Урок литературы в 11-м классе "За дьявола тебя молю, Господь" (тема дьявола в мировой литературе)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Исследовать вопрос “Образ дьявола в мировой литературе”, рассматривая произведения XIX-XX вв.
  2. Проследить, как выстраивает свой замысел М. Булгаков, и, исходя из этого, определить главные проблемы “Мастера и Маргариты”, главных героев романа, смысл названия.
  3. Развивать навыки анализа, аналитического чтения произведения, умения определять тему и идею произведения.
  4. Воспитывать принципы добра, милосердия, веры в человека и высшую справедливость.

Ход урока

1. Опрос по домашнему заданию:

История создания романа “Мастер и Маргарита”.

- С какими этапами работы над романом связаны эти даты

(учитель называет даты, учащиеся говорят, с какими событиями они связаны).

1928 г. Начало работы
1930 г. Уничтожен автором написанный материал
1932 г. Роман начат заново
1937 г. Название “Мастер и Маргарита”
1938 г. Шестая редакция
1939 г. Эпилог
1940 г. (13.02) Работал последний раз
1966 г. Первая публикация
1973 г. Вышел полностью

- Менялся замысел романа, появлялись новые темы и идеи, персонажи. Менялось и название романа.

“Серый маг”

“Жонглер с копытом”

“Сатана”

“Черный богослов”

“Копыта инженера”

“Великий канцлер”

И наконец, “Мастер и Маргарита”.

Поиски автором названия выводят нас на то, что персонально главным героем должен быть Воланд. По сути своей он остается главным персонажем и в окончательной редакции. Такое впечатление, что он присутствует на каждой странице, хотя вроде бы его нет там как героя.

– Кто же такой Воланд?

Дьявол, сатана, бес, черт.

И именно его Булгаков делает одним из центральных персонажей. Все крутится вокруг Воланда. В изображении же этого героя Булгаков идет вслед за предшественниками – писателями, которых тоже волновал этот образ.

Итак, сегодня на уроке мы с вами попробуем исследовать вопрос, как рассматривался в мировой литературе образ дьявола, какие задачи и функции на него возлагались, что нового внес в этот образ Булгаков, чьи традиции он продолжал, как этот образ связан с проблемами романа.

Поэтому сегодняшний урок я назвала так: “За Дьявола, тебя молю, Господь”.

– Давайте вспомним, кто из русских и зарубежных писателей обращался к теме дьявола.

Викторина

1. Автор этого произведения почти 700 лет назад совершил странное путешествие: 9 остановок было на его пути, каждая последующая страшнее предыдущей; его встречали гордецы и чревоугодники, развратники и убийцы, мошенники и предатели.

(Данте “Божественная комедия”

2. Герой этого писателя любил гостить у хуторской вдовушки, но очень не любил живопись, особенно свой портрет. Считал его неудачным, а художника грозился наказать. Пакостник был ужасный, особенно в рождественские вечера.

(Н. Гоголь “Ночь перед Рождеством”)

3. Этот роман автор закончил незадолго до смерти, шел к нему всю жизнь через “преступление и наказание, изгоняя “бесов”, восхищаясь “идиотом”.

(Достоевский “Братья Карамазовы”)

4. Автор этого произведения очень популярен в Германии. А само произведение дважды упоминается в романе Булгакова: в самом начале поэтической строкой, и еще раз музыкой Гуно.

(Гете “Фауст”

5. Автор этого произведения противником дьявола делает маленького волшебника. Который и в начале ХХI века продолжает борьбу с вечным злом.

(Д. Ролинг “Гарри Потер”)

6. Этот образ создал поэт, который почти половину своей жизни провел в изгнании среди Кавказских гор, где и поселил своего героя.

(М. Лермонтов “Демон”)

7. С этим героем, которого так жестоко обманул один поповский работник, мы познакомились еще в детском саду.

(А. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)

– Мы вспомнили, кто из писателей затрагивал эту тему.

А теперь посмотрим, как изображали дьявола эти авторы.

Учащиеся зачитывают отрывки из произведений:

1. Данте “Божественная комедия”. Песнь 34.

2. А.С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”.

3. Н. Гоголь “Ночь перед Рождеством”. Глава 1.

4. Ф. Достоевский “Братья Карамазовы”. Книга 11, глава 9.

5. Гете “Фауст”.

6. М. Лермонтов “Демон”.

7.  Д. Ролинг “Гарри Потер и философский камень”.

- Как вы думаете, зачем авторам понадобился этот персонаж, и что он из себя представляет, какие функции выполняет.

  1. Данте – наказывает грешников.
  2. Гоголь – делает пакости людям.
  3. Достоевский: “Ты воплощение меня самого, только одной впрочем, и чувств, только самых гадких и глупых”…
  4. Лермонтов – “зло наскучило ему”.
  5. Гете – искушение, наблюдение за жизнью, развенчание всего высокого.

- А каким показывает дьявола Булгаков?

(глава 1 , прочитать)

- А как вы догадались, что это дьявол? Какие детали на это указывают?

(трость с набалдашником в виде пуделя; внешность – никто не дает точного портрета, появляется после упоминания черта; место первой встречи – Патриаршие пруды бывшие Ведьмины болота).

- Как вы думаете, чьи традиции в изображении дьявола продолжает Булгаков?

(Гете. На это указывает эпиграф).

- Прокомментируйте эпиграф.

(учащиеся высказывают свои предположения, комментарии).

- Гетевский Мефистофель пришел на землю, чтобы забрать, купить душу Фауста, искушая его.

А зачем в Москву пожаловал Воланд?

(понаблюдать, поискушать людей, а еще восстановить справедливость)

- Давайте снова обратимся к эпиграфу. Автор сам нам словами Гете отвечает, кто такой его Воланд.

Как вы думаете, на какие проблемы, темы указывает нам эпиграф и название книги?

(добро-зло, любовь, отношение к своему делу)

- И это все какие проблемы?

(нравственные)

- Вот они главные проблемы романа:

добро – зло

любовь – предательство

вера – неверие

смелость – трусость

талант – бездарность

- Именно эти вопросы будут волновать и Воланда: “… изменялись ли эти горожане внутренне?”

Точкой же отсчета станет смерть Иешуа.

Кто из вас прочитал роман до конца, заметили, что в 22 и 23 главах мы вновь видим Воланда.

Прочитайте, как он выглядит.

- Как вы думаете, почему нам автор так его показывает, где подлинный Воланд, что с ним случилось за время, проведенное в Москве?

Поразмышляйте об этом дома (домашнее задание), свои размышления оформите в виде эссе.

- Воланд, наверное, единственный из героев, кто не сомневается в существовании Бога и Иисуса. Поэтому закончу урок стихотворением

З. Гиппиус, строчкой из которого мы начали эту тему.

З. Гиппиус

Божья тварь

За дьявола тебя молю
Господь! И он – твое созданье.
Я дьявола за то люблю,
Что вижу в нем – моле страданье.
Борясь и мучаясь, он сеть
Свою заботливо сплетает…
И не могу я не жалеть
Того, кто, как и я, – страдает.
Когда восстанет наша плоть
В твоем суде, для воздаянья,
О, отпусти ему, Господь,
Его безумство – за страданье.