Страдание мысли (два урока по трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет")

Разделы: Литература


Цели.

  • Активизировать художественную мысль студентов при рассмотрении трагедии “Гамлет” в контексте всего творчества Шекспира, и, шире в контексте культуры позднего Возрождения.
  • Через конфликт, лежащий в основе произведения, раскрыть драматизм этой эпохи, кризис гуманистической идеологии.
  • На примере главного героя раскрыть исключительную глубину и сложность внутренней сущности человека, показать гуманистическую веру в неограниченные возможности человека.
  • Увидеть, как в произведении решается проблема нравственного выбора, стоящего перед героем.

Предполагаемую аналитическую работу мы проведем от внешнего действия к действию внутреннему, к существу и содержанию борьбы в душе героя, а затем, к преломлению образа Гамлета в эстетическом наследии русской литературы и театра. Такой путь нам кажется наиболее эффективным в изучении одного из сложнейших произведений английского драматурга. Этим мы составим представление и о художественной индивидуальности творчества Шекспира в контексте эпохи, и о смысле созданного им “вечного образа” датского принца, и о характере преемственности творчества Шекспира в творчестве русских писателей.

Урок 1-й

Эпиграф

Tonus mundus agif historiorem
Весь мир лицедействует
Петроний Арбитр
(надпись над входом в театр “Глобус”)

Не останавливаясь на особенностях культуры позднего Возрождения (они студентам хорошо известны, мы говорили об этом на предыдущих уроках), ответьте, какой род литературы становится доминирующим в эту эпоху и почему?

Драма. Именно средствами драматического произведения могут быть переданы конфликты между людьми, и борьба противоречий в душе человека. Неслучайно к XVI веку драма получает особую разработку в стране, где наиболее полно проявляется трагический характер эпохи - в Англии.

Какие основные жанры можно выделить в драматургическом творчестве Шекспира?

В литературе Англии расцветает в этот период и поэзия и проза, но ведущей становится драма – трагедия, комедия, историческая хроника. Все эти три вида национальной английской драмы на небывалую художественную высоту поднял Шекспир.

Дайте определение жанру трагедии.

Трагедия – один из драматических жанров, в основе которого лежит неразрешимое противоречие, конфликт, заканчивающийся, как правило, гибелью героя. Этот конфликт чаще всего выходит за рамки личного столкновения между действующими лицами и перерастает в борьбу противоположных, взаимно непримиримых законов, жизненных принципов.

В чем состоит особенность трагедии Возрождения и, конкретно Шекспира?

К какому периоду творчества Шекспира относится “Гамлет”, в чем заключаются особенности этого периода?

Эта трагедия занимает первое место в ряду “встревоженных” трагедий – так назывались пьесы, появившиеся на английской сцене к концу XVI века, в которых отражалась тревога по поводу событий времени.

Приложение 1.

В. Г. Белинский писал в статье “ “Гамлет”, драма Шекспира”: “Что привело его (Гамлета) в такую ужасную дисгармонию, ввергло в такую мучительную борьбу с самим собою? – несообразность действительности с его идеалом жизни: вот что. Из этого вышла и его слабость, и его нерешительность” (Слайд 1: Приложение I, цитата 1).

Как видите, Белинский по-своему понял Гамлета, считая его слабым и нерешительным. Задумаемся и мы над трагедией Гамлета и трагедией его времени.

Итак, какое время и место избирает Шекспир для своей трагедии? Почему? Откуда взялась идея “Гамлета”?

Как и многие произведения великого драматурга, “Гамлет” не имеет оригинального сюжета. В основе содержания пьесы лежит легенда, записанная в Дании еще в XIII веке и не раз использованная в литературе еще до Шекспира. В Англии она обрела жизнь в жанре драмы, точнее, мелодрамы – так называемой “трагедии грома и крови”. Ко времени появления шекспировского “Гамлета” история о датском принце сама по себе уже не представляла интереса. Но Шекспир придал ей новое звучание: борьбу героев старинной легенды он наполнил современным смыслом, передал дух борьбы современной эпохи.

Конфликт “Гамлета” многослоен и, предполагается, что студенты в состоянии, прочитав произведение, выделить все слои этого конфликта.

Назовите основные проблемы, которые поднимаются в произведении, драмы, которые разыгрываются на сцене. С какими героями они связаны?

Сколько героев, столько и драм. Семья, любовь, дружба верность, общественные отношения, долг, месть - все эти темы органично входят в сюжет “Гамлета”. И все же, все они могут быть сведены к двум ипостасям одного основного конфликта.

Приложение 2.

Обратите внимание на схему “Художественный мир “Гамлета”” (Слайд 2: Приложение II, схема 1). Макрокосм, микрокосм – почему выбраны такие понятия, что они обозначают?

Макрокосм – это отражение трагедии времени. В произведении он представлен Шекспиром как взаимодействие двух миров:

1) Объективный мир средневековой Дании – с ним связана событийная сторона пьесы, основная сюжетная нить, так называемый внешний конфликт произведения.

2) Представление о мире как о театре.

Обратимся к первой стороне этого конфликта. Для этого ответьте на вопрос: цепь каких трагических событий представлена в произведении Шекспира “Гамлет”? Как они связаны с композицией произведения?

“Смерть царит в этой трагедии. Ее завязкой является скоропостижная кончина короля, в середине действия погибают Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдестерн, а в конце – королева Гертруда, Лаэрт, Клавдий и сам герой трагедии. Никто из ее вольных или невольных участников не остался в живых…” [1, 375]. К чему все это нагромождение трупов, атмосфера гниения? Ответ дает сам Гамлет: виной всему “расшатавшийся век”.

Как Шекспир передает нам эту атмосферу “расшатавшегося (вывихнутого) века”?

1. Мрачное настроение самой трагедии.

а) Дания готовится к войне;

б) всю трагедию мы видим глазами Гамлета, а он новый человек в Эльсиноре, все чуждо ему и его состояние тревоги передается нам (скоропостижная смерть отца, слишком поспешный брак матери – в этом он видит победу ничтожного над достойным, торжество низменных чувств, смутно догадывается о каком-то вероломстве).

в) реплики самих героев (“в этом вижу знак каких-то странных смут для государства” - Горацио, “Подгнило что-то в Датском королевстве” - Марцелл и т.д.)

2. Лексически: множество терминов болезней (воздух – “чумное скопление паров”, человек – “квинтэссенция праха”, век – “вывихнутый”).

Более всего мир средневековой Дании передан в образах придворных, окружающих главного героя. В самом начале произведения проявляется фигура героя-антагониста, антигероя – это Клавдий (Акт 1, сцена 2).

Как охарактеризован Клавдий в трагедии? Каково отношение к нему Гамлета до и после разговора с Призраком?

Итак, Гамлет содрогается, убедившись в том, что человек, совершивший братоубийство, спокойно наслаждается жизнью, как если бы он не делал ничего дурного.

Клавдий еще и лицо своего времени: ведь каков король, таково и общество, по мнению Шекспира. Но, кроме Клавдия в трагедии есть еще герои, которые передают нам атмосферу эльсинорского двора и, тем самым, суть “расшатавшегося века”. Рядом с королем-убийцей его первый министр Полоний – “пошлый человек”, до крайности угодливый, шпион. Обратимся к Акту 2, сцене 1 (комната в доме Полония).

В чем особое значение этой сцены?

Первый акт заканчивается рассказом Призрака и клятвами принца выполнить долг. Проходит 2 месяца, и к началу второго акта мы готовимся узнать, насколько Гамлет продвинулся к цели. Вместо этого в первой сцене второго акта мы в доме Полония. Пассаж в 70 строк полностью выпадает из фабулы, но зато прекрасно вводит нас в то, что Гамлет называет своим “временем, проклятием своей судьбы” - в атмосферу датского двора, где надо действовать принцу, чтобы выполнить свой долг.

Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.

О неблагополучии дел в датском королевстве говорят и другие сцены.

Как сцены наставлений Лаэрта – Офелии и Полония – Лаэрту (Акт 1, сцена 3) говорят о неблагополучии в датском королевстве?

Итак, по мнению Шекспира, в этом мире честность исчезла. Гамлет говорит Полонию: “быть честным при том, каков этот мир, что значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч”. Так трагедия постепенно обретает социальный смысл, а конфликт между Клавдием и Гамлетом перерастает рамки личной вражды. Здесь борьба личная становится борьбой нравственных и общественных принципов.

Однако давайте вновь обратимся к нашей схеме (Слайд 2: Приложение II, схема 1). Понятие макрокосм включает в себя представление о мире как о театре. И здесь я хочу обратить внимание на 1-й эпиграф к нашему уроку: “Весь мир лицедействует” (Слайд 3: Приложение I, цитата 2).

Как обыгрывается это высказывание в произведениях Шекспира?

Сравнение жизни с театром встречается во многих пьесах Шекспира, наиболее развернутое – в комедии “Как это понравится”. Жак-меланхолик произносит свой знаменитый монолог: “Мир – театр; в нем женщины, мужчины все актеры”. По мнению Шекспира, человеческая жизнь разыгрывает пьесу от рождения до смерти, состоящей из 7 действий.

Как идея “жизнь-театр” раскрывается в “Гамлете”?

1. Сцена разговора с актерами Гамлета (Акт 3, сцена 2)

2. Кроме того, каждый из героев играет свою жизненную роль.

Кого же играют герои пьесы в театре жизни? (Озрик, Розенкранц, Гильдестерн, Полоний - “Жалкий суетливый шут”; “Играл мой принц, и считался хорошим актером”, Клавдий). Кода мы видим истинное лицо Клавдия? (Акт 3)

Как в среде “мира-театра” можно рассматривать будущее Гамлета?

Во всем произведении есть 2 сцены, когда все действующие лица собираются вместе, какие это сцены? Каково их значение в композиции произведения и в “лицедействующем мире” эльсинорского двора?

1. “Мышеловка” (Акт 3, сцена 2 со слов “играют гобои”)

- театр в театре;

- первое срывание масок;

- мы не следим за представлением “Убийства Гонзаго”, а все больше обращаем внимание на реакцию двора на представление.

2. Сцена дуэли Гамлета и Лаэрта (Акт 5, сцена 2).

- множество реакций на происходящее: для королевы – это просто забава, король прячет за внешним спокойствием глубокое волнение, Горацио настороженно следит за поединком, тревожась за Гамлета и опасаясь подвоха;

- перед смертью все оставляют свои роли-маски.

Итог: в мире господствует лицедейство, порождающее ложь; порок разъедает общество.

Урок 2-й

Эпиграф

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси
Если только можно, Авво Отче,
Чашу эту мимо пронеси!
Борис Пастернак

Шекспир – и несть ему конца
И.В. Гете

“Больное” время “заражает” сознание самого героя, порождая внутренний разлад, меланхолию, глубокую неудовлетворенность собой – черты специфичные для “гамлетизма”.

И теперь пришло время обратиться к субъективной стороне ситуации, к характеру самого Гамлета, микрокосму трагедии (Слайд 4: Приложение II, схема 1) – развитие душевного кризиса Гамлета. О том, что происходит во внутреннем мире Гамлета мы можем судить косвенно (поведение, стычки с придворными, ядовитые реплики) и непосредственно (по беседам с друзьями, с матерью, по монологам).

Каким мы видим Гамлета в 1-м акте? Что является причиной его душевного смятения?

Прошу вас обратить внимание на схему “Сюжетообразующий мотив мести” (Слайд 5: Приложение II, схема 2). Как мы видим, идеей мести объединены 3 действующие лица трагедии.

Опираясь на схему, расскажите, как решают эту проблему Лаэрт и Фортинбрас?

Лаэрт в гневе жаждет отомстить принцу за отца. Он лишен способности размышлять, его не волнуют причины, стоящие за тем, что явилось истинной причиной смерти Полония. Лаэрт решительно берется за дело мести, отвергая возможность каких-либо сомнений, хотя отца он не любил. Фортинбрас пренебрегает долгом мести, он ставит себе иную задачу – восстановить своими ратными подвигами все то, что потерял отец.

“Лаэрт и Фортинбрас представляют два противоположных отношения к закону мести: безоговорочное следование его требованиям и полный отказ от них. Решение далось каждому из них легко, оба они слишком люди действия, чтобы предаваться рассуждениям. Не таков Гамлет” [1, 387].

Почему, как вы думаете, в схеме под именем Гамлета стоит “?”?

Какова природа “безумия” Гамлета?

Как с развитием действия углубляется внутренний конфликт героя?

Кульминацией изображения развития душевного разлада Гамлета является монолог “Быть или не быть” (акт 3, сцена 1). Прежде чем мы обратимся к русскому тексту монолога, давайте послушаем его на языке оригинала (читается “Быть или не быть” на английском), а затем в исполнении И. Смоктуновского (кадры из фильма “Гамлет”).

Что выделяет этот монолог из других монологов и реплик принца?

1. Монолог – композиционный центр трагедии.

2. Тематически не связан с действием этой сцены и с основной сюжетной линией.

3. Гамлет появляется уже размышляющим, мы не знаем начала его монолога и его конца – “Но тише!”. Нам на минуту “приоткрывается” внутренний мир героя.

О чем размышляет в этом монологе Гамлет? Чем вызваны его размышления?

Гамлет переживает мучительное состояние, вызванное осознанием того, что его окружает. Перед ним в лицах окружающих его родных и придворных открываются бездны зла, существующего в мире. Вопрос об отношении к злу – вопрос жизни и смерти. Гамлет останавливается перед вопросом, как должен вести себя человек в мире зла: сражаться с ним его же оружием (“ополчась на море смут, сразить их противоборством”) или уклониться от борьбы, уйти из жизни, не замарав себя ее грязью.

Раздумья Гамлета тяжелы и мрачны. В чем причина внутренних колебаний Гамлета?

Что мешает Гамлету просто отомстить Клавдию и убить его, так же как тот убил его отца? Ведь ему представляется такой случай (Акт 3, сцена 2).

1. Прятаться вынуждено только зло. Гамлету не нужен ночной мрак для осуществления его дела. Ему необходим яркий свет дня. Все должны видеть, почему Клавдий заслуживает смерти. Для этого необходимо, чтобы вина Клавдия стала очевидной для всех. Кроме того, герой не желает уподобляться своим врагам и действовать теми же средствами (убить короля сейчас – значит совершить такое же тайное и подлое убийство). У него для этого есть свой план:

- взбудоражить (маска безумия не усыпляет, а пробуждает бдительность Клавдия, провоцирует его на действия)

- заставить выдать себя (Акт 2, сцена 2)

- убить (Акт 3, сцена 3).

2. Гамлет застает короля за молитвой. Видно, что Клавдий не привык общаться с Богом. Его молитва продиктована лишь животным страхом. Но для Гамлета время молитвы священно. Чем бы ни была вызвана молитва Клавдия, искренно или нет, но он кается перед Богом в грехах. А Гамлет не желает отправлять Клавдия в мир иной с покаянием на устах. Потому что Гамлет не просто мстит, он восстанавливает справедливость.

Т.о., мы видим, что задача мести в сознании Гамлета переросла в дело возмездия, а это разные вещи. Возмездие справедливо, ему незачем таиться, и Гамлет прячет меч в ножны.

3. Убийство отца осознается Гамлетом не только как преступление Клавдия, но и как проявление бесчеловечности и безнравственности своего времени. Поэтому цель его не столько месть, сколько исправление мира. Он чувствует себя лично ответственным за восстановление поруганной справедливости: “Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его”.

И, тем не менее, не решившись сразу убить Клавдия, Гамлет, не задумываясь, убивает Полония (Акт 3, сцена 4), решительно избавляется от Розенкранца и Гильдестерна. Почему?

Понятны ли вам резкость и жесткость Гамлета по отношению к матери (Акт 3, сцена 4)? Прав ли он осуждая ее?

При обсуждении этого вопроса мнение могут разделиться. Важно, чтобы студенты увидели не только измену и легкомыслие Гертруды, но и понял ее смятение, беспокойство за сына, горечь ее отчаяния: “Ты повернул глаза зрачками в душу, А там повсюду пятна черноты, И их ничем не смыть”.

Необходимо привлечь внимание учащихся к трагедии королевы.

Каков характер отношений между Гамлетом и Офелией?

Почему, любя ее, предлагает ей уйти в монастырь?

Для чего Гамлет подвергает испытанию любовь Офелии?

В чем трагизм этих отношений?

Гамлет сомневается в благородстве человеческой натуры, а после измены матери – и в прочности женской любви. Трагедия Офелии – в ее чистоте. Она верит словам. В мире, где все лгут, ей нет места. Девушка понимает, что стала участницей заговора. (Акт 3, сцена 1; Акт 4, сцена 5).

Разрешает ли финальная сцена конфликт Гамлета?

Убив Клавдия, Гамлет выполняет свою личную месть. Но большая задача, которую ставит перед собой герой – преобразование действительности – остается для него непосильной. Уходя из жизни, Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: “век расшатался”. В этом состояла его миссия, как и других великих гуманистов шекспировской эпохи.

Теперь, чтобы подтвердить или опровергнуть мнение Белинского о Гамлете, давайте обратимся к схеме “Деятельный/бездеятельный Гамлет” (Слайд 6: Приложение II, схема 3). Опираясь на эту схему, сделайте свой вывод.

Мы уже говорили, что Шекспир, выбрав местом действия трагедии средневековую Данию, наполняет свое произведение проблемами своего времени, а именно позднего Возрождения.

Как в образе Гамлета воплощаются черты человека эпохи позднего Возрождения?

Как вы думаете, почему наш урок называется “Страдание мысли”?

Нравственный выбор – вот главная проблема, вырастающая из судьбы Гамлета. Возможность выбора есть у всех. Каков этот выбор, зависит от самого человека. И так из поколения в поколение. Именно поэтому неслучайно Гете сказал “Шекспир – и несть ему конца”. Как вы понимаете его слова? Образ Гамлета становится вечным образом, к нему обращались вновь на протяжении веков и еще не раз обратятся в будущем.

Обращаемся к стихам Блока, Цветаевой, Пастернака. Какого Гамлета рисуют эти поэты? (студенты сами предложили сделать анализ произведений этих поэтов и представить этот анализ в виде минисообщений).

Одним из самых интересных образов Гамлета, созданных в последние четыре десятилетия в театре, был Гамлет В.Высоцкого. В заключение урока студенты предлагают подготовленными ими сообщения о постановке “Гамлета” в театре на Таганке.