Упражнения и игры для формирования общих аудитивных навыков

Разделы: Иностранные языки


Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия.

  1. Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком.
  2. Прослушайте предложения и поднимите руку, услышав вопросительное (утвердительное, отрицательное) предложение.
  3. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.
  4. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.
  5. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных словах.
  6. Определите количество слогов в услышанных словах.
  7. Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук.
  8. Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова в той последовательности, в которой они звучат.
  9. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово.
  10. Определите количество слов в прослушанном предложении.
  11. В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют услышанные иноязычные.
  12. Прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных, утвердительных, отрицательных предложений вы услышали.
  13. Прослушайте и попытайтесь понять словосочетания и группы слов.

Упражнения на преодоление грамматических трудностей.

  1. Прослушайте предложение и назовите подлежащее (сказуемое).
  2. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем членов предложения.
  3. Повторяйте за диктором предложение. (Предложение постепенно удлиняется.)
  4. Прослушайте предложение и укажите элементы, которые исключаются из него при каждом сокращении. (Предложение постепенно сокращается.)
  5. Прослушайте пары сходных предложений и установите, чем они отличаются.
  6. Напишите грамматический диктант.
  7. Прослушайте текст, используя визуальную опору, подчеркните выделенные диктором грамматические явления.
  8. Прослушайте предложения и попытайтесь догадаться по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме.

Упражнения на преодоление лексических трудностей.

  1. Прослушайте предложение и определите значение нового слова по контексту.
  2. Прослушайте предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на незнакомые слова.
  3. Прослушайте предложения, которые отличаются друг от друга только одним новым словом и назовите это слово.
  4. Прослушайте ряд предложений и обратите внимание на то, что они отличаются друг от друга только одним новым словом. Установите смыл этих предложений.
  5. В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях. Назовите их вслух.
  6. В списке русских слов отметьте очередность воспринятых на слух иноязычных эквивалентов.
  7. Определите на слух предложения на родном языке ( предложения записаны на карточке или доске), которые являются полным и точным (неполным, приблизительным) переводом или полностью не соответствующим переводу предложения, произносимого диктором.
  8. Прослушайте предложения на иностранном языке, укажите лексические ошибки, допущенные в процессе их перевода на русский язык. (Текст русских предложений предлагается на карточке или доске.)
  9. Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и запишите их в тетради. Затем проверьте правильность написания при более медленном чтении предложений диктором.
  10. Отметьте в списке интернациональные слова, которые произносятся диктором в предложениях.
  11. Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях имена собственные.
  12. Запишите прослушанные цифры (даты, номера телефона).

Упражнения на обучение восприятию речевого потока.

  1. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении.
  2. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме.
  3. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.)
  4. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух.
  5. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке и в звукозаписи, укажите различия.
  6. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста.
  7. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором.
  8. Отметьте в списке названные в тексте цифры.
  9. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте.
  10. Запишите названные в тексте числа.
  11. Запишите названные в тексте черты характера персонажа.
  12. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.
  13. Прослушайте фрагмент текста, скажите какой из данных тем он соответствует.
  14. Прослушайте фрагмент текста и запишите ключевые слова.
  15. Прослушайте фрагмент текста и найдите неточности в его русском переводе.
  16. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем ответы на поставленные вопросы.
  17. Прослушайте фрагмент текста и определите правильный вариант ответа на вопрос. (Приводится 5 вариантов)

Упражнения для обучения вычленению различной смысловой информации.

  1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.
  2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь.
  3. Прослушайте ряд предложений и определите предложение, которое выражает главную мысль.
  4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.
  5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.
  6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему.
  7. Прослушайте начало текста и попытайтесь составить план продолжения текста.
  8. Прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте.
  9. Просмотрите ряд предложений, определите связующее звено и расположите предложения в логической последовательности.
  10. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления.

  1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы и повторите их.
  2. Прослушайте речевые образцы и покажите соответствующие им иллюстрации.
  3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с предметами или имитируйте эти действия.
  4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.
  5. Прослушайте две фразы и скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй.
  6. Заучите диалог, повторяя за диктором реплики.
  7. Повторяйте вслед за диктором новое слово, самостоятельно повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.
  8. Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором. Установите лексические и грамматические различия между ними.
  9. Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.
  10. Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке.

Речевые упражнения.

  1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы.
  2. Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше.
  3. Прослушайте рассказ и перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка.
  4. Прослушайте рассказ и ответьте на вопросы.
  5. Прослушайте два рассказа и скажите, что в них общего и разного.
  6. Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
  7. Прослушайте текст и изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями.
  8. Прослушайте текст и расположите пункты плана в нужном порядке.
  9. Расскажите о …, прослушав текст.
  10. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания.

Игры.

Буква-карточка.

Buchstabe-Kartchen.

Ход игры:

Учитель называет одну за другой изучаемые буквы, а ученики показывают соответствующие карточки.

Например, учитель произносит: “А”- и делает паузу, ожидая, пока все поднимут карточку с буквой “А”. И так далее. Поскольку изученных букв будет все больше, эту игру в дальнейшем можно использовать для закрепления “трудных” букв и буквосочетаний.

Слово по буквам.

Buchstabieren.

Ход игры

Учитель предлагает ученикам взять в руки свой набор буквенных карточек. Затем учитель называет по буквам изучаемые слова, а ученики складывают у себя на столе из своих карточек названное слово. Учитель либо проходит по классу и проверяет слова, либо просит учеников назвать получившееся слово целиком.

Игра с карточками.

Spiel mit den Karten.

Подготовка:

Дети должны изготовить карточки с цифрами, которые уже знакомы им.

Ход игры

Учитель называет классу цифру, а дети должны показать карточку с этой цифрой.

Укажи предмет!

Zeige den Gegenstand!

Ход игры

Учитель просит детей показать какой-то предмет, например, школьные принадлежности.

Как можно быстрее ученики должны поднять вверх нужный предмет. Темп игры можно ускорять или замедлять, варьируя уровень сложности.

Усложнить игру можно еще и следующим образом. Предупредить учеников, что показывать предмет можно только тогда, когда учитель вставит в свою просьбу волшебное слово.

Полезно-вредно.

Gesund-Ungesund.

Ход игры

Учитель называет какое-то слово, обозначающее продукт питания, а ученики быстро хором ( вариант - по одному, поднимая руку или с помощью сигнальных карт) реагируют, причисляя этот продукт к здоровой или нездоровой, вредной пище.

Живое-неживое.

Lebewesen-Gegenstande.

Ход игры

Учитель – ведущий называет слова из разных лексических тем. Условие – названия предметов, явлений природы и т. д. должны перемежаться с названиями живых существ ( людей, зверей). Перед началом игры надо условиться, что если ученики слышат названия предметов, то они хлопают в ладоши одни раз. Если же звучит название живого существа, то хлопают дважды.

Можно проводить и другие противопоставления, например “цвет-предмет”, “имя собственное-предмет”, “Съедобное-несъедобное” и т. д.

Раскрась инопланетянина.

Учитель читает описание инопланетянина, а дети раскрашивают.