Определение эффективности деятельности классных руководителей

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


Концепция модернизация российского образования до 2010 года направлена на создание условий для повышения качества образования. Каждое образовательное учреждение стремится достичь высоких показателей качества обучения, воспитания и социализации учащихся.

Приоритетным национальным проектом “Образование” особое внимание уделяют деятельности классного руководителя. Наиболее сложной педагогической проблемой является определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в классе. В ходе работы городской экспериментальной площадки “Оценка качества образования” в МОУ СОШ № 2 эта тема стала одним из направлений исследования.

Эффективность педагогического процесса характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Следовательно, прежде чем определять результативность деятельности, необходимо точно определить цели и задачи классного руководителя, его функции и формы работы.

С целью определения данных задач в школе № 2 г. Калининграда было проведено заседание МО классных руководителей, на котором были рассмотрено Письмо МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г. “Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений”, в котором отражены основные функции деятельности классного руководителя.

Определив основные направления деятельности классных руководителей, в школе проведен педагогический совет “Роль классного руководителя в реализации НП “Образование”, на котором учителя выделили проблему – как оценить эффективность воспитательной работы. Это послужило первым шагом к введению в школе рейтинговой оценки деятельности учителя. Педагоги в ходе деловой игры выработали критерии, по которым необходимо оценивать работу воспитателей. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать через деятельность и результативность.

“Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя” (из Письма МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г.). В ходе экспериментальной работы нами были выделены следующие критерии и разработан инструментарий:

Оценка деятельности

Направление деятельности

Критерии

Методика оценки

Организация воспитательной деятельности

  • количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
  • количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
  • Участие класса в общешкольных мероприятиях;
  • Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
  • Отчет классного руководителя
  • Анализ посещения
  • Отчет классного руководителя
  • Анализ проведения общешкольного мероприятия
  • Анализ мероприятия
  • Анкетирование “Классный руководитель глазами воспитанников”

Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогическими работниками

  • кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды
  • Отчет классного руководителя,
    Отчеты специалистов социально-психологической службы

Взаимодействие с родителями

  • кол-во родительских собраний, % присутствия;
  • рейды в семьи;
  • беседы с родителями;
  • Протоколы родительских собраний;
  • Протоколы рейдов

Методическая деятельность классного руководителя

  • Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
  • Анализ методической деятельности

Оценка результативности деятельности классных руководителей

Критерии

Показатели

Методика оценки

охваченность учащихся внеурочной занятостью

  • охваченность учащихся внеурочной занятостью

Анализ листа занятости учащихся, анкетирование

Профилактика

правонарушений

  • количество учащихся, состоящих на всех видах учета

Стат.данные по школе по профилактике

Организация ученического самоуправления в классе

  • уровень развития ученического самоуправления в классе

“Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе” пр. М.И. Рожков

Методика О.В. Лишина “Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива”

Уровень воспитанности

  • сформированность системы отношений к социально-значимым культурно-духовным нормам и ценностям;
  • сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;

3 – 6 классы: С.М. Петровой “Пословицы”

6 - 8 класс: Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов

9-11 класс: “Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
  • Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
  • Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”

Методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ”

Для оценки деятельности классного руководителя была составлена карта:

Оценка деятельности классного руководителя_____ класса МОУ СОШ № 2 за ____

1. Классные мероприятия

Мероприятия

Кол-во

 

1.

Тематические классные часы (указать темы)

   

2.

Выход в театр

   
 

Выход в кинотеатр

   
 

Выход в музей, на выставки

   
 

Выезд на природу, т/б, экскурсии по области

   

2.Общешкольые мероприятия

Мероприятия

   

1.

     

3.Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)

Мероприятия

 

баллы

1.

     

4. Социальная защита детей и профилактика правонарушений

Кол-во б/п по ТЖС

Кол-во рейдов в семьи

Кол-во уч-ся на ВШУ

Кол-во уч-ся на КДН, ПДН

Кол-во правонарушений в классе

Кол-во конфликтных ситуаций

Взаимодействие с психологом, соцпедагогом (кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды)

             

5. Учебная деятельность класса

Качество знаний

Неуспевающие (на протяжении уч. года)

Занятость в системе допобразования

     

6. Классное самоуправление

Высокий уровень

Средний уровень

Разовые поручения

Отсутствует

       

7.Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью (указать названия)

 

Школьный

городской

Региональный

Всероссийский

Педсоветы, совещания (воспитат. тематика)

       

Семинары (воспитат. тематика)

       

Мастер-классы, творческие мастерские

       

Конкурсы

       

Зам по ВР______________________

Разработанная модель и технология мониторинга эффективности деятельности классного руководителя может быть реализована в любом образовательном учреждении для оценки качества воспитательного процесса.