Метод проектов в обучении предмета "Технология". Программа для 5-го класса (мальчики)

Разделы: Технология


Цель учебного предмета “Технология”.

Главная цель образовательной области “Технология” — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи учебного предмета “Технология”.

В процессе преподавания предмета “Технология” должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области “Технология”.

Выпускники должны знать (письменно или устно охарактеризовать, объяснять на примерах):

  • роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
  • принципы работы, назначение и устройство основных технологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;
  • традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;
  • способы передачи, использования и экономии электрической энергии;
  • возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;
  • роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
  • основные понятия, термины графики, правила выполнения чертежей в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;
  • основные элементы предпринимательской деятельности (бизнес-план, менеджмент, маркетинг);
  • требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей.

Выпускники должны уметь:

  • рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
  • выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
  • читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
  • составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;
  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
  • собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
  • находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
  • выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
  • управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;
  • выполнять простые строительно-отделочные и санитарно-технические работы;
  • осуществлять анализ экономической деятельности (производственной и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу.

Новым в преподавании “Технологии” по сравнению с трудовым обучением является направленность:

  • на развитие творческой, инициативной, самостоятельной и предприимчивой личности учащихся;
  • на формирование у школьников основ проектной, технологической культуры, культуры общения, труда, дома;
  • на овладение ими основами экономики и предпринимательства, умениями рационально вести домашнее хозяйство.

Концепция образовательной области “Технология” предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технологические задачи.

Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с “непослушными инструментами” и “неподатливыми материалами”, “умными конструкциями”, “технологическими системами” и др. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

В основу написания данной программы легли:

- Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4, 5-11 классы. – М.: Просвещение, 1997.

- Технология: Программа. 5-8 классы. – М.: Вентана-Граф. 2005. Сасова И.А., Марченко А.В.

Данная программа, являющаяся комбинированной, предполагает (как и программа под ред. Сасовой), что каждый ученик в течение всего периода обучения “Технологии” выполняет более 1 проекта в год. Это является существенным отличием от программы под ред. Хотунцева, которая предписывает выполнение по 1 проекту в конце каждого учебного года.

При изучении всех разделов Программы следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.

ПРОГРАММА

5 класс

1. Технология обработки древесины [ 22 ч].

Вводное занятие (2 ч).

Содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”. Школьные учебные мастерские – правила внутреннего распорядка в мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 5 класса в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между учащимися. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Правила безопасности труда.

Сведения по материаловедению (2 ч).

Общие сведения о древесине. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды древесины и пиломатериалов.

Лабораторно-практическая работа: Определение пород древесины и ее пороков. Виды пиломатериалов.

Элементы графической грамоты (1 ч).

Понятие о техническом рисунке, эскизе и чертеже детали. Главный вид, виды слева и сверху. Нанесение размеров. Правила чтения чертежа детали. Понятие об инструкционно-технологической карте.

Разметка, строгание и пиление (4 ч).

Столярный или комбинированный верстак, его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки с помощью шаблонов, линейки, угольника и рейсмуса.

Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.

Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления.

Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении.

Приемы строгания, поперечного и продольного пиления. Правила безопасной работы при ручной обработке древесины.

Выполнение упражнений по отработке операций обработки древесины: разметка заготовки, строгание и пиление.

Профессии, связанные с обработкой древесины (столяр, плотник).

Сверление отверстий (2 ч).

Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приёмы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.

Выполнение упражнений по отработке операции сверления.

Отделка деталей и их подготовка к сборке (3 ч).

Приёмы зачистки и полирования поверхностей деталей с помощью напильника с грубой насечкой, с применением шлифовальной шкурки. Контроль шероховатости поверхностей сравнением с образцами или эталонами. Правила безопасности труда при выполнении отделочных операций.

Сборка и отделка изделия (4 ч).

Сборочный чертеж. Правила чтения сборочных чертежей. Способы соединения деталей из древесины (на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах, клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.

Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания.

Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами.

Выпиливание лобзиком (4 ч).

Устройство лобзика. Приспособление “ласточкин хвост” для работы лобзиком. Приёмы работы по выпиливанию лобзиком.

Выпиливание лобзиком.

1. Элементы машиноведения [4 ч].

Сведения по истории развития техники.

Понятие об изделии и детали (2 ч).

Машина и ее роль в техническом прогрессе. Технические достижения древнего мира, осуществленные с помощью машин (египетские пирамиды, дворцы Вавилона и т. д.). Великие изобретения (паровая машина, электрический генератор, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, металлообрабатывающие и другие станки, радио, телевидение, вычислительная машина и др.) и технический прогресс.

Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям: энергетические, технологические, транспортные, математические и кибернетические. Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины.

Типовые детали машин (валы, оси, крепежные детали и др.). Винтовой механизм, его устройство и назначение. Конструктивные элементы деталей (отверстия, фаски, вырезы и др.).

Устройство и управление сверлильным станком (2 ч)

Общее устройство и принцип действия сверлильного станка. Кинематическая схема станка; органы управления станком. Правила безопасности при подготовке и во время работы на сверлильном станке.

Лабораторно-практическая работа: Устройство сверлильного станка.

2. Основы проектирования [10 ч].

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Определение потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя. Набор первоначальных идей. Изображение в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Планирование изготовления изделия. Разработка простейшей технологической карты. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовленного изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником.

Технология обработки металла [6 ч].

Общие сведения о металлах (2 ч).

Общие сведения о металлах. Оборудование, инструменты и приспособления для работы с металлом. Устройство слесарного и комбинированного верстаков. Правила безопасной работы при ручной обработке металла.

Изучение конструкции и технологии изготовления изделия, разметка заготовки (1 ч).

Содержание чертежа детали из тонколистового металла; выбор изображения (видов), простановка размеров, правила оформления чертежа. Последовательность составления эскиза. Чтение чертежа: определение по чертежу формы элементов, их размеров и местоположения на детали.

Экономия материальных и трудовых затрат. Бережное отношение к оборудованию и материалам. Экономное расходование материала при разметке.

Резка, правка и гибка тонкой листовой стали (3 ч).

Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий.

Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка). Инструменты, применяемые, для правки, гибки и резки тонколистового металла. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Назначение и устройство приспособлений для гибки (оправки, шаблона, универсального гибочного). Особенности технологии гибки тонколистового металла. Правила безопасной работы при резке и гибки металла.

Упражнения по обработке умений и навыков обработки тонколистового металла, разметке заготовок, резании и опиливании.

3. Информационные технологии [2 ч].

Использование компьютера при выполнении проектов. Моделирование с помощью программ компьютерного проектирования (графических программ). Выполнение упражнения по моделированию объекта (например, создание рисунка обоев).

4. Культура дома [4 ч].

Характеристика основных функциональных зон в жилых помещениях. Интерьер жилых помещений. Разработка одного из проекта по усовершенствованию планирования жилья (планирование интерьера кухни), его оформлению, снижению физических затрат при выполнении домашних работ, изготовлению кухонной утвари, элементов декоративного оформления кухни, изготовлению изделий из природных материалов и др.

Правила поведения за столом.

Семейные праздники. Поздравительные открытки. Изготовление сувенира.

5. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства (2 ч).

Цели и значение домашней экономики. Правила ведения домашнего хозяйства, основные виды бытовых домашних работ. Распределение обязанностей в семье. Назначение основных видов современной бытовой техники.

Прожиточный минимум и потребительская корзина. Потребность в планировании бюджета семьи. Составление семейного бюджета, источники его доходной и расходной частей. Постоянные и переменные расходы. Непредвиденные расходы. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и их защита.

Роль членов семьи в формировании семейного бюджета. Личный бюджет школьника. Анализ полученных результатов по разработке выполняемого проекта. Самооценка учащимся проекта.

6. Проект [18 ч].

Понятие о проекте. Виды проектов. Основные этапы проектирования.

Этапы выполнения проекта:

  • выявление потребности семьи или потребительского спроса;
  • выбор объекта проектирования;
  • оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;
  • разработка эскизного варианта изделия;
  • изготовление образца, изготовление чертежей (или эскизов) изделия в целом и его деталей;
  • определение его примерной “цены”;
  • реализация продукции (дарение, использование в личных целях, продажа и т. п.).

Примерный перечень проектов:

  1. Флюгер.
  2. Лопатка для переворачивания пищи.
  3. Подставка для ручек, карандашей и бумаги.
  4. Панно для украшения комнаты.
  5. Игрушки-сувениры для ребенка.
  6. Пенал будущего для ученика настоящего.
  7. Детская лопатка.
  8. Разделочные доски.
  9. Кормушки для птиц, скворечники.
  10. Лоток для мела или инструментов.
  11. Изделия из проволоки, различные головоломки.
  12. Инструменты для дерево- и металлообработки (иглы, чертилки, заклепки, киянки).
  13. Ящик для рассады.
  14. Различные подставки (под яйцо, для сверл).

Данная программа (немного расширенная и с календарно-тематическим планированием (см. <Приложение 1>)) использовалась автором для аттестации на высшую квалификационную категорию.

Список использованной литературы.

  1. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1-4, 5-11 классы. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Технология: Программа. 5 – 8 классы. – М.: Вентана-Граф. 2005. Сасова И.А., Марченко А.В.
  3. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. Под редакцией И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф. 2003.
  4. Программно-методические материалы: Технология. 5 – 11 классы. Сост. А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Технология: Сборник творческих проектов учащихся. Авт.-сост. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф. 2005.