Цикл занятий по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


  1. Обобщить знания о флоре и фауне Алтайского края; углубить представления детей о женском костюме; совершенствовать умение составлять рассказ о предметах домашнего быта; закрепить знание русских пословиц и поговорок.
  2. Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивость внимания, зрительное восприятие; обогащать активный словарь детей.
  3. Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду.

Словарь: гостевать, кокошник, ухват, чугунок, прялка, туесок.

Наглядные пособия:

  • сундук с женской одеждой (сарафаном, рубашкой, кокошником, платком);
  • карточки для игры “Кто лишний?”;
  • предметы быта (ухват, корзинка, чугунок, прялка, солонка, лапоть);
  • иллюстрации грибов;
  • кассета с записью русской народной песни.

Оформление: занятие проводится в “русской избе”. Интерьер – печка, стол с лавками, окно с занавесками. В углу – сундук. На полу – половики. В красном углу – икона.

Ход занятия

Дети стайкой входят в зал, в руках держат колоски пшеницы связанные ленточкой и поют русскую народную песню “Мы вам рады”, после исполнения дарят снопики гостям.

Хозяюшка.

Дорогих гостей встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном с белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Ведущий. Читает стихотворение Л Дайнеко под музыку

У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете,
Есть Родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой березки,
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.

У каждого на свете есть Родина своя.

Дети читают стихотворение М.Юдалевича “Алтай”.

1 реб.

Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
Вам геолог расскажет,
Геолог расскажет про золото.
От забытых веков,
С незапамятных пор
Это край золотых,
Край невиданной щедрости гор.

2 реб.

Что такое Алтай?
Вы спросите теперь зверолова,
И услышите – золото,
То же услышите слово –
Это лисы и выдры,
Горностаи и соболя,
Это мягкое золото,
То, что таежная дарит земля.

3 реб.

Что такое Алтай?
Вы спросите о том чабана.
- Это золото, – скажет он, -
Край золотого руна.

4 реб.

Хлебороба спросите –
Комбайнера и тракториста.
- Это золото, – скажут, -
Да золото во поле чистом.
Посмотрите вокруг – без краев, без границ
Золотой океан кулундинских пшениц.

Песня “Алтай” (исполняют дети)

Вед. Сегодня наш рассказ об Алтае . 70 лет тому назад образовался Алтайский край.

Алтай велик и огромен. Но что, же означает слово Алтай? Дети хотите послушать легенду о том, почему наш край назвали Алтайским?

Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..

Много лет прошло с тех пор.

Что же означает слово Алтай? (ответы детей). Правильно, золото – это богатство. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

Это макет нашего края. (Рассматривание и беседа по макету)

Давайте подойдем к макету и посмотрим, чем же богат наш край.

Когда говоришь “Алтай” – то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озера, быстрые реки.

Наш макет разного цвета.

Как вы думаете, что означает каждый цвет? (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки).

В нашем крае очень много городов, сел, деревень. Какие из них вы знаете?

Почему этот город на макете обозначен звездочкой? (это главный город края, столица)

Как называется столица Алтайского края? (Барнаул). Знаете, почему он так называется? А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – “Волчье озеро”. А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? (в этих местах водилось много волков)

Что означают синие ленточки на макете? (реки) Кто знает, какая в них водится рыба?

А еще в них водится ценная рыба: семга, таймень, хариус, стерлядь.

Что означает желтый цвет на макете? (степи) В Алтайском крае много степей. В нашем районе их называют Кулундинскими степями. Их название произошло от слова кулун – жеребенок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.

Ребята, а как вы думаете, что означает вот эта маленькая звездочка. Я вам подскажу, на макете Алтайского края мы отметили то место, где мы с вами живем.

Где же мы с вами живем? (в городе)

Как он называется? (Славгород).

Да, у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая родина – город, улица, дом, где он родился. Наша маленькая родина называется Славгород.

Ах, Славгород, Славгород,
Отчизна моя!
Ты – родина мне,
Ты – родная земля.
Я здесь родилась,
Здесь я живу,
Ты принял меня,
И тебя я люблю. (И.Фролов)

Дети исполняют песню “Славгородский вальс”

Ведущий

Ребята, мы посмотрели какой наш край богатый – все это природные богатства. Но самое большое богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный. Почему мы говорим про Алтайский край – многонациональный? (ответы детей) В нем проживают украинцы, немцы, казахи, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.

Я предлагаю вам сейчас окунуться в прошлое и познакомиться с некоторыми традициями русского населения на Алтае.

Выходит хозяйка.

Дети, я расскажу вам немного об истории строительства домов на Алтае. Кто знает, как раньше называли дом? Назывались они избами. В старину на Алтае строили избы только из дерева, прочно, основательно. Тут нужен был особый талант, опыт и мастерство (показ фото). Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как все талантливо придумано и хитро сделано.

А теперь, гости дорогие добро пожаловать в мою избу, в горницу светлую. Рассаживайтесь милые детушки поудобнее – посидим, о том о сем поговорим. Много у нас гостей – много и новостей.

Стук в дверь.

Хозяйка. Вот и еще кто-то к нам идет. Заходи, гость дорогой! (Входит Лесовичек.)

Лесовичек. Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я Лесовичек. Живу в лесу. А сегодня пришел к вам в гости.

Хозяйка. Проходи, Лесовичек. Посмотри, как я живу, какая у меня изба добротная.

Еще издавна люди так про свой дом говорили:

Домом жить – не лукошко шить!
Домом жить – не развеся уши ходить!
Домом жить – обо всем тужить!
Дом вести – не лапти плести!

Ведущая.

Славен наш Алтай лесами,
Славен удалью речной,
Песней славится, стихами
И частушкой озорной.

Хозяйка.

Спойте, дети, для хозяйки,
Наши алтайские частушки.

На Алтае мы живем,
Вкусны шанежки печем.
И частушек много знаем,
Все сейчас для вас споем.

Яровое, Яровое,
Ой, соленая вода.
Кто купался в Яровое
Не забудет никогда.

Яровое, Яровое,
Кто тебя пересолил?
Буду очень я доволен,
Если вас повеселил.

По Оби-реке широкой
Лодка с парусом плывет.
У миленка нос курносый,
Аж до неба достает.

Я на наши Сикачи
Ходила умывалася.
Каб не наши Сикачи –
Куда бы я девалася

Хозяйка. Ну, что повеселили тебя наши ребята.

Лесовичек. Молодцы ребята. В моем лесу тоже жить хорошо

Хозяйка. Давай, Лесовичек, посмотрим, чей дом лучше – твой или мой. Вот я первой и начну. В доме моем главные хозяева люди. Вот я тебе сейчас сундук покажу, в котором хозяйка свою одежду хранила. (Открывает сундук.) Всё тебе покажу и вместе с ребятами расскажу, что носили женщины в давние времена. (Достает из сундука одежду и дополняет рассказы детей о каждой вещи.) Русский костюм имеет свободный прямой крой и отличается многослойностью. Сначала надевалась длинная рубаха с рукавами. Ее обязательно украшали тесьмой, лентами или вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан на лямках. Вот этот праздничный сарафан. Он сшит из дорогой бархатной ткани и украшен тесьмой и блестками. А на каждый день шили простые сарафаны из ситца или холстины. Поверх сарафана надевалась коротёна – короткая распашная одежда на лямках. Непременной частью русского наряда был передник, который мастерицы тоже украшали вышивкой или аппликацией. На голову хозяйки надевали кокошник (от слова “кокоша” – курица). А почему кокошник так назвали? Если девочки и девушки могли носить волосы, заплетенные в одну косу, и ее кокошник оставлял часть волос открытыми, то замужние женщины должны были покрывать голову даже дома, а волосы заплетать в две косы. Кокошники шили из дорогих парчовых или бархатных тканей, расшивали узорами из жемчуга и бусин. Жемчужные шишки символизировали плодородие. А узор, напоминающий птицу, служил пожеланием благоденствия. Сверху кокошник покрывали платком. В таких красивых нарядах люди водили хороводы.

Русский народный танец.

Лесовичек. Да хороши наряды у твоей хозяйки. Но мой дом, тоже прекрасен. В твоем дому только люди живут. А в моем доме столько зверей! Вот попробуйте сами узнать жителей алтайских лесов и полей.

Проводится игра “Кто лишний?”. На фланелеграф выкладываются карты с изображениями трех животных. Дети называют лишнее животное. Почему назвали это животное?

А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: Из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безумие.

Как вы думаете, что они придумали? (Правильно, они создали Красную Книгу).

Почему именно Красную? (это цвет надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи природу)

Каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих)

В нашем Алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (Показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь)

Ребята, вы узнаете этих животных? (дети называют животных)

Хозяйка. А у меня волшебный закуток есть. В нем спрятаны вещи, которые своими руками люди сделали, чтобы облегчить свою жизнь. -А кто из вас знает, что такое закуток? (Угол за печкой, где хозяйка хранила свою утварь) Ну-ка, ребятишки! Кто из вас смелый? Кто нам расскажет, для чего нужны эти вещи?Дети по очереди достают из закутка предметы домашнего обихода, называют их и рассказывают, для чего они служат (ухват, чугунок, прялка, туесок, корзинка и т.д.).

Лесовичек. А мой дом всех кормит. Дам я вам заданье трудное: угадайте, про какие растения я загадаю вам загадки:

Растет зеленая,
Поспеет черная,
Помогает от болезней
И для зрения полезна. (Черника)

Красненька матрешка
Беленько сердечко. (малина)

На лесной поляне
Красуется Татьяна
Алый сарафан,
Белые крапинки (земляника)

Сидит на палочке В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито (Шиповник)

- А что кроме ягод можно в лесу собирать? (грибы, лекарственные травы)

- Да, еще каждый год лес дарит нам грибы. Какие вы знаете грибы? Посмотрите, вот они. (Дети называют грибы по картинкам.)

- Назовите лекарственные травы.

Хозяйка. Но в моей избе тоже живет красота, не простая, а рукотворная. Каждую вещь мои хозяева старались украсить. (Рассматривают изделия народных мастеров). Днем люди работали, а вечерами песни пели да в игры играли.

Русская народная игра.

Хозяюшка. Тот, кто умеет трудиться, нигде не пропадет. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде. (Ответы детей).

Лесовичек. У тебя в дому, Хозяюшка, красота рукотворная, а у меня в лесу природой созданная. Столько разных деревьев растет. Назовите деревья, которые растут в лесах Алтайского края.

Лесовичек. Действительно ребята ловкие, быстрые, умные. Так много знают об Алтайском крае. А у меня…

Хозяюшка. Да что мы с тобой, Лесовичек, спорим? Давай у ребят спросим, чей дом лучше? Ребята рассудите наш спор.

Ребенок. Да, что вы спорите друзья, ведь все мы живем в Алтайском крае, а наш край самый лучший, потому, что мы здесь родились, живем – это наша малая родина

Ведущая. Я хочу пожелать всем вам сибирского здоровья, благополучия, достатка, пусть ваша душа остается такой же широкой и щедрой, как наши бескрайние поля

Лесовичек Мне пора прощаться с вами, друзья.

Хозяйка Дорогой, Лесовичек! По русскому обычаю гостеприимства дорогих гостей угощали чаем с пирогами. Недаром гласит пословица “Не красна изба углами, а красна пирогами”. Проходите гости дорогие, за столы. Угощение готово: чай да пироги. Пироги румяные, красивые, аппетитные. Дети вместе с гостями пьют чай.

Тема: “Знай и люби родную природу”

Цели: знакомить с растениями и животными Алтайского края; воспитывать интерес к природе, желание больше узнать об особенностях природы родного края; развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Материал: зал оформлен как лесная полянка, маршрут; кора деревьев, шишки, желуди, веточки; костюмы белочки, медведя, зайца; карточки для игры “Кто лишний?”; иллюстрации животных занесенных в Красную книгу; эмблемы с изображением птиц: кормушка, корм для птиц: семечки, крошки, рябина, пшено.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение под музыку:

Ходит солнышко по кругу,

Спит в лесу лосиха.
Мы идем с тобой по лугу
Тихо, очень тихо.
Мы походим по опушке,
Мы найдем тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно, вросшем в землю, -
Осторожно, осторожно! -
Ящерица дремлет.
И о чем поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем все на свете
Посиди, послушай.

Скажите, что вы представили, слушая это стихотворение? (Ответы детей)

Ребята, все, что вы представили, можно сказать про наш край.

А как называется край, в котором мы живем? (Ответы детей) Сегодня мы поговорим о чудесах природы нашего Алтайского края, и о его жителях.

Стук в дверь. Появляется почтальон Печкин:

Здравствуйте, это детский сад? (Ответы детей) Как называется ваш детский сад? (Ответы детей) Вам письмо, только я вам его не отдам, вы еще маленькие.

Воспитатель:

А можно мне получить это письмо? Печкин:

А вы кто? Воспитатель:

Я воспитатель.

Печкин:

Хорошо, получите, распишитесь. Воспитатель:

Ребята, это письмо от старичка – Лесовичка. (Педагог распечатывает письмо, читает) Он приглашает нас в гости в лес. А вот и маршрут он нам прислал. Вы хотите поехать в лес?

Тогда я предлагаю отправиться в лес на лошадях. (Выбирают лошадок – двух мальчиков, остальные в санях – парами становятся друг за другом, под музыку бегут по залу к первой остановке)

Воспитатель:

А вот и первая остановка Лесные богатыри”.

Кого мы называем лесными богатырями? (Ответы детей)

Что такое лес? (Ответы детей)

Представьте себе, что нас заколдовал злой волшебник и превратил всех в деревья, а чтобы расколдоваться, надо назвать какое ты дерево, растущее в лесах Алтайского края. (Дети называют дерево, и садятся на ковер – волшебный снег)

“Лес – наше богатство” – почему так говорят? (Ответы детей)

Задание от Лесовичка:

Как отличить деревья зимой в лесу? (По коре)

Для чего служит кора? (Ответы детей)

Определите, с каких деревьев кора, шишки, веточки, желуди.

Вторая остановка “Следы на снегу”.

Как лесные звери приспособились к зиме? (Рассказы детей одетых в костюмы белочки, медведя, зайца)

Задание от Лесовичка:

Ночью в лесу выпал снег, на полянке были гости, надо определить, кто оставил следы.

Игра “Следопыт”. (Следы зайца, лисы, лося, мыши, сороки)

Почему говорят, что медведь “сосет” лапу, когда спит?(Ответы)

А что больше всего любит медведь? (Ответы)

Какую пользу приносят волки лесу?(Ответы)

Каких зайцев называют листопадничками? (Ответы)

Какие животные еще живут у нас в Алтайском крае? (Ответы)

Проводится игра “Кто лишний?”. На фланелеграф выкладываются карты с изображениями трех животных. Дети закрывают цветной карточкой лишнее животное, оставляя только животных, живущих в алтайских лесах. (Примеры карт: лось – лиса – антилопа, медведь – волк– лев, белка – заяц – слон, рысь – тигр – норка и т.д.). Почему закрыл это животное?

А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: Из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безумие.

Как вы думаете, что они придумали? (Правильно, они создали Красную Книгу).

Почему именно Красную? (это цвет надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи природу)

Каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих)

В нашем Алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (Показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь)

Ребята, вы узнаете этих животных? (дети называют животных)

Третья остановка “Птичий базар”.

Кто не высиживает птенцов?

Кто вьет гнезда под крышей дома?

Хищная, днем спит, ночью охотится?

Какую птицу называют доктором леса?

Какую птицу называют болтушкой?

Ребята, в лесу переполох. Птицы забыли, кому лететь в теплые края, а кому оставаться на зимовку. Я сейчас взмахну волшебной палочкой и превращу вас в птиц.

Проводится игра “Зимующие и перелетные птицы”. (Дети стайкой бегают по залу, под музыку у каждого эмблема с изображением птицы, как только музыка перестала играть, перелетные птицы летят к солнышку, зимующие – к снежинке) Воспитатель:

Давайте представимся: (Я – ласточка перелетная птица и т.д.)

Что зимним птицам страшнее: голод или холод? (Ответы)

Чем мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы)

Ребята, послушайте стихотворение А.Яшина “Покормите птиц!”

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
И для птиц тепло.
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…

Вешают кормушку на дерево.

Что любят птицы? (На подносе разный корм: семечки, крошки, пшено, рябина. Если мы насыплем в кормушку семечки – кто прилетит? Пшено? Крошки?)

Четвертая остановка “Избушка Лесовичка”

Где ты Старичок – Лесовичок?

Из домика выходит Лесовичок.

Лесовичок:

Ребята, я сидел и слушал внимательно, как вы выполняли мои задания, молодцы, я вижу, что вы многое знаете о моих друзьях лесных и дружите с природой.

А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? (Дети называют правила поведения в лесу) Исполняется “Лесная песенка”

Лесовичок:
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей -
Все, что зовется Родиной твоей!

Ребята, я вам приготовил сюрприз, он у меня в сундучке

Чок-чок-чок, перед вами сундучок,
Весь лесной и расписной.
Скажем дружно: “Раз, два, три,
Ты замочек отопри”.

(Лесовичек открывает сундучок, достает орехи и угощает детей).