Математика в стихах, или Учение с увлечением

Разделы: Математика


Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

В математике встречаются понятия, правила, запоминание которых даже осознанное происходит тяжело. А между тем известно, что одна удачно подобранная фраза, различные мнемонические приёмы позволяют легко запомнить то, что требует усиленной работы памяти. Школьники быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил и определений.

В 7-м классе вводятся понятия “медиана, биссектриса и высота треугольника”, но только биссектрису знает прочно не одно поколение школьников и их родственников. Почему? Всё очень просто! Потому, что “биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”. А нельзя ли придумать что-нибудь аналогичное? И вот появляется “медиана – обезьяна”, “ высота похожа на кота”, которые если ещё и сопроводить забавными картинками с “геометрическими” зверятами, то данные понятия прочно засядут и в головах и в душах детей.

МАТЕМАТИКА В СТИХАХ

МЕДИАНА – обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,

Где находится сейчас.

ВЫСОТА похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону
хвостом.

Вам стишок читаю новый,
Кто запомнит – молодец.
У ОТРЕЗОЧКА любого
Есть начало и конец.

Вдруг на небе из-за серых тёмных туч
Показался долгожданный солнца ЛУЧ,
У которого, открою вам секрет,
Есть начало, а конца, ребята, нет

Всё, что в жизни нашей свято,
Мы не вправе отрицать.
У ПРЯМОЙ же нет, ребята,
Ни начала, ни конца.

У человека два плеча,
А в сутках день да ночка.
УГЛОМ назвали два луча –
С началом в общей точке.

Там, где труд не знает лени,
Хорошо идут дела!

Там, где числа и деленья,
Получается ШКАЛА.
Длина каждого деления –
Единица измерения.

ДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.

Нахождение длины или ширины прямоугольника по его площади можно зарифмовать следующим образом:

Если ищем ШИРИНУ,
Делим площадь на длину.
Хочешь ты найти ДЛИНУ –
Раздели на ширину.

Правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками звучат так:

Правила сложения
Надо детям знать.
Как и умножение –
Выучить, понять.
ЗНАКИ РАЗНЫЕ У ЧИСЕЛ?
Поступаем так:
Модули мы вычитаем,
Большего ставим знак.

ДВА ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ? Мало
Будет заботы о том:
Минус поставим вначале,
Модули сложим потом

Если же правила эти
Будете вы выполнять,
Значит вам обеспечено,
Не сомневайтесь, пять!

Правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками помогут тоже запомнить рифмованные строчки:

Плюс на минус, минус, плюс!
Умноженья не боюсь!
Перемножить модули – это же пустяк.
Самое главное – не забыть про знак.
ПЛЮС НА МИНУС умножая,
Ставим минус не зевая.
ПЛЮС НА ПЛЮС – и плюс в ответе.
Всем пятёрки будут, дети!
МИНУС С МИНУСОМ умножу,
Плюс в ответе будет тоже.
Выучи стихотворенье –
Веселей пойдёт ученье!

Конечно, математика – наука серьёзная, и учить её надо вдумчиво, Но все перечисленные приёмы помогают “учению с увлечением”, а значит, и успеху в учении, без которого обучение становится безрезультатным.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Математика в школе (научно-теоретический и методический журнал).
  2. Математика (приложение к газете “Первое сентября”).
  3. Народное образование (научно-популярный журнал).