"Употребление местоимений"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • определить роль местоимений как средства связи частей текста;
  • повторить разряды местоимений, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание местоимений с предлогами;
  • формирование навыков осмысленного использования местоимений в связной речи;
  • привитие интереса к изучению русского языка при помощи межпредметных связей (с историей и литературой);

Методические приемы: самостоятельная работа учащихся (работа с дополнительной литературой по предмету, с толковым словарем), выполнение творческих заданий (конкурс рисунков на тему “Разряды местоимений”, подбор русских народных пословиц, поговорок, загадок с использованием местоимений);

Оборудование:

  • таблица “Разряды местоимений”;
  • раздаточный материал: перфокарты, карточки с отпечатанным текстом по исправлению стилистических ошибок в использовании местоимений;
  • плакат с графическим изображением кроссворда по теме “Местоимение”;

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим об употреблении местоимений в нашей речи. Какую роль играют местоимения? Часто ли мы их используем? Какие местоимения чаще других употребляются? На эти вопросы мы без труда сможем ответить, если прочитаем книгу “ Занимательно о русском языке.” Авторы этого пособия – В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э. Розенталь. (Сообщение по этой книге о местоимении может подготовить заранее один из учеников. Возможен другой вариант, что сообщение готовит ученик по данному учителем тексту).

II. Сообщение ученика об употреблении местоимений в речи.

“Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов – около 2 с половиной тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.”

III. Работа с текстом. (текст записан на доске.)

Задание. Заменить повторяющееся существительное подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.

В доме у нас жил ёжик, ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик(он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).

Какое слово повторяется чаще других? Какой части речи оно? Как избежать повтора этого слова?

IV. Итак на этом примере мы доказали, что местоимения необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и неоправданное использование местоимений. Чтобы убедиться в этом, послушаем песенку Винни – Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б. Заходером.

(Стихотворение читает один из учеников наизусть).

На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда
И почему и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему;
И что подумали о том,
И если нет, то почему.

Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то “ах”, то “ эх”,
И “так сказать”, и “будь здоров”,
И “ну и ну”, и “просто смех!”

Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил: “И все?”
Ты, говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!

Что вы поняли из этой песенки?

В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым?

Что же забыл (или не знал) Винни-Пух ?

Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.

V. Работа с карточками, на которых отпечатаны предложения с стилистическими ошибками в употреблении местоимений.

  1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
  2. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.
  3. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла.
  4. Гусь среди их был самый старый и степенный.
  5. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки.
  6. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
  7. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Задание: Исправить стилистические неправильные предложения и записать их.

VI. Выборочный диктант.

Задание: Из стихотворения Ю. Коваля “ На яхте” выписать неопределенные местоимения, обозначить изученную орфограмму.

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл,
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал:
“ Скорей возвращайся назад.”

И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

VII. “Школа вежливости”.

А теперь поговорим о местоимениях – “ты” и вежливое “Вы”.

Какое местоимение вы употребите, обращаясь к другу, однокласснику, ровеснику ? А какое в разговоре с пожилым человеком, учителем?

В чем разница при написании местоимений “вы” (речь идет о группе людей) и “Вы” (при обращении к одному человеку)?

Об употреблении местоимений “ты” и вежливого “Вы” с точки зрения норм культуры речи может рассказать заранее подготовленный ученик, используя дополнительную литературу.

Учитель может дополнить сообщение учащегося, рассказав о том, к каким трагическим последствиям может привести грубое обращение на “ты”. (В качестве примера можно прочитать отрывок из книги В.Н. Иванова “Александр Пушкин и его время”, в котором говорится о том, как генерал Бенкендорф обратился к А.А. Дельвигу на “ты”, тем самым не только оскорбил поэта, но эта грубость стала причиной болезни А.А. Дельвига).

VIII. Словарная работа.

Задание: Заменить данные определения сложными словами с местоимением сам.

  1. Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
  2. Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
  3. Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов.
  4. Критика недостатков своей работы.
  5. Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде.
  6. Тот, кто выучился чему – нибудь без специального обучения и руководства.
  7. Неограниченная власть царя.
  8. Грузовая автомашина с механическим опрокидывающимся кузовом.
  9. Аэроплан.

(Скатерть самобранка, самовар, самодеятельность, самокритика, самородок,самоучка, самодержавие, самосвал, самолет.)

IX. Дополнительный материал

К этому уроку ребята могут выполнить различные задания творческого характера, например:

1) Подобрать пословицы и поговорки, в которых употребляются местоимения (“Нет в мире краше Родины нашей”, “Каждому свой край сладок”, “Всякому мила своя страна” и др.)

2) Найти загадки, в которых также использованы местоимения. Можно нарисовать рисунки – отгадки к подобранным загадкам. (Например, “Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит./Ива /).

3) Составить кроссворд по теме “Местоимение”;

Задание. Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи.

1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в родительном падеже. 3. Опреде-лительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно кто.

Этот урок целесообразно проводить после изучения всех разрядов местоимений, повторения правописания местоимений с предлогами. Поэтому в качестве самостоятель-ной работы можно раздать перфокарты, чтобы проверить, как учащиеся усвоили данный материал.

XI. Домашнее задание.

Возможны разные варианты выполнения домашнего задания, исходя из способностей каждого из учеников класса.

  1. Выписать местоимения из стихотворения А.С. Пушкина “Узник”;
  2. Сочинить сказку, в которой бы местоимения выступали в роли главных героев.