Снижение уровня тревожности и повышение учебной мотивации учащихся при обучении химии

Разделы: Химия


Особенностью педагогической деятельности является формирование положительной мотивации к обучению через систему специально организованных самостоятельных работ. При формировании положительной устойчивой мотивации были использованы различные методы и приемы обучения: организация проблемного и исследовательского обучения, различные виды самостоятельных работ, дифференциация, привлечение методики В. М. Монахова.

В данном эксперименте упор делается на организацию ситуации самостоятельного выбора уровня трудности, разработки специальных заданий, ежедневной диагностики, организации групп коррекции. Система открытых контрольных работ.

Умственное развитие учащихся включает в себя наряду с развитием творческого мышления и другие компоненты практической деятельности:

развитие памяти, логического мышления, интеллектуальных навыков и т.п., оно совершенствуется в процессе решения, как творческих задач, так и стандартных. Сочетание простого воспроизведения знаний и творческого решения обуславливает реальную основу воспитания самостоятельности мышления школьников на различных этапах обучения и повышения положительной мотивации. Поэтому так важно выработать у всех учащихся навыки выполнения различных заданий по изучаемой теме.

После того, как закончился этап формирования у учащихся знаний, умений и навыков по теме, необходимо проверить и оценить приобретенные ими знания. Этой цели служат контролирующие письменные самостоятельные работы. Они являются одним из этапов диагностики, роль которой при обучении школьников трудно переоценить.

Диагностику следует проводить на каждом отрезке обучения, диагностируя то содержание, которое считается так или иначе отработанным. По результатам диагностики проектируется процесс на каждом шаге. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, требуется научный подход в организации диагностики.

Педагогическая технология В.М. Монахова помогла мне в организации мониторинга качества обучения учащихся, т.е. в организации непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение каждого ученика от незнания к знанию.

Существенными чертами педагогической технологии В.М. Монахова является диагностичное целеполагание и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала.

Основной объект проектирования в технологии — это учебная тема. Главными параметрами учебного процесса в технологии В.М. Монахова являются целеполагание, логическая структура проекта, диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция. После определения этих параметров учитель составляет технологическую карту по теме, куда заносятся все данные.

Все начинается с целеполагания. В каждой большой теме учитель выделяет микроцели, которые необходимо достичь. В технологической карте они обозначены В1, В2, ... и т.п., тем самым процесс продвижения учащихся по теме и требования к результатам ее усвоения становятся понятными каждому ученику.

Затем учитель в соответствии с отводимым на изучение темы количеством часов продумывает логическую структуру учебного процесса, в которой указывает необходимый путь от постановки цели до ее достижения, которое выявляется в ходе проведения диагностики.

Диагностику (блок Д) учитель составляет по каждой микроцели в соответствии с ее содержанием, дифференцируя сложность заданий по трем уровням: два задания на оценку “удовлетворительно” на уровне базовой подготовки, и еще два — на уровни “хорошо” и “отлично”. Учитель знакомит учащихся с примерными текстами диагностики в начале изучения темы.

Домашние задания учащихся в данной технологии должны гарантировать подготовку их к диагностике. Причем в домашних заданиях должны присутствовать задания всех уровней сложности, что позволяет учащимся не только предвидеть оценку за свои знания по теме, но и иметь право выбора будущей оценки, что полностью соответствует Закону “Об образовании”.

В.М. Монахов одними из основных принципов своей технологии считает безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы ученика и гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса. Дозировка домашних заданий должна отвечать этим принципам. Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции.

Остановлюсь подробно на каждом параметре и посвященному ему блоке технологической карты.

1. Целеполагание. Это переход от понимания учителем стандарта к конструированию системы микроцелей МЦI, МЦ2, т.е. системы ориентиров, задающих границы рабочего поля будущего учебного процесса. Микроцель это ступенька познания и развития учащихся.

Ориентируясь на обязательное требование образовательного стандарта и государственной программы по предмету, опираясь на собственный методический и практический опыт, мы содержание учебной темы переводим на язык целеполагания и представляем в виде некоторой последовательности микроцелей. Это не дозирование учебного или программного материала, а система микроцелей, которые должны быть в проекте будущего учебного процесса и по которым будет далее выстроена дидактическая траектория достижения каждой микроцели. Методическое мастерство учителя проявляется в четком и ясном видении на языке микроцелей требований образовательного стандарта: видение уровня, на который должен быть выведен ученик при реализации данной микроцели.

В традиционной методике мы не обращали достаточного внимания на краткое, четкое и ясное формулирование целей обучения. Обычно речь шла об объеме учебного материала, но не об ином учебном качестве обучаемого при достижении микроцели. Здесь же оба субъекта процесса обучения (и учитель, и ученик) точно знают цели, поэтому вся методическая деятельность учителя делает роль каждого урока в учебной теме более значимой, усиливает ответственность как учителя, так и учащихся за содержание и результативность урока, более точно определяет вклад данного урока в процесс освоения микроцели. У учащихся возникает стойкое желание достичь целей, поставленных перед ними.

Говоря о личностно ориентированной системе обучения, мы здесь делаем первый шаг и получаем три важных результата:

1. Учитель отходит от тематического планирования и “видит” проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей, т.е. системы ориентиров, задающих границы рабочего поля будущего учебного процесса (содержание переводит на язык целей);

2. Для ученика выстаивается четкая и рациональная система требований к его знаниям и умениям.

3. Резко повышается самотивация учащихся и растет их самооценка.

2. Диагностика. Здесь происходит установление технологического механизма, фиксирующего факт достижения микроцели или недостижения микроцели. Другими словами, это перевод содержания образовательного стандарта на язык деятельности учащегося. для каждой микроцели составляется свой образец самостоятельной работы . Вот правила, от которых учитель не должен отходить при составлении блока “диагностика”:

Правило 1. Самостоятельная работа состоит из двух типов заданий: задания на уровне образовательного стандарта, задания на повышенном уровне.

Правило 2. Самостоятельная работа имеет четыре задания: два - на уровне стандарта, два — на повышенном уровне.

Правило 3. Общий вид диагностики:

  • задание на уровне требований образовательного стандарта;
  • задание на уровне требований образовательного стандарта;
  • задание на уровне требований к оценке “хорошо”;
  • задание на уровне требований к оценке “отлично”;

Правило 4. Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся.

Правило 5. Ученик приступает к выполнению заданий в указанной последовательности.

Правило 6. Задание №3 на “хорошо” должно быть более трудным, чем предыдущие задания. Повышение его трудности должно быть связано с содержанием диагностируемой микроцели.

Правило 7. Задание №4 на “отлично” должно быть труднее, чем задание №З.

Содержание первых двух заданий — это перевод образовательного стандарта на язык деятельности. Если ученик правильно (без ошибок) выполнил оба первых задания, то это означает, что его образовательная подготовка соответствует “государственным требованиям федерального стандарта”. Он получает зачет.

Если ошибки в обоих заданиях, то ученик падает в группу “коррекции”. А если одно задание выполнено, но во втором ошибка или нет наоборот? Мы предоставляем каждому ученику шанс: он может рассчитывать на “зачет”. Каким образом? Для этого в ТК имеется блок “Дозирование домашних заданий”, где дан дозированный объем заданий, готовящий ученика к диагностике по данной микроцели. Если данным учеником объем домашних заданий на уровне требований образовательного стандарта выполнен без ошибок, то учитель должен идти ему на встречу и поставить ему “зачет”. Это мощное воспитательное средство, которое срабатывает на весь класс. Резко меняется отношение учащихся к своему учебному труду, оно становится осознанным, т.к. подкрепляется объективным и доверительным отношением учителя. Формируется новая учебная этика. Нет учеников, которые не выполняли бы домашних заданий. Особенностью этих самостоятельных работ является однозначность и простота контроля и оценки успехов учащихся.

В.М. Монахов предлагает простую, не допускающую неоднозначности и двусмысленности систему оценки успехов учащихся, которая позволяет уничтожить ставшую в школе презумпцию виновности ребенка.

Основные преимущества этой системы:

  • реально выполняется принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся;
  • равноправное положение учителя и ученика (заранее объявлены образцы самостоятельных работ);
  • учащиеся конкретно знают требования к их знаниям и умениям:
  • гласно, демократично, открыто (учитель не изменит в последний момент трудности заданий);
  • начинают действовать “нормы”: нагрузки, нормы требований, нормы оценок.

Впервые мы обращаемся к личности ученика с уважением, предоставляем ему право выбора того целевого ориентира “оценки”, который в данный момент соответствует ценностным установкам. Каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или остановиться на этом уровне, или двигаться выше. Ученикам, которые получают “зачет”, в журнал ставится “З”, и это означает, что подготовка ученика удовлетворяет государственным требованиям стандарта, т.е. радикально изменяется суть оценки “З”. Остальные оценки по баллу добавляются к этой базовой. Эта процедура справедлива, не вызывает обид и жалоб родителей и учащихся. Исчезает вопрос: “А почему три?”. И последнее: при анализе результатов проверки первой самостоятельной работы методическое мышление учителя переходит в стадию рефлексии. Учитель видит эффективность и правомочность своих профессиональных действий по цепочке:

Целеполагание —> Диагностика —> Результаты образовательной подготовки класса
Критерии: Соответствие: Соответствие:
Точность, содержания уровня трудности заданий
Диагностируемость, содержанию требованиям образовательного
Правильность микроцели стандарта

Результаты образовательной подготовки класса по каждой микроцели мы отслеживаем через диагностирование.

3. Дозирование домашнего задания.

Практическая цель этого блока — гарантированно подготовить ученика к диагностике. Цель нравственная - впервые ученику предоставляется право выбора будущей оценки в полном соответствии с Законом “Об образовании”. На каждый класс заводится тетрадь, своеобразный журнал, где фиксируется прохождение каждым учеником этапов “дозирования домашнего задания” по каждой микроцели.

Знаком “+” отмечается тот номер, который выполнен верно. Если ученик решал номер, но решил его неверно, то “+” в журнал не ставится, но в тетради оценка за неверно выполненное задание не снижается (а только специальным знаком обозначается это задание). Ученику предоставляется полное право самому выбрать путь прохождения блока “Дозирование домашних заданий”. Единственное требование: задания из блока “стандарт” каждый должен выполнить до урока, на котором будет проводиться диагностика. До начала урока дети интересуются своими результатами, хорошо знают, что необходимо прорешать, чтоб справиться с диагностикой; сравнивают свои успехи с одноклассниками, “тянутся” за лучшими в классе учениками. Воспитательный эффект очевиден.

Что дает учителю данный журнал? 1) Он видит “заявку” на оценку каждым учеником на предстоящей диагностике. (Как правило, заявленная оценка подтверждается); 2) Педагог определяет то задание, которое вызывает затруднение у большинства учащихся, что позволяет ему своевременно провести коррекцию знаний.

Цель познавательская: Как выбрать траекторию движения ученика к микроцели? Можно выбрать короткую, но рискованную траекторию движения к микроцели (риск не пройти диагностику). А можно выбрать и более длинную, но и более вероятно гарантирующую успешность в прохождении диагностики. Учитель находится в постоянном поиске. От верного решения зависит успех (или неуспех) учащихся. Немаловажным является и решение вечного вопроса о перегрузке учащихся. Домашнее задание обязательно включают материал на повторение. Кроме того, домашняя работа часто включает необязательную часть творческого характера (найти другой способ решения, придумать задачу на заданную тему, решить нестандартную задачу и т.п.), что позволяет проявить себя ученикам, заинтересованно изучающим химию.

Итак, мы замкнули в треугольник процесс конструирования трех блоков ТК проекта данной учебной темы. Заполнение этих трех компонентов ТК позволяет параметрически задать зоны ближайшего развития учащихся.

4. Логическая структура.

Чтобы проектировать учебный процесс, во-первых, необходимо знать и руководствоваться “Графической таблицей возрастных динамических качеств личности” (составитель Табарданов Г.А.), во-вторых, знать вид памяти, мышление, умственное воспитание, тип нервной системы учащихся данной возрастной группы, с которой работаешь. Вот теперь приступаем к проектированию логической структуры модели учебного процесса в границах учебной темы. По определенным нами ориентирам МЦI, МЦ2, ... происходит конкретизация рабочего поля, т.е. определяются законы ближайшего развития учащихся.

Учитель, исходя из своего методического опыта, устанавливает норму числа необходимых уроков для каждого развивающегося поля, которых по его профессиональному мнению достаточно для достижения соответствующих микроцелей на заданных уровнях Д1, Д2, д3. т.к. эта работа связана с переструктурированием традиционных учебных тем, то она требует от учителя высокого уровня мастерства и творчества. Система микроцелей на весь учебный год как бы “растворяет” границы между учебными темами. Учитель устанавливает свою авторскую структуру.

5. Коррекция — последний блок технологической карты, который замыкает проектировочный цикл. Этот блок рассчитан на учащихся, которые не получили “зачет” по диагностике. Содержание этого блока — полная прерогатива учителя, т.к. только учитель работает с этой категорией учащихся, и только он несет ответственность за их успехи.

Что заполняется в данном разделе?

I. Возможные затруднения учащихся при освоении учебного материала, относящегося к данной микроцели. Здесь можно пойти двумя путями:

1) Затруднения формируются и перечисляются конкретным списком;

2) учитель приводит систему педагогических мер и средств, использование которых предупреждает затруднения или помогает в их преодолении.

II. Наиболее типичные ошибки, которые допускают учащиеся при освоении конкретной микроцели.

III. Система педагогических средств и мер, выводящая ученика на уровень образовательного стандарта.

Технологическая карта задает новые правила взаимоотношений “ученик — учитель”, которые ни один из субъектов не вправе нарушать. Эта технология гарантирует конечный планируемый результат обучения. Работать по данной технологии комфортно и учителю, и ученику. Главное в проекте — структура и содержание учебно-познавательной деятельности учащегося, а не педагогические воздействия учителя.

Технологическая карта включает 5 понятий и все они взаимосвязаны:

  • содержание микроцели определяет содержание диагностики;
  • содержание диагностики проверяет полноту представления микроцели;
  • содержание диагностики задает содержание, объем, трудность и сложность компонента дозирования домашних заданий;
  • содержание дозирования проверяется как достаточное или недостаточное при проведении диагностики;
  • логическая структура — это единство содержательного, процессуального и мотивационного в проекте учебного процесса;
  • компонент коррекции — это программа деятельности учителя с учениками, не прошедшими диагностику. <Приложение 1>

Вот уже два года мы работаем по технологии В.М.Монахова, которая позволяет, на наш взгляд, полностью реализовать принцип личностно ориентированного обучения и хотим поделиться с вами опытом.

Результаты опроса учащихся и родителей показали, что 80% всех опрошенных одобряют организацию обучения по технологии В.М. Монахова. <Приложение 2>