Моделирование языковой среды при обучении иностранному языку в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


 

Содержание

Повседневная  реальность  последних лет  свидетельствует о возросшем статусе иностранного  языка в российском обществе. Язык и языковое образование  становятся  инструментом  успешной жизнедеятельности  человека  и значимым средством, формирующим  сознание  личности  и ее способности  входить  в открытое информационное пространство. Динамика  общественной жизни страны  и связанные  с нею  преобразования, межгосударственная интеграция в сфере образования  вызывают  общественную  потребность  в большом количестве  граждан, практически владеющими  одним или  несколькими современными языками.
Осознание  важности  языкового  образования  в современном обществе  стимулирует  большинство родителей  приобщать своих детей  к изучению иностранного языка с младшего школьного возраста, а школы, реагируя  на эту потребность, стремятся  вводить  в учебные планы  иностранный язык в качестве учебного  предмета.
И государство, и общество  признали тот факт, что изучение  иностранного  языка в данном возрасте полезно  всем детям, поскольку оно  способствует:

- развитию  психических функций  ребенка (мышление, внимания, восприятия) и его речевых способностей;
- более раннему вхождению  ребенка в  общечеловеческую культуру через  общение на новом для него языке;
- более качественному  овладению первым иностранным  языком  и создание базы  для продолжения  его изучения в основной школе.

Начальное  языковое  образование предполагает  развитие личности ребенка в целом, его интеллектуальных (когнитивных)  и  эмоционально-волевых (некогнитивных) способностей  и личностных качеств,  которые прежде всего  проявляются в языке.
Исходя  их  вышеизложенного, в качестве стратегической   цели  начального  языкового  образования  выступает  формирование у младших школьников  элементарных черт  вторичной  языковой  личности, делающих их способными  к межкультурной  коммуникации (в пределах программных требований). Такое понимание цели  означает:

- овладение детьми  языком  как средством общения;
- усвоение  различной  внеязыковой  информации, связанной  с миром  зарубежных сверстников, с зарубежным  песенным, стихотворным  и сказочным фольклором и с доступными  детям образцами  детской  художественной  литературы на  изучаемом языке;
- развитие таких качеств, которые необходимы  для  адекватного  общения  и взаимопонимания различных  культур.

Учителя начальных классов и учителя иностранных языков  должны быть заинтересованы в решении задач качественного обучения  родному и иностранному языкам. Идеальное сочетание – учитель начальных классов является и учителем иностранного  языка. Это дает возможность создать  определенную языковую среду для изучения  иностранного языка.
В нашей  школе как раз имеет место  это идеальное сочетание – учитель начальных классов – он же учитель английского языка. Иностранный  язык введен в  учебный план  школы  с 2003  года. Мы работаем  по учебно-методическому  комплекту  И.Н.Верещагиной.
Основной формой обучения  языку  является урок. Осуществляя  главную цель обучения – формирование  личности, способной  к межкультурной  коммуникации, т. е. развивая  коммуникативные  способности  детей, мы применяем  технологии развивающего обучения, адаптивные технологии, и с учетом  возрастных особенностей детей – информационные технологии.
Большое внимание на уроке  мы уделяем  игре, потому что  игра – регулятор  всех жизненных  позиций ребенка. Она хранит и развивает  «детское»  в детях, она  - школа их жизни  и практика развития. Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами). На  мой взгляд, и как показывает практика  работы      …..  игры  ситуативные, соревновательные,  ритмо-музыкальные  и художественные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся, на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей.
К соревновательным играм относятся    большинство   игр, способствующих контролю усвоения лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, «аукционы», настолько-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т. д.
Ритмо-музыкальные  игры - это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев. Эти игры способствуют контролю фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные, или творческие, игры  — это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества. Их можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация; и  словесно- творческие (подбор рифмы,  коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
В нашем  школьном МО  обобщен  опыт использования  дидактических игр на уроках.  Особенно любимы  детьми  игры-поручения, игры-путешествия, игры-загадки.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность,
обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Мы стараемся сделать так,  чтобы в каждой  игре дидактизм  сочетался  с занимательностью, шуткой, юмором.
Увлечение игрой  мобилизует  умственную деятельность, облегчает выполнение  задачи, поставленной учителем.
Игра - одна из основных, но не единственная  форма работы  учителя. Для  моделирования   языковой среды  необходимым  компонентом являются  интегрированные уроки. Учитывая  возрастные  и психологические  особенности  детей, мы стараемся  подойти  к каждому  ребенку дифференцированно, чтобы каждый  урок дарил каждому   ребенку  радость общения. Этому способствует весь арсенал  педагогических средств: красочные учебники,  прекрасные наглядные пособия, аудио  и видео кассеты, мультимедийное  оборудование, компьютеры -  все  это  в нашей  школе имеется  в достаточном  количестве, т. е. созданы  все необходимые  условия  для качественного  проведения уроков иностранного языка.
Логическим продолжением урока  является  работа по предмету.
Она позволяет  повысить  интерес  учащихся  к изучаемому языку, углублять  и расширять  их  знания, совершенствовать    навыки  и умения. Она помогает учителю видеть  наиболее способных  детей, проявляющих  интерес  к  предмету, а учащимся показать  свои склонности, способности  к тому или иному  виду деятельности.
Внеклассная  работа  способствует  реализации  практической, воспитательной, развивающей  и образовательной  целей. Только при условии  органического сочетания  урочной и  внеклассной  работы иностранный  язык  может внести  свой весомый вклад  в формирование   личности.
Мы  используем  три формы  внеклассной работы: индивидуальную, групповую и массовую. Все эти формы  возможны и на начальном  этапе.
Индивидуальная  форма включает: разучивание  учеником  стихотворении, которое, как правило, не входит в учебный материал  данного года  обучения; подготовку  и исполнение  песенки на английском языке  с музыкальным сопровождением (сольное исполнение); разучивание роли  из небольшой инсценировки; подготовку  ученика  к ведению  программы утренника.
Групповая  форма  предусматривает  работу  учащихся  в таких кружках, как  кружок пения,  драматический  кружок, кружок  кукольного театра, кружок «Веселый английский» и др.
Массовая  форма предусматривает  проведение  разнообразных  конкурсов, как-то: на лучшее чтение стихотворения, лучшее исполнение  песни группой,  лучшее выразительное  чтение,  лучшее  описание картинки и другие, а также  проведение  утренников.
В  течение трех лет я веду  кружок «Веселый английский».На  занятиях кружка  мы отрабатываем  изученный материал,  развиваем диалогическую и монологическую речь  учащихся. Кроме  того,  готовим утренники  и праздники на английском языке, готовимся  к  мероприятиям   Недели  иностранного языка, которая традиционно  проходит в нашей  школе в конце апреля. Неделя  иностранного языка – это творческий отчет  учителей  иностранных языков. Дети показывают уровень  усвоения  учебного  и внеурочного материала  в конкурсах, турнирах, соревнованиях  и все заслуженно получают слова благодарности своих учителей.

В  целях развития  преемственности и развития взаимоотношений  в нашей  школе введен  элективный  курс для  девятиклассников, на котором  ни готовятся и  практикуют английскому  языку  малышей  начальной   школы.
Ведение внеклассной работы  помогает сохранять  и развивать  мотивацию  детей  к изучению  английского языка, реализовывать  в комплексе  поставленные цели и задачи  обучения.
Обучение  иностранным языкам  в современной школе   невозможно  без  проектной  деятельности учащихся. Метод проектов позволяет  осуществить актуальное исследование окружающей жизни, активное применение знаний и умений.
В основе  метода проекта лежат следующие ценности:

- целесообразная деятельность учащихся;
- ориентация на личный интерес ребенка;
- практическая востребованность  полученных знаний.

Работа    над  осуществлением    какого-либо проекта  объединяет  различные    формы деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная), различные технологии  и приемы (беседа, игра, опрос, дебаты, дискуссия).
Метод проектов нашел  широкое  применение во многих странах мира главным образом потому, что он  позволяет интегрировать знания учащихся из разных  областей  при решении одной проблемы, дает возможность  применить полученные  знания на практике, генерируя при этом  новые идеи.      Проект – это деятельность, мотивом которой является разрешение какой-либо проблемной ситуации, требующей творческого, исследовательского подхода, инициативы ребенка, коллективного взаимодействия.  Как  организовать  проектную деятельность  малышей, используя  их еще  совсем небольшой  жизненный  опыт,  незначительный  объем  знаний по языку?  Здесь у  учителя  в арсенале  должны  быть  самые  различные  методы и формы  работы.
Интересные  подсказки-задания, стимулирующие  использование исследовательской  и самостоятельной работы, поиск и в итоге  выходящие  на результат – творческую работу  ученика. Например: « У инопланетянина  сломалась летающая тарелка. Он вынужден  провести некоторое время в нашем городе.  Ему очень трудно сориентироваться в нашем пространстве, т.к. он  говорит только на английском языке. Какую помощь вы можете предложить ему? Предположительное продолжение этой ситуации – составление и презентация на английском языке карты города. Здесь будут задействованы следующие темы: «Профессии», «Город, где я живу», «Цвета», «Животные».
В такой организации  занятий, как проектная  работа, дети приобретают не только  предметные  и   межпредметные   знания и умения, но и умение  планировать и организовывать  свою работу, свое свободное время.
Кроме того, метод проектов позволяет решить  часто встречающуюся на занятиях  иностранного языка  проблему «неговорящих» детей. Вовлекаясь  в проектную деятельность, имея интерес и стремление к достижению  результата, дети легче  преодолевают  иноязычный барьер.
Проектная  деятельность не только  создает  деятельностную   среду общения и изучения  иностранного языка, но и формирует  зону ближайшего  развития ребенка в результате совместной деятельности.
Особенностью проекта, реализуемого на занятиях по  иностранному языку, является общение  как необходимая   основа коллективной  творческой  деятельности. В рамках осуществления  проекта в атмосфере партнерского, дружеского  общения и происходит  усвоение   детьми лексических  единиц, грамматических структур, страноведческих  реалий и их активизация. Кроме того,  дети приобретают  ценный опыт мотивированного «неискусственного» иноязычного  общения.
Меня, как учителя  иностранного языка  интересует то факт, как  моделирование  среды  при изучении английского языка влияет на развитие  и качество  знаний  учащихся. В  ходе  анализа  срезов, тестов, проверки навыков  чтения  выявлено , что  уровень  обученности учащихся, обучающихся  в системе  моделирования  языковой  среды, существенно  опережает  своих   уровень  обученности  ровестников. На  графиках  наглядно  это просматривается:

 

Можно сделать вывод, что учащиеся  стали более  грамотно  пользоваться грамматическими структурами  и явлениями. Значительно возрос  словарный запас слов, его употребление в речи.

В  заключение  хотелось  отметить , что любой язык, как родной, так и иностранный, - это живой организм, в нем сосредоточен, кроме информационного,  огромный нравственный, этический, эстетический, художественный потенциал, поэтому отношение к языку как формальному набору «видов речевой деятельности»   ведет к выхолащиванию самой его сути. Задача состоит в том, чтобы вызвать в детях  ясное понимание того, что язык – не простое развлечение, не «гарнир», которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе и школьника.

Презентация