Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок природоведения. "Вода. Основные свойства воды"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Задачи.

  1. Продолжить расширение и углубление представлений учащихся о неживой природе на основе изучения сведений о воде, ее роли в природе, в жизни людей.
  2. В процессе опытов и практических работ установить основные свойства воды, показать значение воды; объяснить значение чистой воды, причины ее загрязнения и способы очистки; обратить внимание детей на меры охраны водоемов от загрязнения; формировать экономное отношение к расходу воды.

Средства обучения.

  • Таблицы, картины с изображением разных источников воды и способов ее использования;
  • Таблицы по охране природы, иллюстрирующие загрязнение воды и ее очистку;
  • Фотографии или репродукции картин, показывающие красоту моря и реки, водопада и родника;
  • Презентация в программе Power Point. [Приложение 1].

Опорные точки урока

  • Вода есть на поверхности земли и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке – вода есть везде.
  • Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет вся жизнь.
  • Дождь — это потоки воды из облаков и туч.
  • Снег, лед, иней — это вода в особом состоянии при низкой температуре.
  • Пар – это вода в особом состоянии при высокой температуре.
  • Значение чистой воды для неживой и живой природы.
  • Загрязнение воды в результате неразумного ее использования.
  • Необходимость очистки воды от различных загрязнений.
  • Бережное отношение к воде — охрана природы.
  • Красота воды в природе и в искусстве.

Методы и приемы

  • Рассказ о воде в природе, распространении и использовании ее в труде и жизни людей.
  • Беседа о загрязнении воды вредными веществами, о работе очистных сооружений.
  • Итоговая беседа о бережном отношении к воде — проявление заботы об охране природы, способы экономного расхода воды, о красоте воды.

Контроль знаний

  • Можно ли прожить без воды в течение одного дня?
  • Где в природе можно встретить воду?
  • Почему становится грязной вода рек и озер?
  • Что происходят с растениями, если долго не идут дожди?
  • Как надо экономить воду?

Оборудование

Для учителя:

  • Стаканы чистые - 2 шт.
  • Стакан с мутной водой
  • Фильтр
  • Воронка
  • Стакан с молоком
  • Спиртовка
  • Спички
  • Треножник
  • Блюдце с водой
  • Плакаты, картины о воде
  • Схемы, рисунки
  • Выставка книг
  • Глобус

Для учащихся:

  • Учебник
  • Тетради по природоведению
  • Календарь природы
  • 2 стакана с водой
  • Ложка
  • Соль
  • Сахар
  • Пипетка
  • Стекло

Ход урока

1. Орг. момент. Постановка целей и задач.

Учитель: Здравствуйте. Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Тогда отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

- Правильно, это вода.

Ни умыться, не напиться
Без воды
Листику не распуститься
Без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой и не случайно большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. (слайд 2)

Вода – одно из первых природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, и которое на всем ее протяжении становится незаметным и незаменимым спутником человека.

Человек начинает свой день, прогоняя остатки сна под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, вдыхает ее вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как одним из наиболее удобных и эстетических путей передвижения. (слайд3, 4) И вода становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу же возникает масса неудобств потому, что вода у нас используется где? (Ответы детей)

- А знаете ли вы, что. (слайд 5)

- Какие виды осадков бывают в природе? (слайд 6, 7)

- Молодцы! А теперь откройте учебники. Читаем до практической работы.

2. Работа по учебнику (1 учащийся читает)

3. Вопросы.

- Имеются ли в нашем районе водные источники? В каком состоянии они находятся?

- Чиста ли вода в них?

- Можно ли ее использовать для питья?

- Какие предприятия загрязняют нашу воду?

- Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках и озерах была чистая?

4. Практическая работа

Сегодня вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды.

Опыт 1. (проводит учитель, можно взять в помощники учащегося)

(На столе 1 стакан пустой, 1 стакан с водой, детское ведерко, бутылка)

  • Берем стакан с водой. Переливаем его в пустой стакан.
  • Переливаем в детское ведерко.
  • Переливаем в бутылку.

- Что произошло? Почему?

Вывод. Вода принимает форму сосуда. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму предмета, в который налита. (слайд 8)

Опыт 2. (проводит учитель)

(Мутная вода в стакане, воронка, бумажный фильтр, чистый стакан)

- Что произошло с водой? Какая она стала?

Вывод. Так можно очистить от мути воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка — бумажный фильтр. (слайд 9)

- Можно использовать и такое сооружение для очистки воды. [Рисунок 1].

- Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Не случайно в родниках всегда вода чистая, прозрачная. Люди давно заметили свойство песка очищать воду от разных примесей и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

- А вот на больших предприятиях используют огромные очистные сооружения, т. к. им требуется очень много воды.

- Можно ли в домашних условиях использовать фильтры? («Родничок»)

Опыт 3. (проводит дети под руководством учи