Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Преподавание в начальной школе


Цель:

  1. Формировать представление о Древней Руси, русских князьях;
  2. Развивать устную речь; воспитывать любовь к Родине и пробуждать интерес к истории.

Оборудование:

  • карта Древней Руси,
  • репродукция картины,
  • контурные карты,
  • плакаты.

Ход урока

I. Орг. момент. Сообщение темы, целей.

Сегодня мы продолжим тему: “Во времена Древней Руси”, познакомимся с русскими князьями и их деяниями на благо Руси. В нашем классе создано научное общество, все ученики изучали эту проблему с разных сторон и сегодня могут поделиться тем, что они узнали. В нашем обществе 4 группы: историки,

летописцы, литераторы, и эксперты. Историки познакомят нас с историческим материалом, летописцы зачитают исторические документы – летописи. Литераторы прочитают литературные произведения по теме, а эксперты сделают выводы, начнут составлять родословную русских князей, составят словарь новых слов.

В конце урока все члены ученого совета смогут ответить на вопросы:

  1. Кто был первым князем на Руси?
  2. Где возник г. Киев и кто княжил там?
  3. Какого князя назвали “Вещим”?
  4. Как называли князя Владимира?
  5. Зачем Владимир крестил Русь?

II. Проверка домашнего задания.

  1. Тесты.
  2. Пересказ: “Жизнь древних славян”.
  3. Сообщения: “Названия месяцев у славян”, “Верования славян”.

В языческие времена появились суеверия. Люди верили, что вокруг них живут разные существа и они могут повлиять на их самочувствие и на всё в жизни.

Во многих народных сказках можно найти сюжеты и героев языческих легенд.

Так в сказочной поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” райская птица Гамаюн превратилась в учёного кота.

Отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” (читает ученик).

ФИЗМИНУТКА:

РАЗ-ДВА – РУКИ ШИРЕ,
ТРИ-ЧЕТЫРЕ – РОВНО ВСТАНЬ!
НА ДРУГ-ДРУГА
ПОСМОТРЕЛИ –
И ТИХОНЕЧКО МЫ СЕЛИ!

III. Работа над темой урока. Продолжаем работу по теме урока.

1). С давних времён людей волнует вопрос образования Русского государства. “... откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть” – Такой вопрос задаёт Нестор в летописи.

2) Работа по карте. Посмотрите на карту. – Что связывало между собой поселения славян (реки, моря).

Люди торговали между собой, купцы снаряжали караваны, переселенцы осваивали новые земли и передвигались по воде. Важнейший торговый путь “из варяг в греки”. Покажите на карте.

3) Работа с контурными картами в группах.

У каждой группы на столе контурная карта. Отметьте, в какие города можно было попасть по реке Днепр? (Смоленск, Чернигов, Переяславль, Киев).

Посмотрите на карту в учебнике. Отметьте и территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Что можно сказать? (территория увеличилась)

4) Учитель. Как же происходило образование Русского государства, нас познакомят историки и летописцы. Каждая группа поделится тем, что они узнали. Слушая, эксперты составят родословную князей, поместят на доске новые слова и даты.

- Существует две версии откуда взялось слово “Русь”. “Русь” – так называлось племя славян, которое жило на реке Рось, притоке^ Днепра. Отсюда пошли и русские князья, и название Русь.

Но есть и другая версия. Послушаем историков и летописцев:

1 историк. Правления у славян не было. В каждой семье заправлял старший. Старейшины собирались вместе на мирские сходы(веча) и решали дела сообща. Позже появились князья. Слово “князь” происходит от славянского “конязь”- военный всадник. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князь управлял жизнью древних славян, а когда приходили враги, становился военоначальником.

Учитель. Между славянскими племенами не было согласия, воевали друг с другом, и поодиночке трудно было противостоять набегам кочевых племён. Учитель. Вот что пишет Нестор:

1 летописец. В 859 году начали “варяги из-за моря” брать дань со славян, живших у озера Ильмень, и со всех кривичей, а также с соседних финских племен. А хазары собирали между тем дань с полян, северян и вятичей.

В 862 году ильменские славяне и кривичи собрались с силами и прогнали варягов за море, стали жить свободно. Но скоро восстал род на род, начались усобицы* и ссоры. И тогда порешили славяне: – Поищем себе князя со стороны, который бы владел нами и судил по справедливости.

Послов отправили к варяжскому племени Русь и сказали русским князьям: — Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; идите_княжить и владеть нами. В этом же году в Новгород пришли княжить варяг Рюрик с двумя братьями. Страна же славянская стала называться Русь.

Учитель. – Это другая версия и кто прав неизвестно. Мы запомним, что это было в 862 году по Рождестве Христовом. – А как же была построена столица Руси? Об этом свидетельствуют летописи.

2 летописец. Киев

Над рекой Днепром, на крутых берегах жили-были три брата: Кий, Щёк и Хорив. И была у них сестра Лыбедъ-Лебёдушка.

Жили они дружно и непраздно. Вставали рано и ложились рано. Весь день работали: ставили избы и терема, пахали землю и сенокосничали. А Лыбедь-Лебёдушка пряла и ткала и плела кружева бело-розовые, как вишневый цвет.

Самым заметным в семье был старший — Кий, князь смелый и разумный. Любил он не воевать, а строить. Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит.

Построили братья на крутых берегах днепровских город и нарекли его КИЕВОМ: в честь старшего брата Кия-строителя. Хорошее место выбрали для города — на путях-дорогах, при глубокой реке, среди частых дубрав и тучных земель. Было это давно, более 1500 лет тому назад.

Учитель. – А как же попал князь Рюрик в Киев? Вот, что узнали наши историки:

2 историк. Каждый славянский князь, управлявший племенем, имел свою дружину. С давних времён в дружину объединялись самые сильные, отважные и опытные воины. Дружина могла отбить нападение врага, защищая и не отвлекая от работы тех, кто пахал землю и занимался ремеслами.

Воины-дружинники обучены были только военному делу, князья содержали их за свой счёт и отделяли им часть военной добычи.

Много городов Рюрик раздал в управление своим старшим дружинникам — боярам. Но не всем достались города. Не получили их от князя знатные дружинники — Аскольд и Дир.

Тогда решили они искать счастья в Константинополе. И отправились в столицу Византии обычным путем варягов по Днепру. Учитель. – Как назывался этот путь? (из варяг в греки)

2 историк продолжает. Дошли они до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Спросили у местных жителей:

— Кто построил этот город? Люди говорят: – Кий, Щёк и Хорив. – Как называется этот город? Ответили им: – Киев. От жителей города узнали они, что те платят дань хазарам. Помогли храбрецы киевлянам освободиться от власти хазар, и сами стали здесь княжить — хотя и не были княжеского рода.

Учитель. Так в Киеве появились князья – Аскольд и Дир.

А Новгороде умер князь Рюрик. Игорь, его сын, был еще мал и не мог сам управлять Русью. Вместо него стал княжить его дядя – Олег.

Многие, кто побывал в Киеве, хвалили новое княжество русское. Но, зная о храбрости Аскольда и Дира, Олег решил взять город хитростью.

3 летописец. У самого Киева он одну часть своих воинов оставил позади, а другую спрятал в лодках. Сам же с маленьким Игорем вышел на берег и послал сказать Аскольду и Диру: “Мы купцы, едем в Грецию от Олега и Игоря, приходите повидаться с нами.”

Аскольд и Дир были рады повидать земляков и пришли. Тогда воины Олега выскочили из лодок, а Олег сказал Аскольду и Диру: “Вы не князья и не княжеского рода, а я рода княжеского, а вот и сын Рюрика, который должен княжить в Киеве.”

Олеговы дружинники убили Аскольда и Дира и похоронили их в Киеве на высокой горе. Это место до сих пор называется “Аскольдова могила”.

Учитель. Так завоеванием Киева Олег объединил два русских княжества -Новгородское и Киевское в одно государство – Киевскую Русь, столицей которого сделал Киев.

Князь Олег прославился своими военными подвигами. В те времена русские купцы часто ездили со своими товарами за море. Они возили продавать меха, воск, мёд, лён и рыбу. Путь купцов лежал по Днепру и Черному морю, которое тогда называлось Русским морем. На своих широких ладьях* ходили они в богатый Царьград — столицу греческого государства Византии.

Но греки часто мешали русским купцам торговать, притесняли их. Чтобы положить этому конец, Олег снарядил для похода на Царьград большой флот. -Как по-другому назывался этот город? (Константинополь).

Ладьи подошли к Царьграду. Греки заметили княжеский флот и, чтобы не допустить его к городу, заперли гавань цепями.

- Какую же хитрость придумал Олег? Найдите и прочитайте в учебнике на стр. 42 Да, он поставил ладьи на колёса и пришёл по суше.

Греки испугались, заключили с Олегом мир, поклялись не притеснять русских купцов и дали князю и его дружинникам богатую дань. По преданию, в знак победы Олег повесил свой щит на цареградских воротах.

Много чудесных рассказов ходило об Олеге, который прославился своими. Умер Олег необычно. О его кончине сохранилась легенда, которую много веков спустя пересказал А.С.Пушкин в своем стихотворении. “Песнь о вещем Олеге”. Об этом нам расскажут литературоведы. Дети читают “Песнь о вещем Олеге”

3 историк. После смерти Олега стал править князь Игорь. Нелёгкое время выдалось ему для княжения. Игорю пришлось оборонять Русь от печенегов.

Задумал и он пойти войной на Византию. Страшной бедой закончился этот поход для русичей. Сожгли неведомым огнём греки все русские суда.

В следующий поход в Византию собрал Игорь воинов со всех областей и даже нанял печенегов. Решили тогда греки откупиться данью. Игорь собрал на совет дружину, и согласилась она принять дары от греческого царя. А после этого заключил Игорь с византийцами мирный договор.

Учитель. Хорошим воином был князь Игорь, а погиб из-за своей жадности. Об этом говорит летопись.

4 летописец. Гибель князя Игоря

Власть киевских князей в те времена не была одинаковой для разных славянских земель. Одни племена во всем подчинялись Киеву. Другие же только платили киевскому князю дань.

Однажды возроптала Игорева дружина: “Дружинники боярина Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги, пойди, князь, с нами за данью — и ты добудешь, и мы!”

Послушался Игорь своей дружины и пошёл в землю древлян собирать дань. Возвращаясь с данью в Киев, неожиданно повернул Игорь назад, в землю Древлянскую. Задумал он потребовать ещё дани. Тогда собрались древляне на вече* и решили со своим князем: “Когда повадится ходить волк в стадо овец, то все стадо расхитит, если не убьют его; так и Игорь, если не убьём его, всех нас погубит”.

Собрали древляне большое войско и встретили Игоря у города Икоростень. Весь отряд Игоря и сам князь погибли в этом сражении. Случилось это в 945 ГОДУ” Учитель. Жестоко поплатились древляне за смерть князя Игоря. У Игоря была жена Ольга. Послушаем, что о ней узнали историки.

4 историк. Ольга

Она была простой деревенской девушкой, когда молодой князь Игорь случайно увидел её. Красота, ум и скромность так понравились Игорю, что он не захотел и слышать о других невестах и женился на Ольге. Так стала Ольга великой княгиней.

Она оставалась и в княжеском дворце такой же умной, доброй и ласковой со всеми, какой была со своими сельскими подружками. Но княгиня Ольга могла быть и очень жестокой к своим врагам.

Такими тогда были обычаи — месть, вражда, войны не считались дурными делами. Только позже люди поняли, что война — это страшная беда, и стали стремиться к миру. А Ольга была такой же, как и другие древние люди. Вот почему, узнав |о гибели мужа, она жестоко наказала древлян.

Учитель. Наши летописцы прочитали об этом.

5 летописец. Ольга собрала большое войско и пошла в землю древлянскую. Даже маленького сына, Святослава, взяла с собою в поход. Победила она древлян в открытом бою, а затем приказала осадить их главный город — Икоростень.

Целое лето осаждала киевская рать город, но взять его не смогла. И тогда пошла Ольга на хитрость. Послала она сказать горожанам: “Чего вы не сдаётесь? Все ваши города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы”.

Тогда согласились осажденные заплатить любую дань. Велела Ольга дать всего по три голубя и по три воробья с каждого двора. А затем приказала своим воинам привязать к ногам птиц куски тряпок, пропитанных серой.

Когда стемнело, подожгли дружинники Ольги эти тряпки. Полетели воробьи под крыши — в свои гнёзда, а голуби — в свои голубятни. Так сгорел весь город.

Учитель. После Игоря пришёл к власти Святослав. Тоже был хорошим воином, совершил много походов за Русь и погиб в битве с печенегами. А печенежский вождь Куря велел из черепа Святослава сделать чашу и пил из неё. Верил, что сила и храбрость передаётся ему.

ФИЗМИНУТКА

ОТДОХНЁМ НЕМНОГО ВМЕСТЕ,
СЕЛИ – ВСТАЛИ, СЕЛИ – ВСТАЛИ,
СКОРО ЗАЗВЕНИТ ЗВОНОК!
ПРОДОЛЖАЕМ НАШ УРОК!

Учитель. Так князья сменяли друг-друга.Наша родословная пополняется всё новыми и новыми именами. А Русь воевала, жила своей жизнью, богатыри защищали народ.

- А кого называют богатырём? (человека очень большой силы, смелого)

- Что общего у всех богатырей? (они совершают подвиги, про них слагают былины) Спросим у литераторов какие они прочитали былины о богатырях?

Литераторы. (Добрыня и змей, Микула Селянинович, Илья Муромец...)

Учитель. О каком герое вы хотите нам рассказать ?

Литераторы показывают рисунки и комментируют былину о Никите Кожемяке.

Учитель. В былинах воспевается богатырская сила, и художники посвящают им свои работы .Рассмотрим репродукцию картины В.М.Васнецова “Три богатыря”. – Как их зовут?

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. -Что вы можете о них рассказать? Как вы думаете, куда они смотрят ?

Эти богатыри были из дружины князя Владимира, сына князя Святослава. У Святослава было три сына: Олег, Ярополк и Владимир. Вот что говорится в летописи.

6 летописец. Беда братьев была в том, что они не ладили между собою. Вначале поссорились Ярополк и Олег. Большое горе принесла эта ссора. Ярополк пошёл войной на Олега и победил его.

Олег во время битвы погиб: упал в ров с моста, и даже тело его нашли с трудом. Но не принесла его смерть радости Ярополку, совсем не хотел он этого. Победитель, увидев тело мёртвого брата, плакал и рвал на себе волосы. Ужасно мучила его совесть. Да сделать уже ничего было нельзя!

И решил Владимир наказать брата так. Была у Ярополка невеста – дочь князя полоцкого прекрасная Рогнеда. Она была не только хороша собою, но и умна. Рогнеда обещала выйти замуж за Ярополка. Когда к ней посватался Владимир, она ему отказала. Тогда тот пришёл в Полоцк, убил её отца и братьев и насильно женился на Рогнеде. Но какое могло быть счастье на таком несчастье!

Рогнеда всегда была так печальна, что её прозвали Гориславою.

Учитель. Князь Владимир хотел заслужить добрую славу победами над врагами. Вот как об этом рассказывается в летописи.

6 летописец. В год 992 пришли печенеги... Владимир выступил против них. Встали два войска друг против друга, не решаются начать бой. Тогда сказал князь печенежский Владимиру:

- Выпусти ты своего мужа, а я своего – пускай борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года. Ежели нет – то будем разорять вас три года.

Стал Владимир искать богатыря. Пришёл один старик и сказал, Что есть у него сын. С самого детства не было человека, который одолел бы его.

Владимир обрадовался и послал за силачом. Испытали его. Схватил он сильного быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом.

Выпустили печенеги своего богатыря: был он велик ростом и страшен на вид. Схватились противники и стали крепко жать друг друга. И русский воин победил печенега.

Учитель. Владимир был рад победе и велел построить на том месте город. Назвал он его Переяславлем. Но больше всего прославил себя князь Владимир главным делом своей жизни – крещением Руси.

Наши предки были язычниками и пытались задобрить богов, приносили им жертвы. Однажды при князе Владимире жребий пал на одного мальчика, но отец не хотел выдать его, язычники озлились и убили христианина вместе с сыном. Владимир стал думать о другой вере.

5 историк. Многие страны Европы уже приняли христианство. Князь Владимир, которого за мудрость называли Красным Солнышком, решил сменить веру.

Дружинники сказали: “Выбери князь лучших людей и пошли их в разные страны, пусть узнают какая вера лучше”. Владимир так и сделал. Послам больше всего понравилось в греческой церкви. И Владимир крестился в Греции.

Учитель. Вернувшись в Киев, Владимир велел сказать народу: “ Пусть все приходят к реке креститься, кто же не придёт, тот будет мне врагом!”

Множество людей пришло к Днепру и все вошли в воду. И греческие священники всех крестили. А тех кто не захотел крестится, насильно загнали в реку и окрестили. В Киеве до сих пор есть улица, которая называется Крещатиком. Это было в 988 году.

Но ещё долгое время люди справляли языческие праздники, и сейчас эти праздники есть: Масленица, Праздник Ивана Купалы.

Сделавшись хрестьянином жестокий правитель Владимир переменился: он стал ласков и добор ко всем, опасаясь греха. Он не хотел казнить даже разбойников. По праздникам он устраивал пиры, куда могли приходить все люди а больным он велел носить по домам хлеб, мясо, мёд.

И князь Владимир, и другие крестьяне старались соблюдать заповеди Иисуса Христа:

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ТОГДА ПРОДЛЯТСЯ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ!

ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО!

ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ – ДАЙ!

ПРОЩАЙТЕ ЛЮДЯМ ОШИБКИ ИХ И ГРЕХИ!

ТВОРЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА, НЕ ТРУБИТЕ О НИХ ВСЮДУ!

НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ О ТОМ, ЧТО ВАМ ЕСТЬ И ПИТЬ И ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО ДУША БОЛЬШЕ ПИЩИ, А ТЕЛО – БОЛЬШЕ ОДЕЖДЫ!

ТВОРИТЕ МИР НА ЗЕМЛЕ, БУДЬТЕ МИРОТВОРЦАМИ!

ПОСТУПАЙТЕ С ЛЮДМИ ТАК, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОНИ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ!

Учитель. – Прочитайте заповеди и выберите, что для современных людей подходит?

Князь Владимир давно княжил на Руси – тысяча лет прошло с тех пор, а люди до сих пор помнят его. Он превратил Русь в огромную державу, которую стали уважать в Европе, Хотели торговать с русичами, а не воевать.

Родословную наших князей мы будем продолжать на следующих уроках. Эксперты зачитайте новые слова в словаре.

Итог: Теперь мы можем ответить на вопросы, записанные на доске.

Дети отвечают на вопросы и оценивают работу своих товарищей в группах. Учитель объявляет оценки.

Учитель. – Ребята, скажите, что понравилось вам сегодня на уроке, что было интересно?