет о каком-либо счетном устройстве или ученом-изобретателе счетных машин (Пример - Приложение 2)

Заполнить таблицу:

Год изобретения Устройство Изобретатель Возможности устройства
       
       

5. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. От абака до компьютера. Изд.2-е испр. и доп. М.: Знание,1981 г.
  2. Знакомьтесь: компьютер. Пер. с англ. М.: Мир, 1989 г.
  3. http://upm.ipschool.spb.ru/informat/uchebnik - электронный учебник информатики Соловьёвой Людмилы Фёдоровны, материалы к электронной презентации урока.