Подготовка исследовательских проектов

Разделы: Иностранные языки


Целью данной работы является не создать единую модель проекта исследования, а подробно описать и проиллюстрировать этапы подготовки проекта, чтобы учащиеся осознали, что сутью написания проекта является исследование.

Схема подготовки исследовательского проекта.

I. Проблема.

  1. Описание темы исследования.
  2. Формулирование проблемы.
  3. Цели исследования.
  4. Обоснование.
  5. Ограничения

II. Рамки работы.

  1. Теоретическая база.
  2. Истоки проблемы.
  3. Формулирование гипотезы.
  4. Суждения.

III. Методология.

  1. Определение способов сбора информации.
  2. Анализ.
  3. Предварительный примерный план проекта.
  4. План работы.

IV. Административные аспекты.

  1. Человеческие ресурсы.
  2. Хронограмма.

I. Проблема.

В первую очередь следует определить предмет, причины, цели и значимость исследования, отвечает ли изучаемая тема критериям приоритетной важности, новизны, своевременности.

А. Описание темы исследования. Название работы должно быть ясным, четким и полным.

В. Формулирование проблемы. Прежде всего, необходимо пояснить, что следует понимать под формулированием проблемы. Будим исходить из того, что сформулировать проблему значит определить, описать ее, соотнести с существующими научными теориями, предположить пути решения, высказать идеи и предположения, которые следует доказать, определить источники информации и методы сбора и обработки информации. Определение проблемы ведет к тому, чтобы дать работе название, в котором в наиболее ясной и четкой манере были бы отражены ее основные элементы.

Формулирование проблемы определяет структуру всего исследования таким образом, что каждый из ее компонентов вытекает из предыдущего и следует логике всей работы, образующей единое целое. Исходя из этого и следует формулировать вопрос, проблему будущего исследования.

В первую очередь следует определить, возможно ли решить поставленную проблему в данном исследовании. Следует также подумать о значимости работы, то есть, способна ли она открыть что-то новое, сделать вклад в изучении данного предмета. Следует задать себе вопрос, является ли проблема новой или существуют другие работы на эту тему, являются ли выводы правильными, насколько грамотна постановка проблема, какие гипотезы доказываются в работе, достаточно ли определены основные понятия, стоит ли затрачивать время и силы на решение данной проблемы.

C. Цели исследования. Работа подразумевает, что в процессе исследования будут доказаны предположения, гипотезы, сформулированные при постановке проблемы. Это общая цель исследования. Ответьте на вопрос, ЗАЧЕМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ, КАКАЕ ЦЕЛИ ОНО ПРЕСЛЕДУЕТ.

D. Обоснование. Кат только тема исследования была выбрана и определена путем постановки проблемы и определения целей, следует пояснить мотивацию, которая движет исследователем в его работе, ответить на вопрос, ПОЧЕМУ ВЕДЕТСЯ ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ.

Е. Ограничения. Для того чтобы определить рамки исследования следует иметь в виду следующие факторы:

  • Осуществимость: исследователь должен убедиться в возможности получить доступ к источникам информации, необходимым для его работы.
  • Время, отведенное на проведение работы.  

II. Рамки работы.

Важно показать в проекте тесную связь между теорией, исследовательским процессом и практикой, реальностью. Исследование может выдвигать новую идею, изменять или развивать уже существующие.

А. Теоретическая база. Это ссылка на другие работы, обобщение литературы, существующей по теме исследования. Это должен быть детальный и конкретизированный поиск, в процессе которого тема исследования обретает теоретическую опору, которую в дальнейшем можно оспорить, расширить, составить собственное мнение и сделать выводы. Ни одно исследование не может быть лишено ссылок, теоретической основы. Эта теоретическая основа позволит представить ряд идей, объединенных общей концепцией работы, а не произвольный набор определений, описывающих изучаемые явления.

В. Истоки проблемы. В этой части работы должно быть рассмотрено и обобщено все написанное о предмете исследования. Следует различать, однако, основные и дополнительные источники. Различают также письменное изложение проблематики исследуемой темы и истоки проблемы, то есть, уже проведенные исследования, которые могут служить отправной точкой для дальнейшего расширения, углубления и продолжения работы. Уместно напомнить, что цитируемые источники должны быть указаны в ссылках. 

С. Выработка гипотезы. Это предположение, тезис в форме утверждения, предположительно решения проблемы. Выдвигается с целью объяснить факты или явления, которые характеризуют или определяют предмет исследования.

  • Гипотеза первого уровня: описывает факты и состояния предмета исследования, которые, хотя и являются общеизвестными, могут быть доказаны теоретически.
  • Гипотеза второго уровня: устанавливает причинно-следственные связи. Это утверждение должно быть доказано и подтверждено в связи с теоретической моделью исследования.
  • Гипотеза третьего уровня: утверждает наличие связей между разрозненными явлениями в более широком контексте.

D. Определение суждений. Любая гипотеза представляет собой суждение, то есть утверждение или отрицание чего-либо. Тем не менее, это особый вид суждений. Оно научно или идеологично по своей сути. В виду этого суждение несет в себе скрытую оценку, значимость, особое решение данной проблемы. Суждение это значимость, которую мы придаем гипотезе.

  • Независимое суждение: Характер истины придаваемый гипотезе, относящейся к причинам явлений, называется независимым суждением.
  • Зависимое суждение: так можно назвать гипотезу, которая основывается не на причинах, а на следствиях.

III. Методология

A. Определение способов сбора информации. На этом этапе следует определить, каким образом будет осуществляться изучение предмета исследования, например, какие параметры следует учесть, если предполагается использование статистических данных. Необходимо помнить, что ВСЯ информация не всегда подходит для конкретного исследовательского проекта. Нужно тщательно отобрать относящийся к теме материал из книги, статьи, телевизионной или радиопрограммы, либо любого другого источника. Следует упомянуть источник информации как в тексте работы, так и в особом разделе, библиографии.

B. Анализ. Для того, чтобы определить техники анализа, следует на основе общих и рабочих гипотез составить примерный план или проект, где будут продумана, например, необходимые статистические данные, либо таблицы, необходимые для того, чтобы доказать гипотезе и сделать выводы.

C. Предварительный примерный план проекта.

Предпочтительно выработать предварительный примерный план проекта, который позволит представить как работу в целом, так и отдельные главы, которые она будет содержать.

D. План работы.

В некоторых случаях для наилучшей организации работы можно составить план. Он может содержать следующую последовательность действий:

Предварительное изучение.

Подбор примеров изучаемого явления.

Подбор информации.

Подготовка необходимого оборудования и т.д.

IV. Административный аспект.

A. Человеческие ресурсы. Если проект является коллективным, следует распределить обязанности участников.

B. Хронограмма. Это план работы, отражающий длительность этапов написания процесса исследования. Приведенная далее хронограмма является примером организации рабочего процесса. Приведенные в ней виды деятельности не являются едиными и неизменными, а зависят от специфики проводимого исследования.

Хронограмма

 

Вид деятельности

ВРЕМЯ

1. – методологическая помощь

 

2. – Выдвижение идеи

 

3. – Замечания

 

4. – Составление плана

 

5. - Замечания

 

6. – написание проекта

 

7. - Замечания

 

8. – Проведение исследования

 

9. – Классификация материала

 

10. – обработка информации

 

11. – Анализ и толкование

 

12. – Редактирование

 

Кол-во недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

V. Библиография.

В библиографии должны быть отражены работы, в целом или частично посвященные теме исследования, не рекомендуется упоминать издания общего характера, как, например, словари, энциклопедии и т.д.

Библиографический список или библиографические ссылки могут быть разделены на две части:

Использованные источники,
источники с которыми может ознакомиться читатель для более глубокого изучения проблемы.

Приведенная здесь информация является попыткой создать схему написания исследовательского проекта с целью облегчить работу учащихся, но не исследовательским проектом, как таковым.